Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие бизнеса как инициативной экономической деятельности. Объекты бизнеса.






 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - инициативная, самостоятельная, не противоречащая законодательству, осуществляемая под свою имущественную ответственность

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая от своего имени на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. ПРЕДПРИЯТИЕ ВЕНЧУРНОЕ — предприятие малого бизнеса, занятое научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, в т.ч. по заказам крупных фирм и государственным субконтрактам. К нему примыкает широкий спектр предприятий, занятых маркетингом, инжинирингом, рекламой, оказывающих консультативные услуги, помогающие в финансировании (фирмы венчурного капитала). ПРЕДПРИЯТИЕ, ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ — юридическое лицо или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин-предприниматель. ПРЕДПРИЯТИЕ МАЛОЕ — предприятие с численностью работающих: в промышленности и строительстве — 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100, в других отраслях производственной сферы — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25, в розничной торговле — до 15 человек. П.м. могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять все виды хозяйственной деятельности. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, П.м. обязаны получить лицензию.

Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации;

 

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

Понятие и содержание бизнес-планирования.

Современной методологией формирования на научной основе стратегических и внутрифирменных планов деятельности любой фирмы является методология бизнес-планирования. Ее реализация должна осуществляться на постоянной и регулярной основе.

В рыночной экономике бизнес-план служит важным рабочим инструментом как для действующих, так и для вновь образуемых фирм. С его помощью становится возможным получить необходимые инвестиции, разработать реальные планы на достаточно отдаленную перспективу, составить систему фактических и прогнозных числовых оценок экономических, финансовых и социальных показателей, по которым можно было бы достоверно судить о степени успешности развития собственного дела. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить, глубоко исследовать каждый элемент предполагаемого рискового рыночного проекта, предложения, предпринимательского дела. Практически всегда на стадии разработки бизнес-проекта, предложения, сделки, реализации процедуры санации предприятия обнаруживается множество слабых мест, пробелов и недочетов, устранение которых и явится предметом осуществления последующей работы предпринимателя или главного менеджера.

НЕОБХОДИМОСТЬ БП: убедить сторонних инвесторов в экономической целесообразности вложения денег в данный бизнес-проект или предоставления кредита; помочь реализовать в полном объеме сформулированную миссию фирмы и не позволить случайным обстоятельствам способствовать отклонению фирмы от выбранной главной (глобальной) цели. БИЗНЕС-ПЛАН — это типовое (унифицированное) проектное решение на достаточно отдаленную перспективу (5, 10 и более лет), в котором дается научно обоснованная оценка возможных на данном сегменте рынка конечных целевых экономических, финансовых и иных результатов деятельности предприятия.

Цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой. Задачи и преимущества использования бизнес-плана.

Главная цель разработки бизнес- плана — сформулировать или уточнить основную концепцию развития фирмы. Конкретные цели: получение обобщенной финансовой оценки предыдущего этапа развития фирмы, а также оценка ее современного производственного и экономического потенциала; разработка или уточнение прежней стратегии развития фирмы или отдельных направлений ее деятельности, а также определение способов реализации стратегических целей и задач; внутрифирменное планирование, контроль, анализ, регулирование и оперативный учет; разработка и обоснование бизнес-проектов, привлечение инвесторов для реализации внутрифирменных планов; снижение уровня совокупного риска фирмы разработка и осуществление проектов создания новой продукции; оценка потенциала отдельной фирмы и компании в целом; формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении фирмы, стратегии ее развития, планов будущей деятельности; определение степени социальной ответственности и социальной защищенности работников. Основные задачи: установление перспективных направлений предпринимательской деятельности фирмы, а также выбор экономически наиболее выгодных целевых рынков; обоснование долговременных и краткосрочных целей фирмы, стратегии и тактики их осуществления; выбор состава товаров и услуг, которые будут предложены; оценка производственных затрат по их созданию, а также торговых издержек по их реализации; выявление уровня профессионального соответствия имеющихся кадров современным требования рынка, а также оценка экономической целесообразности используемых видов мотивации их труда; определение состава и содержания маркетинговых мероприятий фирмы.; прогнозирование наиболее вероятных трудностей. Основные преимущества бизнес-плана Бизнес-план призван, во-первых, помочь инвестору определиться, стоит ли вкладывать средства в проект, а во-вторых, является источником информации в процессе реализации проекта. Благодаря бизнес-плану предприниматель определяет направления деятельности своей компании, а также ее место на целевом рынке. Кроме того, он описывает долго- и краткосрочные цели фирмы, ее стратегию.

Типология бизнес-планов.

Бизнес-план развития фирмы — изложение перспектив деятельности фирмы на предстоящий плановый период для представления совету директоров или собранию акционеров Бизнес-план заявки на кредит — разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. Полный бизнес-план коммерческой сделки или инвестиционного проекта — изложение для потенциального партнера или инвестора результатов исследования возможностей компании. Бизнес-план структурного подразделения — изложение высшему руководству фирмы разработанного плана развития хозяйственной деятельности подразделения. Бизнес-план заявки на грант — составляется с целью получения финансовых средств из государственного бюджета или благотворительных фондов. Бизнес-план развития региона — обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов. Бизнес-план создания интернет-компании обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования виртуальной фирмы.

Бизнес-план образовательного учреждения — обоснование перспектив социального и экономического развития образовательного учреждения

Бизнес-план развития национальной экономики — составляется в масштабе всего народного хозяйства и содержит основные экономические, социальные и экологические показатели развития на 5-10 лет вперед.

Основные области применения бизнес-плана.

Основные области: разработка системы внутризаводского бизнес-планирования; разработка и реализация плана увеличения объема производства и сбыта готовой продукции; разработка й реализация мероприятий, связанных с повышением конкурентоспособности производимого товара (услуги), а также фирмы; разработка стратегии увеличения собственной доли фирмы на целевом рынке; разработка комплекса мероприятий по проведению или повышению эффективности рекламной кампании фирмы; обоснование новой, более совершенной структуры управления фирмой; разработка и реализация выхода фирмы на рынок (в том числе внешний) с новой продукцией, услугой; разработка и реализация инвестиционных проектов; подготовка всесторонне обоснованных заявок с целью получения банковских кредитов на развитие фирмы; организация и осуществление совместных с иностранными компаниями производств и совместных предприятий; подготовка и осуществление мероприятий, направленных на отсрочку принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий; разработка и обоснование мероприятий по созданию финансовопромышленных групп; организация и проведение инвестиционных конкурсов (торгов) по продаже акций приватизируемых предприятий; подготовка и осуществление факторинговых операций; подготовка и осуществление операций финансового лизинга; подготовка и осуществление операций по приобретению акций акционерных обществ на фондовом рынке; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; перепрофилирование существующей фирмы (осуществляемое, например, на основе конверсии), выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций; обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм; открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; разработка и обоснование комплекса мероприятий по обеспечению успешного функционирования и дальнейшего развития государственного или негосударственного образовательного учреждения; обоснование увеличения до определенного уровня стоимости компании.

Принципы разработки бизнес-плана.

Главными принципами являются: непрерывности; многовариантности; множества реализуемых целей; количественной оценки целей развития предприятия; научности; оптимальности; сбалансированности; системности и быстрого (гибкого) реагирования.

Принцип непрерывности означает, что работы по составлению различных планов должны вестись постоянно, без перерывов. Принцип многовариантности отражает потребность в получении не одного, а совокупности планов. Принцип множественности подлежащих реализации целей обеспечивает как возможность выбора в конкретной рыночной ситуации определенного количества доминирующих целей, так и решения оптимизационных задач на основе многоцелевого подхода. Принцип количественной оценки целей развития фирмы означает потребность представлять в цифровом выражении планируемые к достижению цели. Принцип научности означает необходимость построения различных видов планов на основе экономических и финансовых расчетов, Принцип сбалансированности отражает потребность получения системы тесно взаимоувязанных и согласованных различных видов планов, которые основывались бы на реально располагаемых трудовых, производственных и финансовых ресурсах. Принцип оптимальности заключается в необходимости нахождения и реализации наилучших решений по экстремальным задачам. Принцип системности обусловливает потребность проектирования в тесном единстве. Принцип преемственности состоит в том, что числовые оценки должны полностью соответствовать стратегическому плану развития фирмы. Принцип быстрого (гибкого) реагирования предполагает необходимость оперативного внесения соответствующих коррективов в планы.

Внутренняя и внешняя среда при разработке и обосновании бизнес-плана.

«Среда» или «окружение» предприятия — это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени.
К внутренней среде относят: - часть общей среды, которая находится в рамках предприятия; - совокупность «факторов влияния» внутри предприятия, которые непосредственно подконтрольны предприятию.
Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой.
К внешней среде бизнеса относят: - сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность; - совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно.
Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.
Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, необходимо оценить внутреннюю среду предприятия, т.е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.
После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа.(дальше писать про свот)

Подготовка бизнес-плана к реализации.

Чтобы подготовить БП, нужно указать:

• название инвестиционного проекта, его суть и целесообразность реализации;

• обоснование его соответствия основным направлениям и основным отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности Банка;

• обоснование общегосударственной значимости проекта;

• обоснование положительного эффекта для общества и экономики Российской Федерации в случае участия Банка в реализации проекта;

• обоснование соответствия проекта экологическому законодательству, действующему на территории страны реализации проекта;

• информацию о предполагаемых конкурсных процедурах для отбора ключевых поставщиков и подрядчиков по проекту;

• обоснование привлекательности проекта для Банка и других Участников проекта, подкреплённое результатами финансовых прогнозов, анализом потенциала рынка, прозрачностью проекта и возможностью Банка осуществлять контроль за ходом реализации проекта и целевым использованием средств;

• обоснование реализуемости проекта, подкреплённое наличием чёткой стратегии реализации проекта и планами по его реализации, возможностью привлечения необходимых ресурсов для реализации, наличием команды руководителей и разработчиков;

• анализ возможных рисков, связанных с реализацией проекта, и способов их минимизации;

Резюме бизнес-плана. Примерная форма резюме.

Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

Этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь план. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть так написан, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера. В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предполагаемого проекта - чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько средств потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что его предприятие добьется успеха.

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.

В данном разделе рекомендуется раскрыть в сжатой форме:

• суть проекта и целесообразность его реализации;

• ключевую информацию о Получателе средств и Основных участниках проекта;

• результаты анализа потенциала рынка;

• стратегию реализации проекта (общий график реализации);

• ключевые прогнозные финансовые показатели (коэффициенты);

• общую стоимость проекта, общую потребность в финансировании и предполагаемые источники финансирования;

• целесообразность и предполагаемые условия участия Банка в проекте;

• ключевые факторы успеха и основные риски проекта (рекомендуется представить в виде SWOT- анализа);

• иную ключевую информацию по проекту.

 

Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса.

Резюме – краткое изложение основных положений предполагаемого плана.

СТРУКТУРА РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Размер и возможности рынка: Здесь необходимо описать размер, динамику и возможности существующего рынка предлагаемого продукта или услуги. Привести основных конкурентов, если таковые есть, а также описать их возможности как финансовые, так и нефинансовые. Необходимо дать описание тенденциям и проблемам, существующим на рынке (0, 5 страницы).

Продукт и технология: Данный раздел резюме предназначен для краткого описания предлагаемого продукта или услуги, его характеристик, основных отличий от аналогичных продуктов конкурентов или услуг, а также научное направление, на развитие которого опирается технология. Если это новый продукт, который еще находится в разработке, то необходимо кратко описать стадию, на которой находится исследование или доработка продукта.

Ключевые слова: Список ключевых слов проекта на русском и английском языках (не более 20 слов).

Разработки-аналоги: Необходимо указать ссылки на аналоги, указать недостатки аналогов (0.5 страницы)

Уникальность разработки: Важнейшие количественные характеристики, в сравнении с аналогами (0.5 страницы).

Перечень дополнительных материалов: В резюме проекта сами материалы не включаются, а предоставляется только их перечень: патенты; ключевые научные публикации; демонстрационные образцы продукции (с описанием каждого до 0, 3 страницы); заключения проведенных ранее экспертиз.

Команда: В разделе необходимо дать краткое описание существующей управленческой и технологической команды (ключевые сотрудники, их опыт разработок и участия в производстве, не более 0, 3 страницы о каждом).

Бизнес модель: Необходимо описать в нескольких предложениях бизнес-модель предлагаемого проекта, а именно: каким образом планируется производство и реализация конечным потребителям предлагаемого продукта или услуги.

НИОКР: Краткий план, включающий ключевые стадии R& D и оценки соответствующих затрат

Инвестиции: Необходимо описать размер и назначение запрашиваемых инвестиций. Выход: Необходимо определить сроки выхода инвестора из проекта, а также дать обоснованные предположения по методу выхода инвестора из проекта (обратный выкуп, продажа стратегу, IPO).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.