Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивизм и реализм






Период от поражения восстания 1863-1864 гг. до 90-х гг. XIX в. известен в польской истории как эпоха позитивизма, хотя он в эти годы конечно же не был единственным направлением в общественной, научной и культурной жизни. Последователи этого философского направления были убеждены в том, что мир развивается благодаря естественным, рациональным законам. В связи с этим большое значение они придавали науке и образованию. Польский позитивизм воспринял некоторые черты, характерные для французской школы, но имел и свои особенности. Его сторонники были убеждены в преимуществе индустриальной цивилизации и высказывались за применение в промышленности и сельском хозяйстве современной техники и технологий. Они отвергали революцию, нарушавшую, по их мнению, естественный прогресс и порождающую анархию. Следуя Ч. Дарвину и Г.Т. Боклю, они проповедовали рациональный, утилитарный и эмпирический подход к жизни. В отличие от западных разновидностей, польский позитивизм был не столько философской школой, сколько литературным и общественно-политическим течением. Отбросив романтический миф богоизбранного народа, польские адепты позитивизма воспринимали народ как единый организм, желая усилить его так, чтобы он мог успешно противостоять чужеземному владычеству. Одним из главных варшавских позитивистов был А.Свентоховский (1849-1938), выступивший против романтических идеалов и хотевший, чтобы европейские ветры проветрили “душную избу”.

Сторонники позитивизма в целом критически относились к романтической традиции борьбы и самопожертвования как не давшей результатов в решении польского вопроса и приведшей к напрасным жертвам. Но в их рядах не было полного единства по вопросу о дальнейших путях развития польского народа.

В Великой Польше их взгляды были близки убеждениям западноевропейских либералов: они стремились противодействовать ультрамонтанству и сотрудничеству с автократической Пруссией, делали упор на органический труд и национальный солидаризм.

Вклад краковских позитивистов в борьбу с романтической традицией выразился в интерпретации польской истории, прежде всего причин падения Речи Посполитой. Представители краковской исторической школы (В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский и др. видели их в особенностях внутреннего развития страны, считали произведенные в последней трети XVIII в. разделы закономерным итогом, вину за который несут сами поляки. Такая позиция привела их к толерантному и даже лояльному отношению к Вене. Этому, несомненно, способствовало и сильное влияние в монархии Габсбургов католической церкви, которая рассматривалась польской интеллигенцией как один из важнейших польских национальных институтов.

Представители варшавской исторической школы - Т. Корзон, В. Смоленьский и др. - основную причину падения Речи Посполитой видели в захватнической политике более сильных соседей. Разделив Польшу, они прервали ее поступательное развитие, наметившееся во второй половине XVIII в.

Позитивистский лозунг органического труда относился к культурной, общественной и хозяйственной жизни. Позитивисты подчеркивали значение экономического прогресса и беспокоились, чтобы польские земли не отстали от поступи европейской модернизации. Героями позитивистов были уже не повстанцы, не “человек с ружьем и саблей”, а врачи, борющиеся с болезнями, учителя, ликвидирующие безграмотность, инженеры, предприниматели, купцы и др. деятельные люди. Позитивистская программа пропагандировалась через прессу и литературу. Быстро росло число названий газет и журналов и их тиражи, они приобретали все большее влияния на умонастроения в обществе. Заметным явлением стали издания, предназначенные для селян. Пресса отличалась разнообразием и удовлетворяла запросы все более широкого круга людей. Популярной формой подачи материала стали обозрения или как их тогда называли - фельетоны. Чтение газет входило в привычку в образованных слоях общества.

Важную роль в разработке и пропаганде позитивистского мировоззрения и программы органического труда играли периодические издания. Свентоховский, например, делал это на страницах варшавских “Пшеглёнда тыгоднёвого” (“Еженедельное обозрение”) и “Правды”. Его издания осуждали классовые предрассудки, выступали за эмансипацию женщин и евреев, составлявших в Царстве Польском немалую часть городского населения.

Ведущим направлением польской литературы последней трети XIX в. стал реализм. Ценились произведения, верно отражавшие не всегда светлую действительность. Роман и новелла потеснили поэзию и рассказ. Литература и искусство идеализировали героев новой эпохи и высмеивали традиционалистов и обскурантов. Важное место в иерархии литературных произведений занял бытовой роман, высоким оставался интерес читателей к историческим романам.

В эпоху позитивизма расцвел талант ряда известных польских прозаиков. Одним из них был Б. Прус (А. Гловацкий) (1847-1912), газетные обозрения которого стали популярной варшавской хроникой конца столетия. Известность получили его романы “Кукла” и “Фараон”. Э. Ожешко была певцом литовско-белорусской земли, где проживало много поляков. Многие зачитывались ее романом “Над Неманом”.

Но самым популярным писателем этой эпохи был Г. Сенкевич (1846-1916), автор знаменитой исторической трилогии “Огнем и мечом”, “Потоп” и “Пан Володыёвский”. Из других исторических романов Сенкевича следует назвать “Камо грядеши” и “Крестоносцы”. Творчество Сенкевича было отмечено Нобелевской премией (1905).

Среди поэтов особенно выделялись А. Аснык, автор интеллектуально насыщенных сонетов, и М. Конопницкая, обращавшаяся своим творчеством прежде всего к простому читателю и не чуравшаяся общественных и социальных мотивов.

Важное место в культурной жизни поляков занимал театр. Варшавские государственные театры были одним из немногих общественных мест, где свободно звучал польский язык. Театры Варшавы, Кракова, Львова, Познани отличались высоким художественным уровнем репертуара, прекрасными актерскими труппами. В более мелких городах представления давали любительские театры и странствующие коллективы. В одном из них дебютировала выдающаяся актриса Х. Моджеевская.

Огромную эстетическую и воспитательную нагрузку несла живопись. На последнюю треть XIX в. приходится пик популярности Я. Матейко (1838-1893). Он был ректором Краковской школы изящных искусств, единственной в польских землях после закрытия академии в Варшаве высшей художественной школы. В 1895 г. она была преобразована в Академию изящных искусств. Кисти Матейко принадлежит ряд монументальных полотен на исторические темы, посвященных кульминационным моментам польской истории (“Битва под Грюнвальдом”, “Костюшко под Рацлавицами”, “Прусская присяга” и др.). Широкую известность, особенно в России, приобрело творчество Г. Семирадского. Любители живописи с нетерпением ждали появлений новых работ графика А. Гроттгера, художников Я. Мальчевского, братьев А. и М. Герымских. В 1879 г. в Кракове был открыт Национальный музей, где посетители могли знакомиться со многими выдающимися произведениями польских живописцев, скульпторов и др. представителей изобразительных искусств.

В музыке в этот период не было столь ярких имен, как Монюшко, в основном композиторы работали в традиционном стиле. Среди исполнителей наиболее известным был скрипач Х. Венявский (1835-1880). Зато наблюдалось общее оживление музыкальной жизни: создавались хоровые общества, консерватории и музыкальные школы. В 1871 г. было основано Варшавское музыкальное общество.

Большое внимание в послеповстанческий период уделялось просвещению. В сфере высшего образования важное место вплоть до закрытия в 1869 г. занимала варшавская Главная школа. В числе ее профессоров были известный химик Я. Натансон и знаменитый лингвист Я. Бодуэн де Куртене. Поляки составляли около 45% созданного на базе Главной школы русского Варшавского университета. Но царившая в нем и вокруг него атмосфера не способствовала его популярности среди поляков. Поэтому большинство молодых людей, желавших получить высшее образование, выезжали на учебу заграницу, чаще всего в Краков и Львов, а также в университеты на территории Российской империи. Поляки из прусских земель Польши могли обучаться только в немецких или заграничных университета.

В последние десятилетия XIX в. основными центрами польской науки стали Ягеллонский и Львовский университеты. Росло число студентов, в том числе и за счет выходцев из крестьян. Общепольский характер по составу студентов приобрели открытый в 1871 г. Львовский политехнический институт и Краковская школа изящных искусств. Выдающимся событием в научной и общественной жизни стало создание в 1872 г. в Кракове Академии знаний, 100 членов которой составляли научную элиту всех польских земель.

Разным было положение со школьным образованием. Лучше всего польские средние школы развивались в монархии Габсбургов. В основном это были классические гимназии. В Царстве Польском гимназии были русифицированы, а в прусских землях - германизированы.

Начальное образование хуже всего было поставлено в Царстве Польском. Число школ здесь было невелико, а уровень преподавания весьма низким. В Царстве Польском и в начале века все еще было много неграмотных. Полной противоположностью была ситуация в Пруссии. Власти придавали большое значение элементарному образованию, в том числе и как важному инструменту воспитания лояльных граждан. Здесь неграмотных практически не было. Австрийские земли занимали в этом отношении промежуточное положение, несколько опережая по уровню грамотности Царство Польское, но безнадежно отставая от польских провинций Пруссии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.