Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и характеристика элементов выпускной квалификационной (дипломной) работы






 

Структурными элементами ВКР в форме дипломной работы явлются:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение;

4) главы основной части с разделением их на параграфы;

5) выводы по каждой главе;

6) заключение;

7) список использованных источников;

8) приложение (при необходимости).

Дадим характеристику каждому структурному элементу ВКР.

1) Работа начинается с титульного листа (Приложение 7). На титульном листе последовательно сверху вниз, помещаются следующие реквизиты:

- полное наименование учредителя и полное название учебного заведения;

- тема ВКР;

- сведения об исполнителе;

- сведения о научном руководителе;

- сведения о рецензенте;

- год написания работы.

На титульном листе помещаются гриф допуска к защите, который подписывается председателем предметной (цикловой) комиссии, оценка по итогам защиты работы в Государственной экзаменационной комиссии. На титульном листе выпускник ставит свою подпись. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Не допускается изменения типа шрифта, переносов, подчеркивания, наличия рамок.

2) Следующий элемент - оглавление. Оглавление включает введение, наименование всех глав с параграфами, заключение, список литературы, приложение. Формулировки глав и параграфов должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими. В оглавлении указываются страницы структурных элементов арабскими цифрами.

Пример оформления оглавления выпускной квалификационной (дипломной) работы по теме: «Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников» приведен в приложении 8.

3) Во введении определяется актуальность исследования, основное противоречие, проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза (в зависимости от вида ВКР), методы исследования, теоретико-методологическая основа исследования, практическая значимость. Рассмотим подробно все перечисленные компоненты научно-исследовательского аппарата.

3.1. Актуальность темы исследования – это степень её важности в данный момент для решения проблем, вопроса или задачи. Актуальность подтверждается ссылкой на нормативные документы; указанием фактов, факторов, усиливающих актуальность; ссылкой на социальные запросы; кратким обзором степени разработанности проблемы в науке. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать её характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной квалификационной работы достаточно одной страницы печатного текста.

3.2. Противоречие (я), позволяющее(ие) сформулировать проблему исследования - это определение несоответствия между должным и существующим. Например, «Однако, изученная литература свидетельствует о том, что до сих пор не разработаны...» или «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью целенаправленного формирования у школьников... и не разработанностью методики…» и т.д.

3.3. Проблема - это вопрос, не решенный или не в полной мере решенный наукой. Исследователь дает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что было не изучено ранее?

Проблема может быть выражена в форме вопросительного или повествовательного предложения, например: «Каким образом совершенствовать систему…» или «Совершенствование системы организации научной деятельности …». После этого уточняется, что данная проблема позволила сформулировать тему исследования и указывается тема.

3.4. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объектами педагогических исследований являются: педагогические системы, явления, процессы воспитания, образования развития, формирование личности, коллектива и т.д. Таким образом, объект исследования лежит в учебно-воспитательной области. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Нельзя считать объектом или предметом изучения людей (студентов, учеников, учителей), не следует брать объект из области другой науки. Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Действие производится над предметом исследования.

3.5. Если объект - это область деятельности, то предмет исследования - это изучаемый процесс в рамках объекта, часть объекта, которая подлежит изучению и преобразованию. Отношение объекта и предмета исследования в педагогике принято определять как отношение целого и части. Предмет исследования, как правило, включает в себя те стороны и свойства объекта которые подлежат изучению (методы, формы, технологии и т.д.).

Например, если тема исследования сформулирована так: «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то объектом исследования этой темы является процесс развивающего обучения, а предметом – контроль (или особенности контроля) уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения.

Другой пример: тема «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера», объект исследования – процесс обучения в начальных классах, ориентированный на творчество учащихся, предмет исследования – способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.

Таким образом, именно на предмет исследования направлено основное внимание студента - выпускника, именно предмет исследования определяет тему работы (близок к ней по звучанию). Для исследования предмета формулируются цель и задачи исследования.

3.6. Цель исследования - это результат, который должен быть получен в конечном итоге всей ВКР. Цель соответствует стратегии исследования, которую выбирает автор работы. Определение цели не должно выходить за рамки исследуемой темы, в то же время оно не должно быть сужено до одного, хотя и наиболее важного ее аспекта. Это значит, что формулировки темы и цели должны точно соответствовать друг другу.

Структура цели состоит из трех элементов: целевого действия, целевого предмета и целевого объекта. Зная структуру цели, её можно вполне самостоятельно разрабатывать или, используя готовые цели из других научных работ, отбирать и корректировать (табл. 1).

Таблица 1 - Структура цели исследования

Целевое действие Целевой предмет Целевой объект
Разработать Обосновать Выявить Определить Экспериментально проверить Проанализировать Раскрыть Изучить Обеспечить Сформулировать Охарактеризовать и т.д. Средства… Требования… Система критериев… Принципы формирования… Педагогические условия… Педагогические основы… Система деятельности… Закономерности… Процесс воспитания… Научная концепция… Теоретическая модель и т.д. Профессиональная ориентация… Усвоение знаний… Нравственное воспитание… Техническое творчество учащихся… Система трудового воспитания… Система производственного обучения… Теория воспитания… и т.д.

 

При формулировке цели используются отглагольные существительные, например, «изучение …», «выявление …» и т.д.

3.7. Задачи исследования - это последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наименования главам и параграфам. В сумме задачи должны «укладываться» в цель, не выходить за ее пределы, не превышать ее. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5.Описание задач должно представлять собой определенную последовательность.

Примеры задач для теоретической части исследования:

- на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

- выявить основные подходы, точки зрения учёных к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

- изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Примеры задач для практической части исследования:

- выявить уровень сформированности навыков группового взаимодействия у младших школьников;

- разработать серию занятий, подтверждающих эффективность применения игровых приемов в формировании у детей младшего школьного возраста навыков группового взаимодействия;

- проанализировать эффективность проведенной работы.

3.8. Гипотеза выдвигаетмя в опытно-экспериментальных работах. Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы. Чаще всего гипотеза формулируется по схеме «если … (исходные данные), то … (следствие)» или «мы предположили, что … (следствие), если … (исходные данные)».

Примеры гипотез: «Мы исходим из предположения, что если на уроках систематически использовать проблемные ситуации, которые одновременно воздействовали бы и на рациональную, и на эмоционально-волевую сферы, то можно обеспечить управляемость мыслительной деятельности обучающихся, что является условием повышения их познавательной активности». «Мы предполагаем, что уровень наблюдательности младших школьников повысится, если на уроках применять специальные компьютерные игры дидактического содержания».

3.9. Далее необходимо указать методы педагогического исследования, которые использовал автор, выполняя исследовательскую работу. Они могут быть перечислены сплошным текстом, или можно отдельно указать методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования.

К теоретическим методам относятся: историко-генетический (историко-логический), моделирование, а также мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др.

К методам эмпирического исследования относятся: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование); метод экспертных оценок; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент и др.

3.10. Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общая и частно-научная методология. Общей методологической основой любого научного исследования являются философские концепции, теории, положения, идеи, имеющие непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В педагогических исследованиях методологическое значение имеют подходы, концепции, теории, идеи, разработанные известными учеными в области психологии и педагогики, которые тоже имеют непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Например, философские и психолого-педагогические теории познания (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Макареня и др.), личностно - ориентированный подход (И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи гуманизации образования (В.П. Зинченко, В.И. Кузнецов, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева и др.).

Необходимо понять, что не труды ученых сами по себе являются теоретической основой исследования, а те концепции, идеи, теории, которые выдвинуты авторами в этих трудах, и, соответственно, надо указать названия этих теорий, концепций и ученых, которые их разработали.

3.11. Практическая значимость. Данное требование подразумевает возможности использования результатов и выводов выпускной квалификационной работы для решения каких-либо практических задач.

Практическая значимость заключается в возможности использования авторских разработок в производственной, учебно-воспитательной практике, в наличии научно-обоснованной и апробированной в экспериментальной работе системы методов, форм, приемов, средств, которые могут быть использованы работниками той или иной сферы деятельности и т.д.

4) Основная часть ВКР содержит, как правило, 2 главы, разделенных на 2-3 параграфа. Между параграфами и между главами необходимы смысловые связки, чтобы текст выпускной квалификационной работы был логично выстроен и не содержал разрывов в изложении материала

В первой главе характеризуется изучаемая проблемы на основе детального изучения литературы. В ней раскрывается понятийный аппарат, степень разработанности проблемы, показываются основные подходы к решению изучаемого вопроса.

В названии первой главы целесообразно опираться на содержание, а не на функцию теоретической части исследования. Поэтому, если тема исследования посвящена какой-то проблеме, то первую главу лучше назвать «Теоретические основы…», «Теоретические аспекты…».

Вторая глава основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. Ее содержание зависит от вида ВКР.

ВКР опытно-практического характера в практической части содержит проектирование педагогической деятельности, описание ее реализации, оценку ее результативности, может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.

ВКР опытно-экспериментального характера в практической части содержит описание констатирующего (проверочного), формирующего или созидательно-преобразующего (конструирующего) и контрольного этапов эксперимента.

Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. При его организации могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, уроков и др.). Например, если изучается вопрос о самоконтроле учащихся за своей учебной работой, то нужно установить, в каком состоянии находится эта проблема. В этом случае констатирующий эксперимент можно осуществить с помощью различных методик, в частности, проведения бесед с учителями и учащимися по вопросам, знают ли они приемы самоконтроля и как эти приемы используются. По этим же вопросам можно провести анкетирование, наблюдение за процессом подготовки учащихся к урокам и т.д. Все это поможет констатировать состояние исследуемой проблемы и зафиксировать его в виде сводной таблицы.

Формирующий эксперимент является следующим этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, осуществляют спланированное экспериментальное воздействие на экспериментальную группу путем реализации новых форм, методов, приемов, заданий и др., изучают их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения.

На контрольном этапе эксперимента еще раз проверяется состояние изучаемого объекта, достигнутое после проведенного формирующего эксперимента, сравниваются наличные состояния учащихся с исходными результатами. Эти данные позволяют сделать вывод о результативности проведенной работы.

Оценка эффективности экспериментальной деятельности происходит с помощью критериев, показателей и уровней. Под критерием понимается ведущий признак (или группа подобных признаков) изучаемого объекта, явления, процесса, на основании которого проводится оценка их соответствия или эффективности. Показатель является мерой проявления этого признака. В соответствии с выделенными критериями и показателями определяются уровни сформированности (готовности, воспитанности и др.) изучаемого явления: высокий, средний, низкий.

После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать и проанализировать проведение уроков, занятий, упражнений, провести статистическую обработку данных и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.

5) Каждая глава завершается выводами. Они должны отражать основное содержание главы и решение автором задач выпускной квалификационной работы.

6) Главная задача заключения - подведение итогов всей дипломной работы, поэтому здесь, как правило, не приводятся ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основной части работы, а лишь общие выводы и рекомендации.

Заключение пишется в соответствии с поставленными задачами, насколько они решены, что положительного показало проведённое исследование, подтвердилась ли гипотеза (в зависимости от вида ВКР). В заключении могут быть отмечены перспективы проведения дальнейших исследований. В нем не должны механически повторяться выводы по отдельным главам.

7) Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80 – 2000 «Библиографическая запись. Заголовок». Библиографический список должен включать не менее 30 источников, из них 70% - за последние 5 лет. Допустимо не более 15 % Internet-ресурсов в общем списке источников.

8) В приложении даётся материал вспомогательного характера. Это могут быть описание новой методики, некоторые таблицы, схемы, конспекты занятий и т.п.

Рекомендуемый объем ВКР – 40-50 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений. Введение состоит из 2-3 страниц, заключение – 1, 5-2 страницы, список литературы занимает 1-2 страницы, остальной объем распределен между главами.

В ВКР не рекомендуется употреблять выражения-штампы, вести изложение от первого лица: «я считаю», «мне кажется», «по-моему мнению». Вместо этого автор может пользоваться местоимением «мы», а также формой изложения от третьего лица: «по нашему мнению», «автор полагает…», «нами проведен анализ…» или неопределенно-личной формой: «следует отметить..», «в данном исследовании является важным…».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.