Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Героический период в истории христианства






Будущие апостолы, которые по свидетельству Евангелий в момент его ареста и казни растерялись и вели себя не достаточно мужественно, в последствие преобразились и стали примером для будущих поколений в проповеди и защите учения Иисуса. Из двенадцати апостолов только Иоанн дожил до глубокой старости. Все остальные приняли смерть, проповедуя учение Христа. (В Евангелии рассказывается, что двенадцатым апостолом на место повесившегося предателя Иуды был избран Матфей. О нём больше ничего не известно. [46. 1: 15-26]. Предание рассказывает, что наиболее известные из апостолов Пётр и Павел встретились в Риме на пути к месту казни, где Павел был обезглавлен, а Пётр распят, именно поэтому многие храмы позднее были названы двойным именем: «Петра и Павла».

Первое гонение на христиан со стороны язычников-римлян произошло при императоре Нероне в 64 году. Поводом для гонений послужил пожар, уничтоживший большую часть города. Молва обвиняла в поджоге Рима самого Нерона, который писал в то время поэму о гибели Трои и для воссоздания необходимой психологической атмосферы, способствующей поэтическому вдохновению, приказал его поджечь. Когда большая часть Рима сгорела, и население зароптало, желая успокоить горожан, Нерон обвинил в поджоге христиан. На них обрушились жесточайшие гонения. Христиан зашивали в звериные шкуры и бросали на растерзание псам, распинали на крестах, обмазывали смолой и сжигали. Даже сами язычники, привыкшие к кровавым зрелищам, содрогались при виде страданий жертв.

Императоры, приходившие к власти после Нерона, продолжали преследовать христиан. Сильнейшие гонения, во время которых погибли тысячи христиан, прошли в царствование императоров Домициана (81 – 96 гг.), Траяна (98 – 117 гг.), Марка Аврелия (161 – 180 гг.), Деция Траяна (249 – 251 гг.), Диоклетиана (284 – 305 гг.). Но репрессии не сокрушили христианскую церковь. В самый разгар гонений в Риме продолжала существовать община, а римский епископ как наследник апостола Петра стал признаваться одним из самых авторитетных церковных иерархов.

Спасаясь от преследований, христиане в буквальном смысле уходили под землю в катакомбы, которые простирались на сотни километров и представляли собой подземные галереи шириной 2-3 метра и высотой от 1, 25 до 1, 75 метра. Катакомбы естественного или искусственного происхождения сохранились до наших дней под Римом. Подобные подземные города имелись в Александрии, Неаполе, Сиракузах и других городах Римской империи. По подсчетам христианских ученых в них захоронено от 2 до 7 миллионов христиан, спасавшихся от язычников. Римские императоры рассматривали христиан как врагов и изменников, так как они отказывались в праздничные дни совершать жертвоприношение в храмах перед статуями богов и императора даже под страхом смерти.

Первый историк христианской церкви Евсевий Кесарийский (Памфил) (264-340 гг.) приводит свидетельства травли христиан, передающие атмосферу того времени. «Преследование у нас началось не с царского указа, а на целый год раньше, когда какой-то пророк и виновник бедствий этого города – кто бы он ни был – стал возбуждать и натравливать на нас языческую толпу, разжигая их родное суеверие. Подученные им язычники решили, что всякое злодеяние им дозволено и что благочестивое почитание демонов требует одного – убивать нас. Первым они схватили старца Метру и приказали ему богохульствовать; он отказался, его стали бить палками по телу и колоть острым тростником лицо и глаза, затем вывели за город и побили камнями. Верующую женщину, именем Квинту, привели в капище и заставляли кланяться кумирам; она с отвращением отворачивалась; ей связали ноги и протащили через весь город по острым камням мостовой, бичевали, толкали на мельничные жернова и, приведя туда же, куда Метру, убили. Затем все единодушно устремились на христианские дома; каждый врывался к знакомым и соседям, тащил и грабил. Вещи подороже забирали себе, дешевые и деревянные выбрасывали и жгли на улицах; казалось город взят неприятелем…

Нам не было проходу ни на людных улицах, ни в переулках, ни днём, ни ночью; всегда и всюду все кричали: кто не произнесёт слов мерзостных, сейчас же его в костёр». [56]

Далее Евсевий Памфил рассказывает о случае поголовного уничтожения христиан: «Маленький фригийский городок, населённый христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с женщинами и детьми, взывавшими к Богу Вседержителю, сожгли потому, что все жители города: сам градоправитель, военачальник с прочими магистрами и весь народ – исповедовали себя христианами и не послушались приказа поклониться кумирам». [56. 353]

Гонителям было мало обвинить христиан в нелояльности к императору и отречении от языческой веры, они стремились приписать им чудовищные пороки. Памфил пишет, что мучители пытками требовали свидетельских показаний против христиан, обвинявшихся в «Фиестовых пирах и Эдиповых связях», то есть в поедании младенцев и кровосмесительных связях между детьми и родителями. Указывает Памфил и на враждебные отношения между христианами и иудеями. Вот как описывает он казнь святого Поликарпа: «Тогда решили единодушно кричать, чтобы Поликарпа живого сжечь…Немедленно толпы людей наносили дров и хвороста из мастерских и бань; особенно старались по своему обыкновению иудеи». [56. 161]

На раннем этапе христианства в общинах начал формироваться новый человек, для которого не существовало материальных или чувственных соблазнов. Общины стали демонстрировать совершенно новые, неизвестные ранее отношения, в которых господствовали любовь к ближнему, забота о больных, убогих и немощных, широкая демократия во внутренних делах, авторитет должностных лиц покоился не на авторитете должности, а авторитете совершенных ими добрых дел. По этим причинам отношение к христианам носило двоякий характер. Одна часть населения его горячо поддерживало и за триста лет оно проникло во все уголки необъятной империи, а другая часть во главе с императорами не верило христианам и жестоко их преследовало. Множество легенд, дошедших с тех времен рассказывают, как христиане предпочитали смерть отказу от веры и с пением религиозных гимнов шли на казнь, которая проводилась, как правило, при большом стечении народа. Их травили зверями или просто жестоко убивали, но вид их мужественной смерти вдохновлял других людей становиться христианами. В наши дни находятся «историки» христианства, которые пытаются доказать, что гонения на христиан были преувеличены, но мы знаем, как подобные люди извращают совсем недавнюю историю России, доказывая, что в ней не было подвигов народа и православной церкви. Учение Христа родило совершенно нового человека неизвестного язычеству, для которого духовные идеалы и нравственное совершенствование были выше материальных благ.

41. Библия. Книга Бытие Глава 2, стих 7.

42. Библия. Второзаконие. Глава 7, стих 14.

43. Библия. Екклесиаст. Глава 6, стих 7.

44. Библия. Исаия. Глава 14, стих 2.

45. Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 17.

46. Деяния Святых Апостолов. Глава 17, стих 18.

47. Послание Апостола Павла к Колоссянам. Глава 2, стих 8.

48. Евангелие от Иоанна. Глава 15, стих 13.

49. Евангелие от Луки. Глава 6, стих 24.

50. Библия. Исход. Глава 22, стих 18.

51. Послание Апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стих 17-32.

52. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. профессора А.П. Лопухина Новый Завет. М. 2006. Т. 1. С. 803.

53. Деяния святых Апостолов. Глава 4, стих 32-35.

54. Тертуллиан. Апологетик. Глава XXXIX.

55. Гиббон, Э. История упадка и крушения Римской империи. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 126.

56. Евсевий Памфил. СПб.: Амфора. 2005. С. 274-275.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.