Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и значение педагогики сотрудничества в условиях модернизации начального образования






В связи с модернизацией образования в процессе развития личности ребенка в современных условиях особую роль играет сотрудничество взрослых и детей, которое может быть рассмотрено как особая форма демократизации, гуманизации их отношений, организации учебно- 4 воспитательного процесса, предполагающая обязательную активность и взаимодействие обеих сторон, установление определенной меры этой активности. Сотрудничество всегда связано с позицией учителя по отношению к ученику, которая чаще всего обозначается как партнерство, товарищество педагога и учащегося в целостном педагогическом процессе. В связи с этим сотрудничество предполагает усиление элемента взаимодействия в образовательном процессе, деловые, основанные на доверии, взаимопомощи и поддержке отношения между воспитателями и воспитанниками.

Ведущими методологическими ориентирами исследования проблемы педагогики сотрудничества являются: аксиологический, креативный и личностно ориентированный подходы в воспитании, обучении и развитии учащихся; единство системно-целостного и деятельностного подходов к рассмотрению педагогических процессов; принципы: гуманизации, демократизации, творчества, единства теории и практики, интеграции, проблемности и преемственности.

Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитывать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию, самореализации.

С этой целью учитель должен организовывать деятельность, помогающую, каждому ученику обрести себя, так же создать условия для раскрытия его индивидуальности.

Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают. При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате плодотворной работы каждого члена группы, взаимодействуя с другими ее членами. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы что-то сделать вместе, но и в том, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся группа знала, чего достиг каждый ученик; т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

В ходе обучения в сотрудничестве решается двойная задача: с одной стороны – академическая – достижение познавательной цели; с другой - социальная и коммуникативная – дети учатся общению.

Обучение в технологии сотрудничества проходит на трёх этапах.

1 этап. Создание мотивации взаимодействия - дети понимают – делать что-то вместе интересно и весело. Например, урок русского языка в 1 классе, тема «Главные члены предложения». В начале урока – взаимопроверка домашнего задания. 3 класс проверяет как 1класс дома выполнил домашнее задание (работают самостоятельно). 1 класс под руководством учителя проверяют работу 3 класса. Сколько предложений написано? Выборочно читают предложения, обращая внимание на то, что в каждом предложении подчеркнуто два слова, читаем какие. Просим 3 класс устно поставить оценки 1 кл. за дом. задание, сказать, что подчеркивали – слушаем подробное объяснение – 2 предложения как найти главные члены, задаем вопрос 1 классу – хотел бы научиться находить и подчеркивать главные члены. Не было случая, чтобы кто-то сказал «нет», всегда желают делать что-то, как старшие ребята.

2 этап. Обучение учащегося правилам эффективного взаимодействия. Младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом работы необходимо договориться, как лучше организовывать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помогать друг другу, убедиться, что если в паре или группе дружеские отношения работа идет веселее и результат выше. Например, урок математики – этап устного счета. Учащимся выданы карточки с примерами, где уже прописаны ответы, старшие задают примеры младшим, затем роли меняются. Какие правила эффективного взаимодействия здесь: пример четко проговаривать; пример слушать (не переспрашивать, не повторять). При организации такой работы учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой. В ходе диалога слышишь примеры, ответы, слова поощрения – молодец, правильно; или слова поддержки – подумай, старшие могут дать наводящую подсказку.

3 этап. Обеспечение опыта совместной деятельности. Опыт совместной деятельности накапливается постепенно. Почему и с чего я начала работу в сотрудничестве? Работая с 2 классами, в начале учебного года, я подумала, что совсем мало времени уделила каждому первокласснику в отдельности, а их у меня было семеро, в 3 классе – четверо, причем, одни девочки, причем, с разным уровнем обучаемости. Но именно к ним- то я и обратилась за помощью. Мы договорились вместе учить 1 класс читать, писать, считать. Работу строила так: примерно раз в две недели (1 полугодие) мои девочки занимались с первоклассниками. Одна читала, вторая следила за правильным написанием букв, слов, слогов; третья писала цифры, примеры; четвертая считала примеры на карточках, работа устно. Конечно, предварительно, перед каждым занятием, с девочками проводилась работа. И по окончании занятия подводился итог - мы сравнивали первоклассников с самими собой – велась диагностика. На это занятие отводилось 35 минут, на одного 5 минут чтение, письма, математики, устный счет. Заняты 4 человека – 3 занимаются самостоятельно - раскраска, пазлы, геометрическая мозаика (общая работа). Подводился итог учебного занятия: какая картинка раскрашена, какая картинка собрана. Такое занятие ребята прозвали «пересадки» - пересаживались по кругу - все работали очень увлеченно. И особенно меня радовал 3 класс, повторюсь, что уровень обучаемости разный. Но проявить себя в роли учителя нравилось каждому, были очень доброжелательны к первоклассникам. Так я начинаю обучению сотрудничества в 1 классе. К концу года в роли учителя, работая в паре с 3 классом, могут выступать и первоклассники, например, по русскому языку диктуют слова с карточки и по этой карточке проверяют.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.