Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рукописная книга на Руси в XVI-XVII вв.






С XVI века, по мере укрепления государства и образования всероссийского рынка, монастыри как центры создания рукописных книг начали отходить на второй план.Рост феодального землевладения, рост числа различных государственных учреждений способствовали расширению функций книги. Появляются копийные и записные книги, законодательные памятники - судебники. Вырабатывается особый тип письма - скоропись. Появляются писцы-профессионалы, работавшие на городских площадях и переписывавшие книги на заказ и для продажи на рынке. Все это свидетельствует о существовании в XVI в. книжного рынка и о возросшем спросе на книгу в русском обществе. Поэтому для XVI в. характерно появление общерусских летописных, церковно-политических сводов. Введение книгопечатания не повлияло на популярность рукописной книги, так как печатная книга была дорога и далеко не удовлетворяла всех потребностей русского читателя.

В XVII столетии в Русской православной церкви произошел раскол. Противники официальной церкви, следуя древнему благочестию, предлагали исправлять богослужебные книги по образцу древнерусских, а не греческих, как того хотели патриарх Никон и его сторонники. Расколоучители знаменитый протопоп Аввакум и другие доказывали, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру. В то время многие посадкие люди и крестьяне бежали в глухие леса Поволжья и Севера, а также в Сибирь, где основывали старообрядческие общины. Они-то и сохранили особенности старого письма.

В 40-50-е гг. XVI в. сначала в Новгороде, а затем в Москве появились крупные мастерские для изготовления икон и рукописных книг, организованные просвещенным попом Сильвестром.

Выдающуюся роль в истории русской культуры и книжного дела XVI в. сыграл митрополит Макарий, просвещеннейший человек своего времени. По его инициативе был составлен крупный памятник общерусской национальной культуры Великие Четьи Минеи (месячные чтения) — грандиозное, в 12 томах «собрание всех книг, чтомых на Руси». Еще один обобщающий труд времен царствования Ивана IV — Никоновский летописный свод.

Идеей величия Русского государства пронизана «Книга степенная царского родословия», или «Степенная книга», составленная в 60-х гг. XVI в. Повествуя о деятельности русских государей. Автором книги был духовник Ивана IV Андрей (будущий митрополит Афанасий).

В середине XVI в. в Московском государстве получила развитие публицистическая литература. «Домострой» содержал наставления, регламентирующие жизнь состоятельного горожанина, нормы общественного, религиозного и главным образом семейно-бытового поведения.Очень популярны лечебники, песенники и другие рукописные книги.

Рукописное производство книг достигло к середине XVI в. в Московском государстве широкого размаха. Это способствовало развитию книжной торговли. В Москве по приказу Ивана Грозного книги стали продаваться на «торжищах». О продаже и покупке книг «по градам» говорилось в постановлении Стоглавого собора (1551). Все же профессиональных книготорговцев в Московском государстве XVI в. было еще мало.

Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVI -XVII в. по-прежнему оставались монастыри.

Большинство книг имело религиозное содержание (творения Святых Отцов, жития святых, богослужебные книги). А вот книг исключительно светского содержания в то время писалось немного. И это было естественным положением вещей, ведь наши древнерусские предки очень трепетно относились к рукописи, считали, что в письменном слове должно было выражаться в первую очередь Слово Божественное.

Введение книгопечатания в Московском государстве не устранило рукописного производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России распространена шире, чем книга печатная. Для этого существовал ряд причин. Это и несовершенство ремесленной техники книгопечатания, и дороговизна печатной книги по сравнению с более дешевой рукописной; монопольно-государственный характер русского книгопечатания; это и влияние церкви, которая длительное время регламентировала чтение, в том числе печатной книги; приверженность грамотного населения к привычной рукописной литературе.В XVII в. тематика рукописной книги становится все более разнообразной – она начинает постепенно утрачивать свой специфический религиозный характер, становится более светской и близкой к жизни. В московском обществе возникает и с годами усиливается интерес к естественнонаучным и гуманитарным знаниям.

Одной из излюбленных книг в России XVII в. был «Луцидарис» - краткий курс мироведения и географии, написанный в форме вопросов и ответов. Интерес к естественнонаучным знаниям отражен в «травниках» - своеобразных лечебниках с описанием трав, их исцеляющих свойств и способах их собирания. Пользовался известностью «Благопрохладный цветник» - описания лекарственных трав и способы их употребления. В 1672 г. подьячий Андрей Никифоров перевел с немецкого языка «Прохладный вертоград». В конце века появился лечебник, в котором архиепископ Холмогорский Афанасий описывает различные болезни и указывает средства их лечения С польского языка было переведено «Сокровище известных тайн економии земской», посвященное земледелию и животноводству.

Значение, которое имели для хозяйственной практической деятельности точные календарные исчисления, породило интерес русских людей к астрономии. В середине XVII в. появились первые изложения взглядов Коперника на мир – «Позорище всея Вселенные, или Атлас новый» В. и И. Блеу, «Селенография» данцигского астронома Гевелия, где было подробное описание Луны и изложение общих вопросов астрономии. «Книга сошного письма» (1629) - пособие по землемерию, содержит много сведений по геометрии.

Памятник русской рукописной технической книги XVII в. – «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», одним их составителей которого был известный типограф и знаток военной техники Анисим Радишевский.

В связи с ценными географическими открытиями русских людей, значительно расширившими знания о русском государстве, в XVII в. появляется много рукописей географического характера. так называемые " Поверстные книги» описывали дороги, идущие от Москвы в разные концы России, важнейшие русские и иностранные города.

Исторические труды XVII в. описывают события прошлого, присоединение Сибири в «Сибирских летописях». Бурные события XVII в. отражены в «Казачьем написании», повествующем о походе Ермака.

Наряду с историческими повестями получили хождение произведения легендарного характера – повести о начале Московского княжения, бытовые повести – «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-злосчастии». Появились первые драматические произведения на русском языке– «Комедия притчи о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», автором которых был Симеон Полоцкий. Появилась сатира, резко обличавшая пороки дворян и духовенства – «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякином суде», «Служба кабаку». Во второй половине XVII в. широко распространяются в России переводные сборники нравоучительных повестей – «Великое зерцало», «Звезда пресветлая», «Римские деяния».

В XVII в. зарождается русская периодическая печать. Родоначальником ее считаются рукописные «Куранты» или «Вести». Главное внимание в них уделялось военным событиям, придворной жизни, торговле и чрезвычайным происшествиям. Их писали на длинных, в несколько метров узких листах бумаги, сверху вниз, «столбом» (отсюда и название «столбцы»). Читали «Куранты» вслух царю и приближенным боярам. Самые ранние из сохранившихся номеров московских «Курантов» относятся к 1621 г. они просуществовали до 1701 г., послужив основой для создания первой русской печатной газеты «Ведомости».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.