Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в Пятикнижии Моисея






Когда современные ученые извлекают из земли кости человекообразных обезьян и начинают глядя на них гадать, какими были наши предполагаемые предки один или шесть миллионов лет назад, и какое влияние их гены оказали на этику современных людей и их поведение, это вызывает, по крайней мере, недоумение. Зачем так глубоко копать? Имеющихся в распоряжении науки письменных свидетельств, вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что человек духовный и гуманный в отличие от человека разумного очень молод. Его история не выходит за пределы письменной истории человечества и вписывается в историю монотеизма.

Многие тысячи лет человек, создавая «модель себя» брал за образец животных и только около трех тысяч лет назад в Торе, по преданию написанной легендарным еврейским пророком Моисеем, он становится «образом и подобием» Всемогущего Бога. Признание человека подобием Бога наносило удар по всему язычеству, как религии, так и мировоззрению. Уподобляясь Богу, человек не мог походить на животное ни своим обличьем, ни поведением. Более того и Бог, подобием которого был человек, в свою очередь не мог походить на животное. Таким образом, религия Моисея – иудаизм, ставшая родоначальницей монотеизма, возводила между человеком и животным непреодолимую стену, она создавала для человека совершенно новую «модель себя», которая требовала полного разрыва с животными страстями и нравами.

Пятикнижие Моисея несет следы языческих представлений о человеке. В десяти заповедях Моисея видна явственная связь с признаниями о несовершении грехов из египетской Книги Мертвых. Но в Книге Мертвых эти признания делались перед богами, чтобы быть оправданным судом Осириса и сохранить душу для посмертного существования в загробном царстве. В Пятикнижии о душе сказано только в описании творения человека: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». [41] В дальнейшем все описания отношений Бога с патриархами Израиля, Моисеем и другими пророками носят сугубо материальный характер. Даже жертвоприношение сохраняется в культе как символ еще не духовной, а материальной связи с богом, идущей из сокровенных глубин язычества.

Первых патриархов назвать нравственными людьми сложно, так как они совершают поступки далекие от позднейшего понимания нравственности. Единый Бог избрал народ Израиля по причине праведности его родоначальника Авраама и за преданность пророков. Он обещал выделить евреям в удел Землю обетованную, где текут молоко и мед, а народ сделать таким многочисленным, как земной песок. «И не будет у него бесплодных ни среди людей, ни среди скота». [42] В знак благодарности требовалось не так много - евреи должны поклоняться единому богу и не брать себе других богов. Ритуал жертвоприношения, как он описан Моисеем, устройство Скинии Завета, одежды священнослужителей ярко демонстрируют, что на видное место в созданной Моисеем религии, выступает внешняя материальная сторона, а внутренняя духовная скрыта. Однако еще у царя Соломона прорывается тоскливая фраза о бессмысленности погони за материальными благами: «Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается». [43]

В предсказаниях пророка Исаии, жившего через пятьсот лет после Моисея, в годину невзгод, постигших Израиль, выражается надежда на военный реванш, которого евреи добьются над своими врагами, проявляющаяся в языческом торжестве силы: «И возьмет в плен, пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими». [44] Как видим, ни о каком духовном преобладании речи не идет, только о насилии и подавлении. Однако тот же Исаия в одном из своих обращений к израильтянам говорит: «К чему Мне множество жертвоприношений ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, крови тельцов, и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для меня…Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». [44. Глава 1, стих 11-17] Мы видим явный поворот от материального поклонения Богу к духовному, но он не был осуществлен до прихода Христа.

Вплоть до времен Иисуса Христа в Иудее существовала религиозная группировка саддукеев, отрицавших бессмертие души, воскрешение из мертвых, посмертное воздаяние, то есть видевших в человеке только телесную природу.

Не нужно думать, что Ветхий Завет свидетельствует, о какой-то отсталости иудеев в развитии представлений о духовности. Время создания легенд о Моисее и его закон древнее, чем гомеровские мифы о богах, которые развлекались со смертными мужчинами и женщинами, были беспутными и безнравственными. При сравнении греческой и иудейской религий окажется, что последняя наполнена высочайшим духовным содержанием, только направлено оно не на людей, а на Всевышнего. В религии евреев главный упор сделан на духовную сущность самого Бога. Ни одна из языческих религий не знает подобного Бога. Только в зороастризме бог сил света и добра Ахура-Мазда отдаленно напоминает его, но он не всемогущ, так как вынужден бороться с богом зла и мрака. В новой религии монотеизма борьба идет не между богами, а, начиная с грехопадения Адама и Евы, борьба сил добра и зла происходит в душе человека и он решает, на чьей стороне ему быть.

Закон Моисея начинается с того, что Бог, сообщив свое имя и объявив себя единственным Богом Израиля, запрещает делать в его честь, какие бы то ни было изображения, таким образом, уничтожил материальную основу языческого идолопоклонство. Хотя это только первый шаг, но им утверждается образ Бога как духовной сущности - Всевидящей и Всезнающей. Он непогрешим и того же требует от людей, его невозможно обмануть, как это делали язычники со своими богами.

Духовное и материальное в этой религии тесно переплетены. Делается скиния, затем строится храм, в котором отводится место для «святая святых», мистического местопребывания Бога. Ритуалы поклонения, особенно жертвоприношение, хотя и сохраняют тесную связь с язычеством, но дополнены нравственным и религиозным законом, который требуется выполнять, так как за невыполнение последует наказание. Большой интерес представляют и сами статьи закона. Вводится еженедельный день поклонения Богу. Древний мир знал праздники в честь богов, но еженедельный был, видимо, учрежден впервые. Запрет кражи как будто не несет ничего нового, за нее предусматривалось наказание в более ранних законах вавилонского царя Хаммурапи. Но последняя, десятая статься закона, запрещающая завидовать и желать чужого совершенно новое явление, потому что она осуждает не действие, а намерение, таким образом, вторгается в духовную сферу. Является новым требование почитать родителей, так как у многих народов отношение к старикам было далеким от почтения. Запрет прелюбодеяния в сочетании с широко распространенной проституцией, в том числе храмовой упорядочивал семейные отношения. И, наконец, запрет убийства, который подкреплялся законом «око за око, зуб за зуб» ограничивал насилие, делал возмездие неотвратимым.

Закон, который дал евреям Моисей, основан на языческом насилии и не мог быть другим, так как вчерашние рабы, выведенные им из Египта, еще не доросли до понимания и выполнения каких-то духовных истин. Однако этот закон ставил предел такому насилию и оставлял открытой дорогу для нового духовного совершенствования человека. Недаром Христос говорит в Нагорной проповеди: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». [45]

Языческие верования, препятствовали развитию нравственности по многим причинам, в том числе из-за многочисленности богов. Боги, как и люди, были разные - добрые и злые. Человек сам выбирал, какому богу поклоняться, доброму или злому. Таким образом, добро и зло сосуществовало вместе, между ними не было четкой границы, и человек был не только игрушкой в руках богов, но и сам вел с ними лукавую игру при помощи жертвы, стремясь вызвать их покровительство в совершении самых неблаговидных дел. В язычестве добром считалось то, что служило на пользу конкретному человеку. Общепринятых критериев, которые бы осуждали зло, не существовало.

Тора не только совершенно по-новому трактовала телесную сущность человека, но и наполняла новым содержанием его внутренний духовный мир. Внутренняя ответственность человека перед Всемогущим Богом порождала совесть, которая становится индикатором личного поведения, соизмеряемого по критериям данного закона. В сознании людей произошло полное разделение добра и зла. Кроме десяти заповедей в законодательство Моисея входит ещё 603 статьи, 365 запретов и 248 предписаний, предназначенных для евреев. Христианство сделало Закон Моисея фундаментом своей нравственности и, благодаря этому, он стал достоянием всего человечества. Иисус Христос развил нравственные положения этого закона, дополнил его духовным содержанием.

Таким образом, подводя итоги, перемена произведенным Моисеем в этической сфере, можно выделить следующие моменты:

1. Он выделил человека из животного царства, полностью порвав с тотемизмом. Человек уже не родственник быка, волка или крокодила, он образ и подобие Бога.

2. Изменяется и представления о боге. Бог Моисея Всевидящий, Всезнающий и Всемогущий. Его нельзя обмануть, как это делалось с языческими божествами.

3. Жертва еще играет свою роль, но пророк Исаия отвергает ее, заставляя уступить добродетельному поведению.

4. Выполнение закона, данного Моисеем, требует внутреннего отчета перед Богом, что приводит к появлению молитвы и пробуждению совести, которых не знало большинство язычников.

5. Человек Моисея не полностью порвал со стремлением к материальному, так как вера в благоволение Бога в материальной форме остается, но у него появляется понимание того, что материальные блага не могут заполнить душевную пустоту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.