Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель обучения детей организации экспериментирования






Этапы обучения Приемы Навыки исследовательской деятельности
Мотивация деятельности - создание развивающей среды; - проблемные ситуации; Устойчивый интерес
- интрига и сюрпризные моменты Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
1 этап Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дета самостоятельно осуществляют решение проблемы - наводящие вопросы; - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов
2 этап Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент - проблемные вопросы; - пополнение уголка новыми материалами и предметами;
- приемы межличностного общения и сотрудничества Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
- работа воспитателя по указанию целей; - допущение неточности в действиях воспитателя;
3 этап Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Разработала перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:

v экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

v познавательное занятии с элементами экспериментирования;

v демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

v долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия реализуются как в рамках образовательной «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности. Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

v приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

v разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

v природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

v утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

v технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

v разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

v красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

v медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

v прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

v безопасность для жизни и здоровья детей;

v достаточность;

v доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Лесовичок, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.

Фиксация результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках..

Классификация способов фиксации:

v Календарь погоды.

v Календарь природы.

v Дневник наблюдений.

v Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).

v Сравнение с уже известными детям объектами.

v Изучение взаимообратных процессов.

v Включение в сюжетно-ролевые игры.

v Картинки, фотографии, схематические зарисовки.

v Объемные изображения или игрушки.

v Отдельные буквы и слова.

v Натуральные объекты.

v Циферблаты.

v Записи звуков.

v Зарисовывание объекта.

v Схематическое зарисовывание.

v Использование условных знаков.

v Обведение объектов.

v Планы-схемы.

v Подсчет количества объектов.

v Рисунки-прогнозы.

v Фотографирование.

v Запись воспитателя.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

v наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?»

v для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

v чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» решение экологических задач и т.д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

 

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Направления экспериментальной деятельности № п\п Тема Задачи
Экспериментирование с песком, глиной   Песок, глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины.
  Песчаный конус. Помочь определить, может ли песок двигаться.
Экспериментирование с водой.   У воды нет запаха. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
  С водой и без воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Экспериментирование с воздухом.   Этот удивительный воздух. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
  Парусные гонки. Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
  Вдох – выдох. Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
  Сухой из воды. Помочь определить, что воздух занимает место.
Наблюдение за жизнью растений   Нужен ли корешкам воздух? Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
  Земля – наша кормилица. Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомит с составом почвы.
  Земля – наша кормилица. Закрепить представления о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
  Что выделяет растение? Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
  Есть ли у растения органы дыхания? Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
  Почему цветы осенью вянут? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
Наблюдение за жизнью животных.   Могут ли животные жить в земле? Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
    Проверим слух. Показать как человек слышит звук.
  Наши помощники – глаза. Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
Человек   Как устроена дыхательная система человека? Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
  Зачем человеку глаза? Помочь определить, зачем человеку нужны глаза.
  Есть ли у глаз помощники? Помочь определить помощников глаз.
  Что я вижу одним глазом? Помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
  Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
  Определение пищи на вкус. Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее).
  Большой – маленький. Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.
Экспериментирование с предметами   Как действуют магниты на предметы. Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
  Мир бумаги. Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
  Мир ткани. Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
  Наряды куклы Тани. Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использование тканей и временем года.
  Легкая пластмасса. Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.
  Как достать скрепку из воды, не замочив рук. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
  Представления о полюсах магнита. Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
  Путешествие в мир стеклянных вещей. Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
  Меня зовут Стеклянчик. Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
    Термометр. Реализовать представления. Сформированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.
  Опыт с металлом и пластмассой. Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
  Как поднять единицу? Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.
  Испытание магнита. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
  Разные отражения. Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.
  Удивительные плоды. Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию.

 

 

Литература.

  1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
  2. В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
  3. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
  4. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
  5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
  6. А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.