Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История зарождения квалиметрии. Практические задачи квалиметрии.






История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет XV века, причем ее развитие началось за долго до того, как она получила свое развитие. Это обусловлено в первую очередь тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения узловой задачи квалиметрии – определения номенклатуры показателей качества подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества.

Другой важный аспект квалиметрии – априорная оценка качества – получил свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответственные расчетные методики. Особое внимание стали уделять расчетам оценки качества в связи с принятием руководящими органами нашей страны постановления, предусматривающего введение государственной аттестации качества продукции. При проведение аттестации требуется осуществлять сопоставления оцениваемой продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствующие методики.

Накопленный за годы опыт и проведение исследований позволили сделать ряд выводов и сформулировать предмет квалиметрии, определить круг задач, имеющих важное значение для решения научных проблем в области оценки качества продукции и практического использования методов квалиметрии в условиях изобилия продукции.

К числу практических задач относятся:

1. разработка методов определения численных значений показателей качества, сбора и обработки исходных данных для их вычисления и установления требований к точности таких вычислений;

2. разработка методов определения оптимальных значений показателей качества различных видов продукции при их стандартизации;

3. обоснование выбора и установление состава показателей качества продукции при прогнозировании качества продукции;

4. разработка единых принципов и методов оценки уровня качества;

5. Разработка единичных принципов и методов оценки отдельных свойств продукции.

При этом, перечисленные практические задачи квалиметрии не исчерпывают всей проблематики измерения и количественной оценки качества продукции. Решение задач оценки качества продукции в каждом отдельном случае имеет свою определенную цель:

1. сравнение различных возможных вариантов проектируемых изделий для выбора наилучшего;

2. сравнение различных возможных вариантов повышения качества изготовления продукции на данном предприятии для выбора наилучшего;

3. анализ эффективности проведенных мероприятий по повышению уровня качества продукции в масштабе предприятия или производственного объединения, отрасли и народного хозяйства в целом и т.д.

Как известно, любой предмет обладает практическим бесконечным количеством свойств, составляющих в целом его качество. Нам необходимо выделить лишь те свойства и показатели, которые в данный момент представляет интервал с точки зрения удовлетворения личных или общественных потребностей.

Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся:

1. Общая квалиметрия – в ней рассматриваются общетеоретические проблемы: системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).

2. Специальная квалиметрия – рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная квалиметрия, вероятностно-статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно-ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

3. Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и т.д.

На специальном международном семинаре квалиметрию как науку разделили на 2 направления: теоретическая квалиметрия, прикладная квалиметрия

Направление прикладной квалиметрии: социологическая квалиметрия; географическая квалиметрия; педагогическая квалиметрия; строительная квалиметрия; эстетическая квалиметрия; квалиметрия механизмов; квалиметрия в геодезии; квалиметрия в машиностроении.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы:

1. Экономический статус;

2. Технико-экономический статус;

3. Общенаучный статус;

4. Систематический статус.

Квалиметрия тесно связана с метрологией, экспериментальной психологией, прикладной математикой, исследованием операций, аксиологией и теорией экономической эффективности. Квалиметрия внедряется в производство методами стандартизации (национальные стандарты и международные рекомендации по стандартизации) устанавливает единые методы контроля качества продукции.

Квалиметрические оценки, включаемые в расчеты экономической эффективности, помогают обеспечить сопоставимость вариантов и, таким образом повышают точность этих расчетов.

Квалиметрия не подменяет на одну из существующих дисциплин, а находится с ними в состоянии взаимодействия, получая «помощь» от одних наук и оказываемая другим.

Квалиметрия наука современная, относительно новая, стало быть, здесь много проблем, над которым могут работать молодые ученые из разных отраслей.

В настоящее время квалиметрия занимает свое достойное место среди других отраслей значения и преподается как отдельная дисциплина в вузах страны.

Квалиметрия – межотраслевая научная дисциплина, поэтому рано или поздно ее методы будут применяться во всех технических, естественных и гуманитарных науках.

Большое значение в развитие квалиметрии внесли: д.э.н. А.В. Гличев, д.т.н. Н.Б. Погожев, д.т.н. Я.Б. Шором, к.т.н. Г.Г. Азгальдов и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.