Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богом да Царем свято—русская земля стоит.






Летию воцарения Дома Романовых посвящается

Великий день избрания Царя

21 февраля (6 марта) в России с 1613 по 1917 гг. начинались государственные и народные празднования, связанные со вступлением на престол Всероссийский Царствующего Дома Романовых.

В год 403-летия со дня этого великого события в истории Отечества, следует еще раз вспомнить, в какое тяжелое время Господь гласом Русского народа и волей Земского собора избрал Самодержца земли Русской Князя Михаила Романова.

О том великом дне напоминают нам теперь оставшиеся нетленными проповеди русских Архиереев, датированные незабвенным 1913-м годом, когда торжественно отмечалось 300-летие Дома Романовых.

Привожу эти тексты в том, давно утраченном Царском правописании, сохраняющем и теперь в себе незабываемый след минувшей великой эпохи.

Богом да Царем свято—русская земля стоит.

 

Поучение на празднование 300-летия Царствующего Дома Романовых.

 

 

Сегодняшнее всероссийское торжество — трехсотлетие Царствования Дома Романовых побуждает нас прежде всего вспомнить об обстоятельствах воцарения Дома Романовых.

Да, братие, в истории Отечества нашего были такие мрачные времена, когда общественные бедствия, подобно грозной тучи, над­вигались на него, готовые разрешиться сокрушительными ударами, и когда внезапно возсиявшая милость Божия, спасала Россию от неминуемой погибели.

Триста лет тому назад, — о, как тя­жело было жить тогда русскому народу! Тогда почти не было никаких законных порядков, никакого права, а были только насилия, грабежи и убийства. И все это было от того, что не было в то время законного Царя в русской земле. Случилось так, по Божьему попущению, что Царский род наш Рюриковичей пре­кратился со смертию наследника Царя Феодора Иоанновича (умершего в 1598 г.). Остался единственный наследник Царского прес­тола родной брат его малолетний Царевич Димитрий Иоаннович. Но и он, по проискам Бориса Годунова заточенный в монас­тырь, был убит, и, таким образом, после него никого не было, кто бы мог законно занять Царский престол.

Тогда волей — не­волей московские люди принуждены были поставить себе Царем того самого Бориса, который всевозможными средствами домогался Царской власти. Но как только вступил он на престол, пошли большие смуты в народе русском. Явились самозванцы, которые выдавали себя за убитого Царевича Димитрия. Царь Борис, мучиемый совестию и страхом за свою ярость, процарствовавши семь лет, скоропостижно умер (в 1605 г.). После него Царем сде­лался Василий Шуйский, который процарствовал шесть лет (1606—1612).

После Василия Шуйского Россия осталась совер­шенно без Царя, отчего пуще прежнего пошли в ней нестроения и непорядки. Настала крайняя необходимость выбрать Государя и тем водворить в русской земле порядок, тишину и спокойствие.

Для этой цели лучшие русские люди решили собрать в Москве великий Земский Собор, на котором бы сообща решить, кому быть русским Царем. Бояре и воеводы послали гонцов во все концы русской земли и велели звать в Москву представителей от духовенства, дворян и иных сословий. Бояре и воеводы просили, чтобы представители эти крепко договорились в своих городах, и взяли бы о Государевом избрании надлежащие полномочия.

Когда съехалось в Москву довольное число выборных, то назначен был трехдневный пост, по окончании которого открылись заседания Собора. На этих заседаниях прежде всего порешили, что от иностранцев брать Государя не должно, а нужно избрать природного русского, православного. Тогда начались споры и пререкания. Многие хлопотали за себя, другие за своих друзей. Образовалось несколько партий, но ни чья не брала верх.

На одном из соборов какой то дворянин подал грамоту, что преж­ним Царям ближе всех приходится родней боярин Михаил Феодорович Романов, его и надо выбрать в Цари. В то же время подал грамоту донской казачий атаман: в грамоте его то же было сказано, что природный Царь есть Михаил Феодорович Романов.

Род Романовых издавна был любим наро­дом, и поэтому Собор решил посадить на Царство Михаила Феодоровича Романова. Послали в города за именитыми боярами, которых в ту пору не было в Москве, послали также и за теми выборными, которые запоздали на Собор, велели также вы­ведывать по городам и уездам, как думает народ. Когда бояре и выборные съехались все и прискакали гонцы с вестью, чтовесь народ желает иметь Царем Михаила, назначен был последний окончательный собор.

В неделю Православия, 21 февраля (6 мата) 1613 года, каждый выборный подал грамоту; пересмотрев все грамоты и оказалось, что везде было написано одно имя — Михаил Феодорович Романов. Послали четырех человек на Красную площадь, где толпилось масса народа. Посланные стали на Лобном месте и спросили у народа, кого он желает выбрать Царем. Народ единодушно отвечал: «Михаил Феодорович Романов будет Царь Государь Московскому государству!» После этого отслужили молебен и на ектении помянули избранного Царя Михаила. Михаилу в то время было всего 16 лет, и онс матерью своею инокинею Марфой, проживал в Костроме, при Ипатьевском монастырь. После усиленных просьб Михаил согласился принять Царство и 2-го мая торжественно въехал в Москву, а 11 июля 1613 г. Венчался на Царство.

Вот, прошло с той поры триста лет, и потомство Романовых непрерывно благополучно Царствует в Русском Госу­дарстве, всеми любимое и обожаемое. За этот период времени Господь покрыл своих Венценосных помазанников и с ними Русь Православную неисчислимыми милостями и щедротами. По­томки Михаила Феодоровича довели Россию до того, что она стала теперь первоклассною могущественнейшею державой, пользующе­йся среди других держав большим почетом и уважением. И любить же русский народ своих Царей. Выражая своими сло­вами благодарный чувства к Божиим помазанникам, он гово­рить: «Богом да Царем свято русская земля стоить», «Без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится», «Государь — батько, земля — матка».

За этот 300-летний период времени над Святою Русью преизобильно возсияла благодать Божия: явилось более 20-ти чудотворных икон Божией Матери, более 30-ти угодников Божиих прославлено даром чудотворений и нетлением Святых мощей. А сколько Господь даровал побед всероссийскому воинству! При воспоминании всех сих благодеяний Божиих, явленных русским Царям и русскому народу, душа рвется в порыве восторга и радости коленопреклоненно припасть с горячею благодарною молитвою к Всещедрому Богу.

Возблагодарим же за все благодеяния Создателя нашего и испросим Его милостей щедрот и на Царствование Возлюбленнейшего Царя нашего Николая Александровича.

Да хранить Господь Своею благодатию Царствующий род и Русь Святую во веки веков. Аминь.

Архимандрит Корнилий (Попов) (1874-1966).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.