Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и средства физического воспитания






Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррек-ционно-воспитательной работы. Основными формами физическо­го воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фо­нетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическо­му воспитанию.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в тече­ние дня. создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика прово­дится во всех возрастных группах иод руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, раз­витие равновесия, формирование правильной осанки. Перед нача­лом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее на­строение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). За­рядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следую­щая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах меж­ду занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, от­дохнуть после активной работы на занятиях. Игры между заняти­ями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.

Организация игр па прогулке зависит от времени года и состоя­ния погоды. Необходимо также учитывать характер предшеству­ющей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду орга­низую! см малоподвижные игры, которые не требуют большого


 


Ш



..^юстранства. Во время прогулок можно широко использовать бес­сюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших груп­пах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут включаться также и различные уп­ражнения на развитие движений и двигательных качеств, закреп­ление разученных на занятиях упражнении.

Свободная деятельность детей в дневное и нечернее время созда­ет хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гим­настических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с за­нятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуж­дения и процессе коллективных игр.

Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на заняти­ях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкульт­минутки проводятся, как правило, в середине занятия, после по­явления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обыч­но носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно свя­зывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе заня­тия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.

В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физ­культминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в ко­тором различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой рптмико-ннто-нашюннон стороны речи.

Музыкальные занятия - также одна из форм физического нос-питания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены па восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, игра­ют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В со­держание музыкальных.; апягий включаются простые движение (ходьба, Сит. прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элемен­ты танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слит­ность речи.


Занятия по физической культуре проводятся в разных возраст­ных группах 3—4 раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому вос­питанию в специальных садах, как и в массовых включает три ча­сти: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важ­но подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, крат­ковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвиж­ная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из уп­ражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключи­тельной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упраж­нения на внимание, координацию движении, подводятся итоги.

Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.

Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкол ыю го и младшего дошкольно­го возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники — поточно или по под­группам. Все способы организации должны сочетаться таким обра­зом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребен­ка, была равномерной, а моторная плотность занятий — высокой.

Во время проведения занятии используется имеющееся оборудо­вание зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопро­вождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.

§ 4. Содержание и методы физического воспитания

Содержание физического воспитания дошкольников с наруше­ниями слуха во всех возрастных группах определяется общими за­дачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении.


ф


Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и млад­шего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигатель­ной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведе­ния в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспшатедя, с включением интересных детям игровых мо­ментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с пово­ротом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию.

В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей пра­вильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развива­ется умение реагировать на звуковые сигналы.

В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и но словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения труд­ности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентироввания в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. Па этом эта­пе обучения с целью достижения высокой моторной плотности за­нятий чаще всего используются фронтальный, поточный или под-грушювой способы организации детей.

Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движении и ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложня­ющихся пространственных ус. кшпчх (в nipax). Требовании предъяв­ляю! си также к поведению и милейшие, умению сотллсоиыиать свои действия с действиями, ipyi их дет ей а подвижных играх, эстафетах.

Па рашых этапах обучения используются такие методы, как по­каз, помошь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

Показ как метод обучения используется в работе и с младши­ми дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процес-


се показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Не­брежная, неточная демонстрация движений может повлечь непра­вильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения други­ми детьми.

В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имею­щими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движе­ния вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении уп­ражнений на равновесие.

Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвраще­ния возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спры­гивали и и др.

По мере усвоения детьми движений, которые демонстрирова­лись первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель исполь­зует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для луч­шего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на таблич­ках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к таблич­кам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения ■ - устно. Инструкции должны быть кратки­ми, понятными детям, так как необходимость разъяснения значе­ний слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непо­нимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию.

Вопросыи задания для самостоятельной работы

1. Назовите основные нарушения в моторном рачки гпп детей раннего и до­школьного возраста с нарушениями слуха.

2. Чем обусловлены отклонения в физическом и моторном развитии дош­кольников с нарушениями слуха?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.