Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокульянцы: Лабеон (основатель), Цельз-отец, Цельз-сын, Пегасий, Нераций.






Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилияи т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta — влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta — без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания — plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum — указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права — jus vetus.

Постановления сената - сенатусконсульты (senatusconsulta) оказались для императоров весьма удобным инструментом формирования правовых норм. С одной стороны, распоряжения сената становятся рядом с leges. Так Ульпиан отмечал: «Не подлежит сомнению, сенат может создавать право» (D.1.3.9). С другой стороны, реальная законотворческая инициатива находилась в руках принцепсов. Основанием для принятия сенатских постановлений становятся выступления принцепса в сенате (oratione ad senatum) по тому или иному вопросу. И постепенно сенатусконсульты исчезают как самостоятельная форма правообраэования. В качестве примера сенатусконсульта можно назвать senatusconsultum Valleia-num, принятый в I в. н.э. и запретивший женщинам гарантировать обязательства третьих лиц. Окончательное укрепление императорской власти приводит к тому, что единоличные распоряжения императора стали признаваться законом. «Что угодно императору, то имеет силу закона». Сам же император не был связан нормой закона, что выражалось известной максимой: «Princeps legibus solucus est», т.е. принцепс свободен от законов. Римские юристы, в частности Ульпиан и Помпоний, обосновывали это тем, что народ делегирует свою власть (imperium) принцепсу на неопределенный срок, пожизненно. Решение принцепса, воплощая народную волю, тем самым становится первичным источником права. Распоряжения принцепса (constituciones principum) стали приобретать силу источника права с конца I века н.э. Конституции издавались в четырех основных формах: 1) эдикты (edictaе) - общие распоряжения, по названию соответствовавшие актам республиканских магистратов, но, в отличие от них, содержавшие не программу деятельности, а императивные постановления; они выставлялись на побеленных досках у резиденции принцепса;
2) декреты (decrets) - судебные решения, имевшие апелляционный характер; 3) рескрипты (rescriptaе) - ответы принцепса на вопрос о толковании и применении права, исходившие от частного лица (subscriptiones) или должностного лица, как правило губернатора провинции (epistulae); 4) мандаты (mandatum) - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Было «установлено, - резюмировал Ульпиан конституционную деятельность принцепсов, - что чтобы император ни постановил посредством письма либо подписи, или предписал, рассмотрев дело, или просто высказал, или предусмотрел в эдикте, - является законом».
Формы правотворческой деятельности принцепса имели различную юридическую природу. Во-первых, эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издававшего их принцепса. Они, при этом, не формировали цивильного права. Во-вторых, декреты и рескрипты не ограничивались сроком действия, так как в них интерпретировались нормы римского права.
До III века среди форм императорского правотворчества преобладали rescripta. Правоведы рассматривали рескрипты императоров как акты законодательного характера. При Диолектиане мандаты исчезают из юридической практики, а декреты и рескрипты сохраняют свою силу в судопроизводстве.
Эдикты императоров начинают занимать лидирующее положение в римском правовом нормотворчестве с момента опубликования конституции Константина в 315 г. С этого времени эдикты, полностью отторгнутые от сената в пользу нормотворчества императоров, и в силу их авторитета, оценивались современниками в качестве норм общего действия (leges generales).
А.В. Коптев отмечал, что, по определению конституции 426 г., leges generales должны были считаться: во-первых, выступление императора (принцепса) в сенате; во-вторых, все нормативные акты, где употреблялся термин edictium; в-третьих, programma, т.е. конституционный эдикт руководителя провинции; в-четвертых, все императорские решения частных казусов, носивших повторяющийся характер.
Процедура составления императорских указов, обычно, включала три этапа. На первом этапе весь объем работы по составлению текста конституции того или иного вида проводил профессиональный юрист, который занимал должность императорского квестора дворцового ведомства (quaestor sacri palatii). Далее подготовленный квестором документ подлежал постатейному обсуждению в консистории.
И в случае одобрения последней, на третьем этапе, текст конституции рассматривался и подписывался императором.
Таким образом, в системе источников римского права III - VI вв. полноценный статус законов (leges) имели только императорские конституции.
Все остальные виды правового формообразования, сложившиеся как в период республики, так и в период принципата, в основном рассматривались не иначе как jus vetus, приобретая статус прошлого закона.

10. Эдикты магистратов: понятие и виды. Значение эдиктов магистратов для выработки новой системы права. Взаимодействие цивильного и преторского права

Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

__________

В структуре римского частного права выделяют две основные системы - цивильное право (ius civile) и преторское право (ius honorarium).
Цивильное право - исторически первая система римского права, основными источниками которой являются законы (начиная с Законов XII таблиц) и сенатусконсульты республиканского периода. Нормы цивильного права, созданные в условиях патриархально-натурального хозяйства раннего периода древнеримской истории, со временем оказались не приспособлены к развивающемуся товарному обороту, наглядно показывали свою пробельность и неприменимость.
Чтобы исправить эту ситуацию, и было призвано преторское право. Должность городского претора была учреждена в 367 г. до н.э. Он имел полномочия по судебным делам, участниками которых были римские граждане, обладал правом imperium (то есть, в частности, имел право издавать общеобязательные эдикты и интердикты).

Помимо текущих претор издавал эдикт на год (та есть на весь срок своих полномочий). Обычно новый претор сохранял нормы такого постоянного эдикта предыдущего претора, соответствующие жизненным условиям, дополняя их чем-то своим. Со временем сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.
Во II в. юрист Юлиан (па поручению императора Адриана) выработал редакцию «постоянного преторского эдикта» (edictum perpetuum), которая в дальнейшей уже не изменялась и вошла в историю как Юлианов эдикт.
Вместе с тем преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось «мертвым», в этом проявлялся дуализм римского права.
Например, наряду с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву).

11. Юриспруденция как источник права. Виднейшие римские юристы. Сабиньянская и прокульянская школы юристов. Ius respondendi

Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

В период республики деятельность юристов сводилась к:

— консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);

— даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

— руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).

Результат деятельности юристов — появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:

— объяснение текста;

— толкование юриста;

— образец исковой формулы.

Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н. э., «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.

Первые республиканские юристы — основатели цивильного права. К ним относятся: Марк Манилий, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Цицерон (красноречивейший из юрисконсультов). Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата — классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.

В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы — это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости.

Прокульянцы: Лабеон (основатель), Цельз-отец, Цельз-сын, Пегасий, Нераций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.