Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Польские земли в древности





Если под " древностью" мы будем понимать первобытно-общинный строй, то эта эпоха для Польши будет тянуться приблизительно до 500 г., то есть как раз до конца европейской античности. С VI века начинается складывание государственности и дифференцированных социальных структур, от IX – X вв. отсчитывается история средневекового польского государства и феодализма. Но где начинается древность? Какое время можно принять за стартовую точку истории польских земель? Одно из возможных решений – признать в качестве такого рубежа появление первых следов пребывания человека в виде каменных орудий около 200 тыс. лет назад. Антропологически первые обитатели польских территорий были близки неандертальцам.
Большая часть из этих двухсот тысячелетий приходится на палеолит и мезолит, черты которых одинаковы в любой части Европы и мира. " Неолитическая революция", то есть переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию и от охоты к животноводству докатывается до польских земель в V тысячелетии до н.э. и длится приблизительно до 1700 г. до н.э. Эпоха бронзы (1700 г. до н.э. – VII в. до н.э.) приносит не только новые фундаментальные перемены в орудиях труда (переход к металлу, бронзе), но и важные социальные и культурные изменения: накопление богатств сопровождается формированием племенной аристократии, которая постепенно концентрирует власть в своих руках. Соответственно, в языческом пантеоне Перун становится как бы старшим богом, подчинив себе других и оттеснив на второй план богиню-мать. Социальные перемены отражаются и в появлении полубогов – героев того или иного племени, погребенных в громадных курганах. К той же эпохе бронзы относится и формирование двух археологических культур и двух предположительно соответствующих им этнических групп – западнолужицкой культуры венетов и восточнолужицкой культуры невров. Этническая атрибуция лужицкой культуры – предмет давних и незавершенных споров историков. Одна из существующих историографических традиций считает ее носителей праславянами, с которых начинается отделение славян от других индоевропейских народов. Другие ученые считают отождествление лужицкой культуры с культурой праславян необоснованной.
Но даже безотносительно к этим спорам судьба лужицкой культуры загадочна. Дело в том, что в 650 – 500 гг. до н.э. она переживает расцвет, связанный с переходом от бронзовых орудий к железным, ростом обмена с соседними племенами, разложением племенного эгалитаризма и отчетливым выделением военно-племенной верхушки, чьим местом пребывания становятся укрепленные поселения – грады, некоторые из которых достигают весьма внушительных размеров. В качестве примера хорошо известен реконструированный археологами град в Бискупине, площадью в 2 гектара, окруженный земляным валом, насчитывавший 12 вымощенных бревнами улиц, сходившихся к центральной площади. Население Бискупина составляло около 1000 человек, что было очень много для той эпохи. В целом, все говорит в пользу того, что в середине первого тысячелетия до н.э. прапольские племена стояли на пороге образования собственного государства и социальных структур феодально-средневекового типа. Однако этого не произошло. После 500 г. до н.э. на несколько веков лужицкая культура погружается в глубокий упадок, вызванный скорее всего климатическими причинами, резким похолоданием: сокращается производство металлов и керамики, качество изделий становится много более грубым, чем прежде, голод заставляет население уходить с насиженных мест и обработанных земель, на этой почве умножаются и ожесточаются межплеменные столкновения. Лишь к концу первого тысячелетия на н.э. (около 125 г.- 25 г. н.э.) наблюдается некоторая стабилизация на более низком уровне, положившая начало двум новым археологическим культурам, пришедшим на место лужицкой – оксывской и пшеворской. Первые пять веков нашей эры характеризуются польскими историками как период римских влияний.
Для этого времени характерно восстановление железоделательного производства, подъем домашнего ремесла, постепенный, хотя и чрезвычайно медленный, прогресс земледелия и животноводства. Население снова сосредотачивается не в градах, а в деревнях, по 6-7 семей. Эти поселения нестабильны: после истощения почв жители покидали их, чтобы снова вернуться на старое место через 20-30 лет. Социальная дифференциация снова достигает известной глубины, выделившаяся племенная аристократия опирается на типичный для всех народов на этой стадии развития режим " военной демократии". Этнически население польских земель состоит на 90% из славянских племен, которые принято называть прапольскими. Общеславянский фонд языческих религиозных представлений питает духовную культуру населения будущей Польши. Приблизительно с VI века начинается новая эпоха в истории страны. приведшая к складыванию государства и средневекового общества в IX – X вв.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.