Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация проектно- деятельностного подхода в практической деятельности учителя начальных классов




Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «проектирование», имеющими разноплановый характер как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
По мнению В.И. Слободчикова, проектирование в образовании – это процесс выращивания новых форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления различных участников образовательного пространства.
В.В. Давыдов предлагает проектирование в качестве механизма перехода из прошлого в будущее. В проектировании будущего важнейшее значение приобретает использование средств теоретико-деятельностного подхода, что позволяет преодолеть иллюзию управляемости всех сфер социальной жизни, иллюзию возможности «искусственно формировать и переделывать эти сферы» [6].
Анализ различных подходов ученых к определению проектной деятельности дает возможность рассматривать проектную деятельность педагога-психолога как совокупность действий, заключающихся в достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса.
Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.
Цель проектной деятельности педагога - можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи.
Объектом проектной деятельности педагога выступает сфера действительности, некоторая область жизни – образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.
Под предметом проектной деятельности педагога понимается замысел проекта, его идея. Предмет анализируемой деятельности может быть специфичен: с одной стороны, он индивидуален, выражает персональную позицию психолога, его видение проектной ситуации, с другой – профессиональная деятельность психолога может быть ограничена установками, социальными ожиданиями, этическими принципами, что, в свою очередь, влияет на замысел проектной деятельности.
Под субъектом проектной деятельности педагога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта. Если в качестве субъекта выступает один проектировщик, то следует рассматривать такие важные для его деятельности характеристики, как: определенный опыт проектирования, возможности получения и переработки информации, важной для проектирования, умение спланировать и реализовать проектировочные действия.
Таким образом, субъектом проектной деятельности может выступить не любой ее участник, а лишь такой, который умеет распознавать ситуации, существенные для проектировочной деятельности, в состоянии реализовать разные варианты действий в таких ситуациях, имеет возможности преобразовывать определенные типы наличных ситуаций в ходе решения проектных задач.
 
 
Применение проектной деятельности увеличивает опыт педагога расширяет его кругозор, совершенствует профессиональные умения, повышает профессиональную компетентность. Для эффективной реализации этой деятельности важны условия, в которых она будет развертываться. Среди условий выделяют внешние и внутренние условия. В первом случае имеются в виду такие обстоятельства, которые педагог не может изменить и к влиянию которых ему приходится приспосабливаться. К таким обстоятельствам относятся условия образовательной среды, взаимоотношения в коллективе, нормы, законы, этические принципы.
К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самих педагогов:
– содержание опыта профессиональной деятельности;
– познавательные и творческие способности;
– особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера;
– объем знаний, умений и навыков по отношению к решению разных видов задач, специфических для проектирования;
– понимание смысла проектной деятельности;
– характер и содержание ее мотивации.
Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов необходимо определить и построить структуру проекта, под которой понимается совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации. Структура инновационного проекта представляет собой стройную, иерархическую декомпозицию проекта на составные части, необходимые и достаточные для планирования и контроля осуществления проекта для различных его участников.
Существуют различные подходы к структурированию проектной деятельности. Так, например, автор Т.Г. Новикова разделяет жизненный цикл проекта на 4 этапа: разработка концепции проекта, разработка инновационного проекта (определение основных идей реализации проекта, основных активных и пассивных участников проекта, мотивации участников проекта), реализация инновационного проекта, завершение инновационного проекта.
На подготовительной стадии (исследовательский этап) осуществляется выбор проблемы, решаемой проектом, очерчиваются возможные границы, масштабы проекта, глубоко анализируется состояние проекта, подготавливаются исходные задания по его разработке. После проведения этой предварительной работы разрабатывается целевая программа проекта.
Разработка программы ведется поэтапно. Поначалу, как правило, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение «дерева целей»). В результате обрисовывается комплекс функционально выраженных подцелей проекта с оценками относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижений основной цели.
В целом проектирование предполагает:
– определение цели;
– определение возможных альтернатив;
– выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;
– проектирование и создание системы управления и организации комплекса;
– создание механизма функционирования и управления комплексом.
 
1. Исследовательский этап
Психолог предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам. Целесообразно на данном этапе использовать метод мозгового штурма с целью коллективного поиска проблем. Организуется группа «генераторов идей», которая предлагает различные идеи, и группа «экспертов», которая проводит экспертизу идей.
Создается банк творческих проектов. На данном этапе проводится мини-исследование проблемы (темы), над которой будут работать проектировщики.
Психолог использует метод информационной поддержки (предлагает литературу по данной теме).
Выбирается тема проекта. Делается анализ предстоящей деятельности, разрабатывается «звездочка обдумывания» – схематичное изображение составляющих творческого проекта.
Учитель должен познакомить участников проекта с алгоритмом выполнения проекта. Проводится экономическое и экологическое обоснование проекта. Намечаются временные рамки осуществления проекта. Проговариваются возможные трудности, неудачи при выполнении проекта и возможные (запасные) пути корректировки творческого проекта.
2. Технологический этап
На основе анализа научной литературы, практического исследования определившейся проблемы составляется программа, в которой будут определены направления, формы и методы работы, разработаны основные обязанности каждого участника проекта. На данном этапе важными являются: осознание цели, задач проекта; выбор средств достижения цели; понимание возможных трудностей при реализации проекта; соотнесение собственных знаний, умений и возможностей с выдвинутой проблемой; осознание реальности проекта; понимание важности соблюдения этических принципов в ходе проектной деятельности.
Количество времени, отводимого на реализацию творческого проекта, можно обозначить лишь приблизительно: сроки и продолжительность проекта намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Это зависит от тех целей и задач, которые поставлены в проекте; от особенностей образовательного учреждения, где проходит свою реализацию проект; от активности участников проекта и других факторов, влияющих на данный проект.
3. Защита творческих проектов:
– презентация индивидуальных творческих проектов;
– обсуждение положительных и проблемных моментов в разработке и реализации творческого проекта;
– дальнейшие перспективы по использованию проектной деятельности в работе
 
Для оценки выполненного творческого проекта можно создать экспертную группу и предложить оценить проект по следующим критериям:
– проект создан на научной основе;
– проект отражает заданную тему;
– не противоречит этическим принципам;
– проект внутренне не противоречив;
– проект эффективен с точки зрения его реализации.
 
Проектирование содержания учебного материала предполагает наличие глубоких знаний, методологическую, методическую грамотность педагога. Алгоритм проектной деятельности предполагает всестороннее исследование проектируемых ситуаций, комплексное видение проблемы. Это актуализирует направленный поиск решений, стимулирует саморазвитие педагога. Поэтому участие учителя в проектировании образования охватывает не только содержание учебного материала, но и характер учебной деятельности, методы и формы обучения.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.