Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение конституционного и международно-правового регулирования института пересмотра судебных актов. -






5. Цель, предмет и пределы проверки судебных актов в вышестоящих судах.

Предмет- законность и обоснованность судебного решения.

Первая и наиболее объемная задача проверочных инстанций – пересмотр судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, на предмет законности, обоснованности и справедливости.

Проверка - это обязательный предварительный этап, присущий любой стадии по обжалованию судебных актов. Поэтому она имеет место по всем делам, судебные акты по которым обжалуются юридически заинтересованными лицами (сторонами, третьими лицами и т.п.), т.к. эти акты вызывают у них сомнение в своей законности и обоснованности. Таким образом, суть проверки состоит в том, что она представляет собой возбуждаемую жалобой юридически заинтересованного лица деятельность вышестоящего суда по изучению материалов дела, рассмотренного нижестоящим судом, с целью выявления возможной судебной ошибки. Умышленно или неумышленно суд допустил ошибку, - значения при этом не имеет.

Итак, проверка характеризируется тем, что она: а) осуществляется всегда вышестоящим судом (проверка обоснованности вынесенного заочного решения или выданного судебного приказа является исключением из этого правила); б) заключается в анализе обоснованности доводов апелляционной, кассационной или надзорной жалоб, а также материалов дела; в) имеет своей главной целью выявить судебную ошибку, которая может заключаться в нарушении норм материального и (или) процессуального права, неполного выяснения обстоятельств спорного правоотношения и т.д.; г) должна давать ответ на вопрос о том, необходим ли пересмотр дела в случае существенности судебной ошибки. Проверка начинается со дня принятия дела вышестоящим судом к своему производству и заканчивается в момент удаления этого суда в совещательную комнату для принятия своего судебного постановления.

Любая жалоба, составленная с соблюдением установленных законом требований и поданная в установленный законом срок, просто обязывает вышестоящий суд в пределах своих правомочий проверить законность, а иногда и обоснованность обжалованного судебного акта.

6. Судебные структуры (звенья судебной системы и судебные инстанции), обеспечивающие пересмотр судебных актов.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом полномочий. Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, называют звеньями судебной системы.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

1. основное звено — районные, городские суды, гарнизон­ные военные суды;

2. среднее звено — 21 верховный суд республик, 10 краевых судов, 45 областных судов, 2 суда городов федерального значе­ния, 1 суд автономной области, 4 суда автономных округов, окружные (флотские) военные суды;

3. высшее звено — Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Система федеральных арбитражных судов включает:

1. основное звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

2. среднее звено — арбитражные апелляционные суды, фе­деральные арбитражные суды округов;

3. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Система федеральных судов конституционной юрисдикции включает только одно-единственное звено — Конституцион­ный Суд РФ.

Таким образом, судебная система Российской Федерации отличается ступенчатостью звеньев. В основном подсистемы федеральной судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, определяемой государственно-административным делением Российской Федерации. Исключение составляют фе­деральные суды конституционной юрисдикции, так как имеют одно высшее звено, а также федеральные арбитражные суды, так как не имеют строгой привязанности к административно-территориальному устройству страны. Суды субъектов РФ не образуют указанных или аналогичных звеньев.

Помимо деления судов на звенья судебной системы, опре­деляющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции.

► Под судебной инстанцией понимается стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.

Различают: суды первой инстанции, суды второй (кассаци­онной) и суды надзорной инстанции. Выделяется и самостоя­тельная апелляционная инстанция.

Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему соответствующего судебного решения. В качестве суда первой инстанции могут выступать почти все суды в пределах предо­ставленных им законом полномочий. Не являются судами пер­вой инстанции арбитражные апелляционные суды, федераль­ные арбитражные суды округов.

Судом апелляционной инстанции называют суд, рассматри­вающий по запросам управомоченных лиц не вступившее в за­конную силу решение суда первой инстанции. В апелляци­онной инстанции по имеющимся и дополнительно представ­ленным доказательствам дело рассматривается повторно и в полном объеме. Это является основным отличием апелля­ционной инстанции от кассационной. Судами апелляционной инстанции выступают районный (городской) суд по отноше­нию к мировым судьям, арбитражный апелляционный суд по отношению к арбитражному суду субъекта РФ.

Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела, а также применения материальных и процессуальных норм права. При рассмотрении дела в апелляционном порядке судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции. Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказатель­ства по делу.

Под понятиями «вышестоящий суд», «вышестоящая инстан­ция» принято понимать суды или их структурные подразделе­ния, занимающие более высокую ступень в иерархии судов и относящиеся к судебному звену более высокого уровня. В частности, областной суд является непосредственно выше­стоящей инстанцией по отношению к районному (городскому) суду.

Судом второй (кассационной) инстанции называют суд, рас­сматривающий дело по кассационной жалобе или кассацион­ному представлению на решения суда первой инстанции. Он проверяет законность и обоснованность не вступившего в за­конную силу решения суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. В Рос­сийской Федерации, по общему правилу, кассационной ин­станцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется.

В системе судов общей юрисдикции и военных судов в этом качестве выступают все суды, кроме судов основного звена. В частности, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду, окружной (флотский) военный суд — по отношению к гарнизонному военному суду. Та­ким образом, один и тот же суд, как правило, одновременно является судом первой инстанции для одной и второй инстан­ции для другой категории дел.

В системе арбитражных судов функции кассационной ин­станции выполняют федеральные арбитражные суды округов, специально созданные для проверки законности судебных ак­тов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

Судом надзорной (исключительной) инстанции называют суд, проверяющий по надзорной жалобе или надзорному представ­лению законность и обоснованность вступивших в законную силу решений судов первой инстанции, а также решений суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции. Данная инстанция необходима для исправления допущенных судебных ошибок и, таким образом, защиты прав и свобод граждан.

В системе судов общей юрисдикции надзорной инстанцией могут выступать президиумы судов среднего звена, а также су­дебные коллегии и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов — президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; в арбитражных судах — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

 

7. Классификация принципов, действующих в стадиях пересмотра судебных актов.

В статьях 118, 120 и 123 закреплены действующие в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве правовые принципы, а именно осуществление правосудия только судом, независимость судей и их подчинение только закону, состязательность и равноправие сторон, гласность судебного разбирательства. Эти принципы являются конституционными, и как таковые получают дальнейшее развитие в нормах процессуального (отраслевого) регулирования, т.е. закреплены и гарантируются также в ГПК, АПК, УПК РФ. Поэтому названные принципы имеют общеотраслевой характер, что связано с единством существа правосудия во всех видах судопроизводства. Названные принципы характерны также для всех судебных стадий судопроизводства в каждом из его видов, что позволяет считать их общестадийными. Они действуют и в стадиях пересмотра судебных актов. Особенности их реализации в отдельных видах судопроизводства и стадиях пересмотра судебных актов определяются федеральным законом и, соответственно, закреплены в ГПК, АПК и УПК РФ.

 

 

8. Организационно-статусные принципы справедливого правосудия.

 

организационно-статусные принципы (создание судов на основе закона, законный состав суда, независимость и самостоятельность судов)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.