Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три проблемы страхования проектов






Во-первых, страхование рисков реализации и финансирования проектов достаточно сложно правильно организовать. Ведь страховая деятельность лицензируется. Действующим порядком, например, предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить департаменту страхового надзора Министерства финансов следующие документы [6].
— программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объем намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;
— правила или условия страхования по видам операций, справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;
— статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Причем следует учитывать, что департамент страхового надзора имеет достаточно серьезные права осуществлять контроль за деятельностью страховых компаний, в том числе и проводить проверки их финансово-хозяйственной деятельности.
Очевидно, что подготовка указанных выше и подобных им документов не является для страховых компаний простым делом, тем более при освоении нового сегмента страхового рынка, связанного с реализацией и финансированием инвестиционных проектов.
Во-вторых, существуют трудности, связанные с объективной оценкой реально существующей практики реализации проектов. Нельзя сказать, что практика данной деятельности в России очень богата. Но и она не систематизирована достаточно глубоко. В этих условиях говорить о представительной статистической базе по реализации инвестиционных проектов, которую страховщики могли бы положить в основу своей системы тарифов, ставок и резервов, вряд ли правомерно.
В-третьих, для страхования рисков реализации и финансирования инвестиционных проектов необходимо провести соответствующие методические разработки, которые могут лечь в основу актуарных расчетов (В ходе актуарных расчетов определяются затраты, необходимые на страхование донного объекта, себестоимость и стоимость услуги, оказываемой страховщиком страхователю, а также доля участия каждого страхователя в создании страхового фонда, т. е., размер тарифных ставок. В более обобщенной форме актуарные расчеты можно представить кок систему математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователями). Определение затрат, необходимых на страхование донного объекта, — один из наиболее сложных и ответственных моментов в деятельности страховщика. Роль актуарной калькуляции очень важна в страховом бизнесе. С одной стороны, она позволяет определить себестоимость услуги, оказываемой страховщиком, а с другой — с ее помощью создаются условия для всестороннего анализа и раскрытия причин экономических, финансовых и организационных успехов или недостатков в деятельности страховой компании.
Актуарная калькуляция позволяет определить размер страховых взносов по договору. Величина этих взносов предполагает измерение принимаемого страховщиком риска. В состав актуарной калькуляции входит также исчисление суммы или доли расходов на ведение дела по обслуживанию договора страхования.

 

58. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов по проекту.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта. Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
Для определения первоначальных сумм на покрытие непредвиденных расходов, переоценки их в процессе работы над проектом и уточнения сумм резерва будущих проектов на основе фактических данных могут использоваться все изложенные выше методы качественного и количественного анализа риска.
При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка. Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.

 

При первом подходе резерв делится на две части: общий и специальный. Общий резерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы. Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.
Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.

 

59. Метод частных рисков.


Под частными рисками понимают риски, связанные с реализацией отдельных этапов осуществления проекта (работ по проекту), но напрямую не влияющих на проект в целом. Этот метод позволяет оценить и нейтрализовать наиболее важные частные риски. Однако с помощью предлагаемых процедур нельзя определить общий риск реализации всего проекта.

Алгоритм реализации метода предусматривает следующую последовательность процедур:

1) Рассматривается риск, имеющий наибольшую важность.
2) Определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события.
3) Определяется перечень возможных мер, направленных на уменьшение важности риска (уменьшение его вероятности или опасности).
4) Определяются дополнительные затраты на реализацию предлагаемых мер.
5) Сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мер с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события.
6) Принимается решение о применении противорисковых мер.
7) Процесс анализа повторяется для следующего по важности риска.

 

60. Учет рисков при финансировании проекта.

При решении вопросов финансирования проекта учет рисков — одно из наиболее важных условий эффективности его выполнения, необходимое для решения двух основных задач:
• обеспечения потока инвестиций для планомерного выполне­ния проекта;
• снижения капитальных затрат и риска проекта за счет опти­мальной структуры инвестиций и получения налоговых пре­имуществ.
План финансирования проекта должен учесть риск:
• нежизнеспособности проекта;
• налоговый;
• неуплаты задолженностей;
• незавершения строительства.
Риск нежизнеспособности проекта должен быть гарантирован тем, что предполагаемые доходы будут достаточными для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости любых по размеру капитальных вложений.
Наилучший вариант проекта можно выбрать по формуле приве­денных затрат:
С + £ н К, (31.1)
где С — себестоимость продукта;
К — капитальные вложения;
Ен — нормативный коэффициент эффективности использования капитальных вложений.
Нормативный срок окупаемости капитальных вложений /, > к.„ - ' ' /.ц. Финансирование проекта должно удовлетворять су­ществующим федеральным тестам на надежность, чтобы опреде­ленные инвесторы, например страховые компании, получили воз­можность осуществлять инвестиции в проект.


Налоговый риск предусматривает невозможность гарантировать налоговую скидку, если проект не вступит в эксплуатацию к преду­смотренному сроку; потерю выигрыша на налогах, если участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом; изменение налогового законода­тельства; решения налоговой службы, понижающие налоговые пре­имущества в результате осуществления проекта.
Риск неуплаты задолженностей может зависеть от краткосрочно­го падения спроса на производимый продукт либо возникает в ре­зультате снижения цен на него из-за перепроизводства. Чтобы та­кие колебания не повлияли на жизнеспособность проекта, ежегод­ные доходы от его осуществления должны перекрывать максималь­ные годовые выплаты по задолженности. Чтобы снизить риск от неуплаты платежей, можно использовать резервные фонды, произ­водственные выплаты, дополнительное финансирование, кредиты.
Риск незавершения строительства должен быть гарантирован участниками строительства и инвесторами. Если в проекте исполь­зованы новый технологический процесс или ноу-хау, инвестор мо­жет потребовать безусловных гарантий завершения строительства, поскольку такие проекты значительно дороже, чем первоначально предусматривалось.

 

61. Основные этапы работ по организации финансирования проектов.

Организация работ по финансированию проекта включает четыре основных этапа:

· предварительное изучение и оценка жизнеспособности проекта;

· разработка плана реализации проекта;

· организация финансирования работ по осуществлению проекта;

· контроль выполнения плана и условий финансирования.

На первом этапе до представления проекта инвесторам проводится предварительный анализ (изучение и оценка) проекта и его жизнеспособности. Эта работа выполняется участниками проекта в рамках проектного (инвестиционного) анализа с целью определения целесообразности дальнейших затрат времени и средств на рассматриваемый проект путем оценки достаточности генерируемого проектом потока доходов для покрытия всех издержек и получения прибыли при его осуществлении.

На втором этапе разрабатывается календарный план реализации проекта. В нем должны быть учтены все виды работ, связанных с инвестициями, в их временной увязке. При этом план реализации проекта охватывает процесс его осуществления от момента предварительного изучения жизнеспособности проекта до обеспечения реального финансирования работ и выполнения всех обязательств по проекту. На данном этапе проводится оценка всех показателей и рисков по проекту с анализом возможных путей развития экономической, политической и других ситуаций, прогнозируется влияние на жизнеспособность проекта таких факторов, как процентные ставки по кредитам, темпы роста инфляции, валютные риски и т.д.

На третьем этапе согласуются конкретная схема финансирования, обязательства сторон по ее осуществлению и разрабатывается финансовый план проекта. В финансовом плане закрепляются согласованные оптимальные уровни инвестиций каждого инвестора и условия финансирования проекта. Эти условия должны учитывать создание заинтересованности в финансировании и реализации проекта его участниками, а также способствовать снижению затрат каждой стороны на прирост стоимости капитала и минимизировать финансовый риск сторон. После согласования всех организационно-финансовых вопросов принимается окончательное решение об инвестировании проекта и оформляется контракт на обеспечение его финансирования.

На четвертом этапе обеспечивается реальное финансирование проекта, а также контроль выполнения плана и условий финансирования, который играет важную роль в обеспечении своевременного осуществления проекта.

62.Способы, формы и источники финансирования проекта.

Финансирование проекта должно обеспечить решение следующих двух задач: 1) обеспечение такой динамики инвестиций, которая бы позволила реализовать проект с заданными финансовыми и временными ограничениями; 2) снижение затрат финансовых средств и риска за счёт максимального использования налоговых льгот и рационального распределения инвестиций; Финансирование проекта включает несколько этапов: 1) оценка жизнеспособности проекта: на данном этапе определяется целесообразность затрат средств и времени на осуществление проекта; 2) разработка плана реализации. Проводится оценка денежных средств и рисков, проводится анализ экономической ситуации, анализируется влияние инфляции, % по кредиту, курс рубля; 3) организация финансирования проекта; 4) контроль за выполнением проекта и условиями его финансирования;   Организация финансирования проекта начинается с определения необходимых затрат и средств, необходимых для реализации проекта. Общая сумма финансирования включает затраты на основной и оборотный капитал. Различают 4 способа финансирования проекта: 1) акционерные инвестиции; 2) финансирование из государственных источников; 3) лизинговое финансирование; 4) долговое финансирование;   Различными могут быть также и источники финансирования проекта. В качестве источников финансирования проекта могут выступать: 1) собственные средства предприятий: прибыль, уставный капитал, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от ЧС, земельные участки, а также средства, привлекаемые на безвозмездной основе; 2) ассигнования из различных бюджетных фондов: регионального, федерального, местного, общества по поддержке предпринимательства; 3) иностранные инвестиции; 4) заёмный капитал: кредиты, займы и др.  

63. Долевое финансирование инвестиционного проекта

Долевое финансирование осуществляется профессиональными и непрофессиональными инвесторами. Долевое финансирование представляет собой комбинацию нескольких источников финансирования. Это самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, она может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов.Придолевом финансировании размер участия определяется исходя из расчета возмещения всех затрат энергокомпании по обеспечению прироста электрической нагрузки и пропорционально присоединяемой электрической или тепловой мощности потребителя.Придолевом финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках федеральных целевых программ и региональных научно-технических программ, направленных на решение важнейших проблем субъектов Российской Федерации, особое внимание будет уделено усилению конкурсных начал при отборе проектов и использованию контрактной системы как основного организационного механизма их выполнения. Создан длядолевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. За прошедший периодсовместное долевое финансирование получили около 3000 научно-технических проектов, как объединенных в межрегиональные и региональные программы 75 республик, краев, областей, автономных образований России и 3 ассоциаций экономического взаимодействия регионов (Сибирское соглашение, Ассоциация республик и областей Уральского региона, Черноземье), так и имеющих самостоятельное значение. Помимо внешних источниковдолевого финансирования, у корпорации существует также внутренний источник. Многие доноры предпочитают выдавать гранты надолевое финансирование проектов, то есть часть денег Вам придется искать где-то еще. Есть я такие, которые могут выдвинуть требование, чтобы поддержанные ими проекты не финансировались больше ни. Дайте определение следующим ключевым понятиям: самофинансирование, долговое и долевое финансирование, инвестиционный банк, капитал, активный и пассивный капиталы, собственный и заемный капиталы, уставный капитал, резервный капитал, акция, гибридная ценная бумага, эмиссия, сигнальный эффект, облигационный заем, лизинг, аренда, целевая структура капитала, стоимость источника, резервный заемный потенциал. Дайте определение следующим ключевым понятиям: самофинансирование, долговое и долевое финансирование, инвестиционный банк, капитал, активный и пассивный капиталы, собственный и заемный капиталы, уставный капитал, резервный капитал, акция, гибридная ценная бумага, эмиссия, сигнальный эффект, облигационный заем, лизинг, аренда, целевая структура капитала, стоимость источника, резервный заемный потенциал. Стоимость капитала для фирмы представляет собой составные издержкидолгового и долевого финансирования. Денежные потоки, создаваемые с течением времени, дисконтируются к настоящему моменту по стоимости капитала. Для успешной реализации проектов используют различные комбинации способовдолгового и долевого финансирования, гарантии и поручительства финансово-кредитных организаций. Обязательным является принцип возвратности вложенных потребителями средств придолевом финансировании сооружения электросетевых объектов. Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на условияхдолевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам. Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на условияхдолевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим или юридическим лицам.

64. Организация заемного финансирования.

К нему относятся кредиты банков и облигации. Заемное финансирование осуществления проектов предусматривает две формы займов: краткосрочные и среднесрочные займы коммерческих банков для образования оборотных средств и различные формы кредитов поставщика; долгосрочные заемные средства для образования основных фондов предприятия, осуществляющего проект.

Долгосрочное заемное финансирование может включать использование кредитов иностранных юридических лиц и международных организаций. Выбор варианта долгосрочного (долгового) финансирования базируется на результатах анализа устойчивости проекта и оценок его возможностей обеспечивать погашение кредита и выплату процентов за него. В дополнение к указанным выше источникам для долгосрочного финансирования могут использоваться такие формы, как эмиссия облигаций и долговых обязательств предприятия, осуществляющего проект. Эта форма финансирования инвестиционных проектов часто используется при осуществлении проектов реконструкции и расширения действующих предприятий.

Важным источником заемного финансирования инвестиций для многих развивающихся стран служат кредитные соглашения на межгосударственном уровне. Это может быть общий двухсторонний кредит или принудительный кредит, который связан с закупкой машин и оборудования (или другой продукции) из определенной страны либо от определенного изготовителя.

Оценим стоимость долгосрочного кредита и облигаций. Кредитные обязательства (проценты и основной долг) вычитаются из облагаемой налогом прибыли. Поэтому стоимость кредитак) можно определить по следующей формуле:

Ск= , (12.7)

где Кс – процентная ставка банка по кредиту.

Обратите внимание, что стоимость кредита как источника финансирования инвестиционной деятельности предприятия всегда меньше, чем объявленный банковский процент.

Таким же образом определяется стоимость облигацийо) как источника финансирования инвестиционной деятельности предприятия:

С о = , (12.8)

где Кс – процентная ставка по облигации.

 

 

65. Организация лизингового финансирования.

Лизинг представляет собой передачу имущества во временное пользование с постепенной оплатой его стоимости, услуг лизингодателя и процента и является способом воспроизводства основных фондов в виде финансовой аренды, а также одним из видов аренды. Лизинговые отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о лизинге. В зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю лизинг подразделяется на финансовый и оперативный. Финансовый лизинг представляет собой соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия такого соглашения арендатор может вернуть объект аренды арендодателю, заключить новое соглашение на аренду данного оборудования, купить объект лизинга по остаточной стоимости. Операционный лизинг представляет собой соглашение, срок действия которого короче амортизационного периода изделия. Лизинговый платеж относится на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя и (за исключением амортизационных отчислений по объекту лизинга) не облагается налогом на добавленную стоимость. Это делает лизинг достаточно привлекательным для лизингополучателя.

При выборе финансовой альтернативы формирования основного капитала: лизинг или приобретение с использованием заемного капитала необходимо использовать метод дисконтирования потока реальных денег.

Оценим стоимость финансового лизинга. Лизинговые платежи зависят не только от процента по кредиту, способа расчета амортизации, лизингового процента, размера предоплаты, но и от продолжительности лизингового соглашения. Поэтому формула расчета стоимости финансового лизинга учитывает включение затрат по лизингу в себестоимость продукции лизингодателя:

С л= , (12.9)

где ЛП – ежегодный лизинговый платеж в % от стоимости объекта лизинга.

Таким образом, при прочих равных условиях источники финансирования инвестиционной деятельности в порядке возрастания их стоимости можно проранжировать следующим образом[14]:

1) амортизация, прибыль (до налогообложения);

2) кредиты, облигации;

3) финансовый лизинг;

4) нераспределенная прибыль;

5) акции привилегированные;

6) акции обыкновенные.

Как правило, при реализации инвестиционных проектов используют смешанную схему финансирования. В этом случае для характеристики затрат, связанных с привлечением финансовых ресурсов из различных источников, используется показатель средневзвешенной величины стоимости капитала (WACC). Для расчетов используется следующая формула:

WACC = , (12.10)

 

где wi – стоимость i -го источника; di – удельный вес i -го источника в общей структуре капитала предприятия.

WACC в сочетании с показателем дохода на одну акцию является важной характеристикой инвестиционной привлекательности предприятия. Она также может рассматриваться в качестве приемлемой для инвестора нормы дохода.

 

66. Понятие и виды проектного финансирования.

Проектное финансирование — это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта.

Проектное финансирование — это метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов, посредством финансового инжиниринга, основанный на займе под денежные потоки, создаваемые только самим проектом, и является сложным организационным и финансовым мероприятием по финансированию и контролю исполнения проекта его участниками[1].

Проектное финансирование имеет свои определённые преимущества, тем оно и отличается от других форм финансирования.

От синдицированного кредитования оно отличается тем, что имеет не обезличенный, а адресно-целевой характер.

От венчурного финансирования — тем, что не сопровождается большими рисками, которые всегда сопровождают разработку и внедрение новых технологий и новых продуктов. Проектное финансирование имеет дело с более-менее известными технологиями.

Реализация таких проектов более предсказуема, чем реализация инновационных.

Но и здесь имеются риски, которые имеют специфический характер, обусловленный задачами реализации проектов (задержка ввода объекта в эксплуатацию, повышение цен на сырье и материалы, превышение сметы строительства и др.).

Главным преимуществом проектного финансирования является то, что оно позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая риск благодаря значительному числу участников соглашения.

· Финансирование с полным регрессом на заемщика:

применяется, как правило, при финансировании некрупных, малорентабельных проектов. В этом случае заемщик принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта;

· финансирование без регресса на заемщика:

предусматривает, что все риски, связанные с проектом, берёт на себя кредитор. Данные проекты наиболее прибыльные и привлекательные для инвестиций, дающие в результате реализации проекта конкурентоспособную продукцию;

· финансирование с ограниченным регрессом на заемщика.

наиболее распространённая форма финансирования. Все участники распределяют генерируемые проектом риски, следовательно, каждый заинтересован в положительных результатах реализации проекта на всех стадиях его реализации.

67. Участники проектного финансирования.

При проектном финансировании в реализации проекта заняты несколько участников (табл. 10.1).
Таблица 10.1. Участники проектного финансирования и их основные функции

Участники Роль в проекте
   
Спонсоры проекта Организации и физические лица, непосредственно заинтересованные в результатах проекта. Они продвигают проект, согласовывают различные вопросы, получают соответствующие разрешения
Поставщики и подрядчики Организации, имеющие договорные обязательства поставлять товары и услуги, связанные с данным проектом
Покупатели Во многих проектах продукция не поступает на открытый рынок. В этом случае проектная организация заранее заключает долгосрочный контракт с отдельным покупателем или группой на покупку определенного количества произведенной продукции
Правительство страны, в которой осуществляется проект Выдача необходимых разрешительных документов, закупки, участие в качестве акционера, спонсора проекта, предоставление определенных гарантий
Управляющие проектом Команда менеджеров, отвечающих за осуществление проекта. Ключевое звено сделки по проектному финансированию

 

   
Долговые финансисты Структуры, которые предоставляют проектной организации ресурсы в долг на оговоренный период времени и на заранее согласованных условиях
Консультанты и советники Специализированные организации и физические лица, компетентные в различных аспектах осуществления проекта

 

 

68. Предварительное изучение жизнеспособности проекта при осуществлении проектного финансирования.(?)

 

69. IT-технологии в инвестиционном проектировании.

Для описания процесса создания и реализации инвестиционного проекта используют имитационные модели, реализуемые с помощью компьютерной техники. В них в качестве переменных используют технико-экономические
и финансовые показатели инвестиционного проекта, а также параметры, характеризующие внешнюю экономическую среду, такие как характеристика рынков сбыта, инфляция, проценты по кредитам и др. На основе этих моделей определяются потоки расходов и до­ходов, рассчитываются показатели эффективности, строятся годовые балансы результатов производственной деятельности, анализируется влияние внешних и внутренних факторов проекта на результаты его функционирования.

Одной из таких имитационных моделей для исследования инвестиционных проектов, реализованной в виде пакета программ для ПЭВМ, является система КОМФАР (COMFAR – Computer model for feasibility analysis and reporting), разработанная органи­зацией ООН по промышленному развитию ЮНИДО (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization). Система позволяет получить значительную графическую информацию о результатах при варьировании ряда исходных данных: объема реализации, производственных издержек, процентов за кредит и др. Такая программа получила широкое распространение и используется банками, финансирующими промышленное развитие, консультационными учреждениями, по­ставщиками оборудования и учебными заведениями.

Система КОМФАР находит широкое применение и в отечественной практике для анализа и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, ориентированных, в первую очередь, на привлечение и использование иностранных инвести­ций. Результаты расчетов эффективности и представление вы­ходной информации в этой системе соответствуют принятым международным стандартам, что, в свою очередь, необходимо для успешной реализации переговорных процессов с иностранными инвесторами. К недостаткам системы следует отнести недостаточ­ную приспособленность исходной информации для выполнения расчетов и несоответствие структуре каль­куляции затрат
и данных отчетности, принятых на отечествен­ных предприятиях. Недостатками являются и несоответствие налогового блока отечественным условиям налогообложения, жесткая заданность перечня исходных данных при ограниченности их количества, трудность учета инфляции, «закрытый» характер пакета.

Для использования этой системы статистические, бухгалтер­ские и другие данные отчетности отечественных предприятий необходимо переструктурировать, но эта процедура трудоемкая и требует специальной подготовки аналитиков.

Известен и программный пакет ТЭО-ИНВЕСТ, базирую­щийся на методике ЮНИДО и предназначенный для разработки бизнес-планов предприятий любой формы собственности. В нем предусмотрена возможность «подстройки» расчетных парамет­ров под реальную экономическую ситуацию, а также графиче­ское отображение показателей деятельности предприятия: лик­видности, доходности, платежеспособности. Пакет разработан НПП «Система» при Институте проблем управления РАН.

Пакет PROSPIN (Project Profile Screening and Preappraisal in­formation sys-
tem) создан на основе электронных таблиц и пред­назначен для формирования инвестиционного проекта, анализа последствий изменения выбранных параметров, подготовки двух или более сценариев перспектив проекта. Отчет, составленный с помощью этой программы, представляет собой законченный вариант финансовой отчетности с учетом заданных ограничений (по числу ресурсов и срокам инвестиций) и позволяет достаточ­но быстро проанализировать различные варианты с целью даль­нейшего их использования.

Как и КОМФАР (COMFAR), «закрытым» является про­граммный пакет «PROJECT EXPERT», поэтому его необходимо постоянно адаптировать к изменяющимся условиям реализации проекта. Его использование позволяет выполнять качественный анализ проекта по 40 позициям: по реальности его концепции, качественным показателям, общественной значимости, рыночному потенциалу и т. д. Ответы экспертов оцениваются по 5-балльной шкале, после чего оценки суммируются. Анализ рисков выполняется по 71 позиции, которые охватывают 11 стадий проектов. Здесь эксперт выбирает лишь уровень риска по каждой позиции (высокий, средний, низкий) и формулирует соответствующие комментарии к нему.

Пакет PROJECT EXPERT позволяет решить следующие задачи:

• разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах в будущем;

• оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников и тем са­мым разработать детальный финансовый план;

• составить план реализации инвестиционного проекта;

• определить эффективную стратегию маркетинга;

• выработать стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование финансовых, материаль­ных и трудовых ресурсов;

• промоделировать различные сценарии развития субъ­екта хозяйствования, изменяя значения показателей, влияющих на его финансовые результаты;

• сформировать в процессе расчетов стандартные отчет­ные бухгалтерские документы;

• оказать помощь в подготовке бизнес-плана инвестицион­ного проекта, соответствующего международным требо­ваниям (на русском и нескольких европейских языках).

Кроме того, PROJECT EXPERT подготавливает финансовые отчеты, по которым можно определить состояние фирмы на любой момент времени.
Актуальная фактическая информация может вводиться ежемесячно, и на основе ее сравнения с плановыми цифрами формируется отчет, который может быть использован в процессе управления проектом. Выбор методов и критериев оценки инвестиционных проектов зависит от специфики проекта, заложенных
в нем нововведений (инноваций), типа отрасли и ряда других факторов.

 

70. Ресурсное обеспечение реализации инвестиционного проекта.

В целях реализации социально-экономических приоритетов развития территории должен быть сформирован эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования.

Механизм управления инвестиционной деятельностью — это совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений, которые складываются в системе инвестиционной деятельности муниципального образования с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества.

Механизм управления инвестиционной деятельностью состоит из следующих структурных элементов:

    • ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;
    • нормативно-правовой блок;
    • методическое обеспечение;
    • информационный комплекс;
    • организационное обеспечение управления инвестиционным процессом.

Рассмотрим далее структурные элементы механизма управления инвестиционной деятельностью более подробно.

Реализация инвестиционной деятельности связана с принятием управленческих решений в области определения возможных источников финансирования инвестиционных проектов, концентрации ресурсов и повышения эффективности их использования.

В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность на территории Российской Федерации может осуществляться за счет:

· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.);

· заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

·инвестиционных ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации, субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

·иностранных инвестиций.

Анализ конкретных форм финансирования инвестиций в России показывает, что в последние годы можно выделить наметившуюся, хотя и слабую, тенденцию некоторого роста доли привлеченных средств и снижения доли собственных инвестиционных ресурсов.

Однако важнейшим источником финансирования инвестиций на уровне хозяйствующего субъекта остаются собственные средства предприятий (самофинансирование).

Прибыль выступает как основная форма чистого дохода организации, выражающая стоимость прибавочного продукта. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятия имеют право выбирать направления использования оставшейся в их распоряжении прибыли в соответствии со стратегией своего развития. Возможность использования прибыли на цеди инвестирования зависит от величины прибыли, порядка определения налогооблагаемой прибыли, величины ставки налога на прибыль и других факторов. После уплаты налогов и других платежей в бюджет прибыль является одним из источников формирования целевых фондов, в том числе фонда накопления.

Фонд накопления предназначен для целей расширенного воспроизводства, используется на приобретение и строительство основных средств производственного назначения, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена на капитальные вложения производственного и социального характера, а также финансирование природоохранных мероприятий. В частности, за счет нераспределенной прибыли предприятия производятся расходы инвестиционного характера, связанные с реконструкцией и техническим перевооружением основного производства, модернизацией оборудования, совершенствования технологии производства и т. д.

Другим крупным источником финансирования инвестиционной деятельности являются амортизационные отчисления, то есть денежное выражение той части основных фондов, которая в процессе их использования переносится на вновь созданный продукт. Величина амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных средств и установленной нормы амортизации. Так как основные про­изводственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого производственного цикла, у предприятия образуется денежный амортизационный фонд, который используется для финансирования капитальных вложений.

Для осуществления инвестиционной деятельности, помимо собственных средств, инвестор может привлекать временно свободные денежные средства предприятий и граждан посредством выпуска (эмиссии) ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

· закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

· размещается выпусками;

· имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Основными ценными бумагами, используемыми для мобилизации денежных средств, являются акции и облигации.

Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.