Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие навыков сотрудничества у младших школьников как условие успешности усвоения основной образовательной программы.






Актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы путём реализации развивающего обучения.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, учитель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла.При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками. Достижение этой цели происходит посредством решения следующих задач:

1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

2. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

3. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Учебное сотрудничество на уроке выполняет две функции, связанные с решением поставленных задач (учебных, познавательных) и оказанием поддержки членам группы в ходе совместной работы. Если обе функции реализуются в равной степени, без ущерба для какой-то из них, взаимодействие будет результативным и эффективным с точки зрения формирования коммуникативных умений. В связи с этим важно учить ребенка вступать в учебное сотрудничество начиная с младшего школьного возраста и умело организовывать данную форму работы детей на уроке. Приведем несколько приемов, побуждающих учащихся к совместной деятельности. «Интервью». Цель: развить умение слушать партнера по взаимодействию, аргументировать свое мнение, выполнять свои ролевые обязанности. Задание выполняется в парах или в группах до пяти человек. Первоначально участники подготавливают вопросы по учебному материалу. Задача других участников — отвечать как можно более полно. «Дары природы». Цель: создание позитивной эмоциональной атмосферы в ситуации взаимодействия, доброжелательного отношения друг к другу. Учитель предлагает учащимся подарить друг другу воображаемые подарки. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Затем учитель (или кто- то из ребят) поворачивается к соседу слева, изображает подарок, говорит приятное и преподносит его. Ребенок должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и сам сделать подарок.

В формате такого учебного сотрудничества у школьников формируются не только умения совместной деятельности, но и коммуникативные навыки.

Сформулируем результаты учебного сотрудничества:

• для учащегося: расширение и укрепление мотивации к совместной деятельности; осознание себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями; формирование индивидуального стиля в процессе межличностного взаимодействия; развитие личностной рефлексии; становление в качестве субъекта учебной (и иной) деятельности; активное формирование «Я-концепции»;

• для всего класса: оптимизация учебно-познавательной атмосферы в классе; формирование навыков сотрудничества в учеб- ной деятельности и за ее пределами; развитие индивидуальной и коллективной ответственности за процесс и результат учебной и внеучебной деятельности; развитие умений оптимального взаимодействия в проблемных и конфликтных ситуациях; выработка системы оценок, групповой рефлексии, закрепляющих эффекты сотрудничества в межличностных отношениях; формирование ценностно-ориентационного единства коллектива.

Смысл работы в процессе группового сотрудничества состоит в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) ученик, индивид смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Однако помимо чисто учебных целей важно, чтобы в этом процессе осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в коммуникации с ними, в их поддержке. Несмотря на то что сотрудничество в обучении младших школьников играет немаловажную роль, существует ряд трудностей, затрудняющих его внедрение: конкретика учебных целей и задач, которые должны быть решены во время занятия; жесткие ограничения на время урока (процесс «совместного думанья», поиска общего решения часто требует большего времени, чем изначально запланировано); заорганизованное пространство, препятствующее свободному общению; неразработанность оценочной системы при организации в учебном процессе групповой работы; нехватка педагогических кадров с соответствующей психолого-педагогической и технологической подготовкой и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.