Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические кризисы и пути их разрешения






Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля. Политический кризис характеризуется бессилием структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.). Виды политических кризисов: Правительственный (потеря исполнительной властью контроля над ситуацией) Парламентский (парламент не в состоянии принимать решения) Конституционный (прекращение действия Конституции) Международный Социально-политический (общенациональный). Функции политических кризисов: Стимулирование динамики общественных процессов Интегративная Регулятивная Пути урегулирования политических кризисов: Отрицание, замалчивание Применение репрессивных мер по отношению к конфликтным сторонам Осуществление реформ Попытки коренного разрешения кризиса путем устранения причины кризиса. Источник политического кризиса – социальный конфликт Причины и источники политических конфликтов Конфликт – результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих властные полномочия или ресурсы. Основные элементы конфликта: источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники конфликта; повод – события, послужившие началом активных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон. Стадии конфликта: 1) скрытая стадия, обусловленная неравным положением групп. Главная причина возникновения скрытого конфликта – это стремление людей к улучшению своего статуса и к превосходству; 2) стадия напряженности – нулевой, средней степени и высокой; 3) стадия антагонизма, как следствие высокой напряженности, особенно при сочетании ее структурной и конъюнктурной разновидностей; 4) несовместимость, как четвертая стадия конфликта, также является следствием высокой напряженности, это, собственно, конфликт. Конфликт может быть прерван на любой из стадий, на определенное время или окончательно, если будет изжита коренная причина. Фазы развития конфликта: 1. Противостояние сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий. 2. Определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств внутренней и международной ситуации. 3. Вовлечение в борьбу других участников через блоки, договоры. 4. Нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.5. Переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах, чтобы принудить противостоящую сторону удовлетворить интересы той стороны, которая начала демонстрацию силы. 6. Вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников. Формы протекания конфликта: – скрытое состояние, при котором противоречия между сторонами не выражаются в их активных действиях, формах открытого противостояния; – открытое состояние, проявляющееся в акциях, действиях сторон, угрозах конкурентов и т.д.; – кризис – высшая точка развития конфликта. Кризисы могут иметь самые тяжелые и непредсказуемые последствия для участвующих сторон. Способы разрешения конфликтов: –игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, перемещаться в другие сферы; избегать публичной оценки конфликта, стараясь «понравиться» разным слоям населения, относящимся к проблеме по-разному; –активно участвовать в урегулировании и разрешении конфликта. К основным стратегиям управления конфликтами относятся: – инициирование конфликта – одна из сторон постоянно обостряет отношения, выдвигая неприемлемые условия (например, правящий режим создает неприемлемые условия для оппозиции, не стремясь сотрудничать с ней); – предупреждение конфликта – не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, конфликт выявляется на латентной стадии; – урегулирование конфликта – ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества; – разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и обстоятельств, исключающих новое противостояние; – вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот). Выделяют следующие формы разрешения конфликтов: – «избегание», откладывание разрешения конфликта. Например, уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; – отрицание или подмена – конфликт тлеет, его перемещают в другую область; – примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах; – третейское разбирательство или арбитраж – стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны; – переговоры конфликтующих сторон на основе поиска баланса интересов. Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры – прямое или косвенное общение сторон, ведущее к снижению интенсивности или завершению конфликта.


 

34. Война и политика: сущность, типы и политические последствия войн.

Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Цель войны: навязывание оппоненту своей воли (+захват территории, населения и его эксплуатация) Основное средство достижения целей войны: организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. Тотальная война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия. Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития племенами называются умиротворениями, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами — интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами — восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Отсутствие войны называют миром. Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей. Военная доктрина – цели, задачи, характер возможной войны, закрепленные государством, его правящей группой. Военные доктрины: оборонительные и наступательные. Армия – орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия. Войны: По масштабу: мировые и локальные (конфликты), региональные «внешние» и «внутренние» + Воздушная война, морская война, локальная война, ядерная война, колониальная война, малая война, информационная война, холодная война Справедливые и несправедливые Прогрессивные и реакционные Двусторонние и многосторонние Теории войны: Психологическая (человеку по природе свойственна агрессия) Эволюционная психология (человеческие войны — это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнера) Социологические теории (война является продуктом местных условий, и только направление агрессии определяется внешними факторами) Демографические теории (причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов) Теория преобладания молодёжи (сочетание большого количества молодых с нехваткой постоянной мирной работы ведет к большому риску войны) Рационалистические теории (обе стороны в конфликте действуют разумно и исходят из желания получить наибольшую выгоду при наименьших потерях со своей стороны.Исходя из этого, если бы обе стороны знали заранее, чем кончится война, то было бы лучше для них принять результаты войны без сражений и без напрасных жертв) Экономические теории (война как рост экономической конкуренции между странами) Цели войны: Прямые (см. ранее) Непрямые (укрепление своих внутриполитических позиций, дестабилизация региона в целом, отвлечение и связывание сил противника Война может завершаться безоговорочной капитуляцией одной из противоборствующих сторон либо мирным договором, частично удовлетворяющим участвующие стороны. В любом случае война заканчивается миром, который обычно определяется как отсутствие войны или состояние снятых противоречий. Последствия войны: Негативные: помимо гибели людей, можно отнести тот комплекс, который обозначается как гуманитарная катастрофа: голод, эпидемии. Позитивные: обмен информацией, всплеск научно-технических открытий, а также снятие противоречий (война как диалектический момент отрицания у Гегеля).


 

35. Понятие «внешняя политика», «международная политика». Международные отношения, их виды и субЪекты. Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой государства.

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами.Формами традиционного осуществления внешней политики являются: - установление дипломатических отношений между государствами; открытие представительств государства при международных организациях или членство в них; - сотрудничествос дружественными государству зарубежными общественными движениями, объединениями и организациями; - осуществление и поддержание на различных уровнях эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, международных общественных структур, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений.В зависимости от конкретных условий внешняя политика может быть пассивной или агрессивной. Пассивная внешняя политика присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.Основными субъектами внешней политики являются: государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств; неправительственные организации (так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов). Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение национальной безопасности государства; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства на мировой арене; защита политических и экономических позиций во внешнем миреружественных отношений, но в диалоге с ними заинтересовано по тем или иным причинам.Международная политика-Сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества.международная политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого общества, выработку механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предот­вращение и разрешение глобальных и региональных конфликтов, создание справедливого мирового порядка. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправияМеждунаро́ дныеотноше́ ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.Наиболее распространенными видами международных отношений являются: - политические отношения. Они проводятся как взаимодействие внешней политики государств.экономические международные отношения, военно-стратегические отношения обычно складываются в виде отношений кооперативного характера, тогда создаются блоки, альянсы, заключаются различные пакты.культурные отношения являются результатом исторического развития мировой цивилизации, включающей материальные и духовные ценности человечества.Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений: Национальные государства, Наднациональные (супернациональные) или межнациональные организации, Негосударственные организации, организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).Взаимосвязь внешней и внутренней политики проявляется в следующем: *важные решения, принимаемые в сфере внешней политики, влекут за собой необходимость адекватных мероприятий во внутриполитической жизни.*приоритеты в области внешней политики диктуются необходимостью продвижения по пути объявленных режимом внутриполитических целей - политической демократии, рыночной экономики, социальной стабильности, гарантий индивидуальных прав и свобод, или, по меньшей мере, периодического декларативного подтверждения приверженности курсу реформ.*внутренняя и внешняя политика остаются двумя неразрывно связанными и в то же время несводимыми друг к другу " сторонами одной медали": одна из них обращена внутрь государства, другая - во вне его.


 

36. Системный подход к анализу международных международных отношений: их элементы, структуры, среды, функции виды.

Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины 50-х годов Его широкое Распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно–технической революции и, в частности, с использованием ЭВМ, что стало для него источником дополнительной привлекательности и породило надежды на придание исследованиям в этой области необходимой строгости, прочной теоретической обоснованности и эмпирической вери- фицируемости. По мнению С. Хоффмана, идея систем несомненно дает наиболее плодотворную концептуальную основу. Она позволяет провести четкое различие между теорией международных отношений и теорией политики, а также способствует успешному развитию как той, так и другой. В соответствии с «критерием локализации» французского социолога М. Мерля, специфика международных отношений определяется как совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы» или же имеют тенденцию к этому, что позволяет учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений и не сводить их лишь к меж-государственному взаимодействию.Системныйанализ международных отношений: компаративистика концепций Системный анализ международных отношений: компаративистика концепцийВ применении к социально–политическим наукам системный подход получил в эти годы плодотворное развитие в работах американских ученых Т. Парсонса и Д. Истона. Особенно широкое распространение получили идеи, высказанные в книге Д. Истона «Системный анализ политической жиз- ни» (И с т о н 2000).Однако, не отрицая достоинств анализа Д. Истона, специалисты в области международных отношений довольно сдержанно относятся к утверждениям о применимости его выводов к любому типу политических систем, считая, в частности, что они не подходят к изучению международных систем. Во-первых, по причине того, что они сделаны фактически на основе изучения специфического типа политической системы, а именно американской политической системы, и слабо учитывают особенности других политических систем. Во-вторых, потому, что истоновское определение политики как «авто- ритарного распределения ценностей» не принимает во внимание особенностей международных систем и не позволяет рассматривать международные отношения как политические. Наконец, в-третьих, потому, что схема Истонане может быть применена к глобальной международной системе ввиду особенностей окружающей ее среды. Таким образом, необходимо и очень важно учитывать особенности и основные направления системного подхода в изучении международных отношений, а также типологии и структуры международных систем. В числе главных особенностей системного подхода в контексте анализа международных отношений выделяются следующие особенности. Во-первых, международные отношения по своему характеру являются социальными отношениями, из чего следует, что международные системы относятся к типу социальных систем. Во-вторых, социальные, в том числе и международные, системы при- надлежат, как правило, к особому типу открытых и слабоорганизованныхсистем. В отличие от систем физического или биологического типа пространственные границы международных систем носят чаще всего условный характер. В-третьих, еще одна общая особенность международных отношений, которая оказывает влияние на системный подход к их изучению, связана с тем, что их основные элементы представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами. Отсюда следует, что международные системы – это системы взаимодействия людей, руководствующихся в своих действиях волей, сознанием, ценностными ориентациями.В-четвертых, общая особенность международных отношений, которая с необходимостью должна приниматься во внимание при системном подходе к их изучению, заключается в том, что они являются по преимуществу политическими отношениями, главным звеном которых остаются взаимодействия между государствами.В-пятых, главная специфическая особенность международных отношений состоит в том, что они характеризуются отсутствием верховной власти и «плюрализмом суверенитетов». С этим связан свойственный международным системам низкий уровень внешней и внутренней централизации. Иными словами, международные системы – это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степенью интеграции элементов в целостности, а также значительной автономией этих элементов.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.