Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режимы качения колеса






На рис. приведен график зависимости радиуса качения колеса в функции приложенного к колесу крутящего момента. На этот же график нанесена зависимость касательной реакции в контакте колеса с дорогой. С помощью этой диаграммы можно выделить все области работы автомобильного колеса:

1. Ведомый режим качения колеса

Тк = 0. В контакте колеса с опорной поверхностью действует отрицательная касательная реакция, численно равная силе сопротивления качению Pf.

2. нейтральный режим качения колеса

К ступице колеса приложен положительный крутящий момент, численно меньший момента сопротивления качению Mf. В контакте колеса с опорной поверхностью действует отрицательная касательная реакция, чиcленно меньшая силы сопротивления качению. Таким образом, по моменту (он положителен) это режим ведущий, по касательной реакции (она отрицательна) - ведомый. Е.А.Чудаков предложил назвать этот режим нейтральным.

3. Свободный режим качения колеса.

К ступице колеса приложен положительный крутящий момент, численно равный моменту сопротивления качению Касательная реакция в контакте колеса с опорной поверхность в этом случае равна 0, т.е. колесо свободно от касательной реакции. Е.А.Чудаков предложил называть этот режим работы колеса свободным

4. Ведущий режим с чистым качением.

В контакте колеса с опорной поверхностью сохраняется хотя бы одна нескользящая точка.

К ступице колеса приложен крутящий момент, численно больший момента сопротивления качению, касательная реакция в контакте колеса с опорной поверхностью такова, что в контакте сохраняются нескользящие точки.

5. Ведущий режим с пробуксовыванием.

Приложенный к колесу крутящий момент вызывает частичное пробуксовывание колеса по опорной поверхности, вместе с тем ось колеса движется с определенной скоростью.

6. Полное буксование.

Приложенный к колесу крутящий момент вызывает полное буксование колеса, ось колеса неподвижна. rk = 0.

7. Тормозной режим с чистым качением К колесу приложен отрицательный (тормозной) крутящий момент, в контакте колеса с опорной поверхностью возникает отрицательная касательная реакция, но в контакте сохраняются нескользящие точки.

8. Тормозной режим с проскальзыванием.

К колесу приложен отрицательный крутящий момент, все точки контакта скользят по опорной поверхности, но диск колеса имеет определенную угловую скорость.

9. Полный юз.

Приложенный к колесу тормозной момент прекратил вращение диска колеса, приложенная к оси колеса толкающая сила вызывает скольжение контактной площадки по опорной поверхности. Очевидно, что при движении в режиме 6 (полное буксование) радиус качения колеса равен бесконечности.

1. Тормозной с полным юзом Тк < 0 (sc=1, rк=∞ но rд =сonst)

2. Тормозной с частичным проскальзыванием Тк< 0 (rд < rк< ∞)

3. Тормозной режим при наличии нескользящих точек в контакте Тк< 0 (rд < rк)

4.Ведомый Тк = 0 (rк = rк0 = сonst)

5.

 
 

Нейтральный (К колесу подведен крутящий момент, но он меньше момента сопротивления качению) 0< Тк < Тf (rк0 < rк < rкc)

6. Свободный (к колесу подведен крутящий момент, численно равный моменту сопротивления качению) Тк = Тf (rк = rкc = сonst)

7. Ведущий (к колесу подведен крутящий момент, больший момента сопротивления качению, но в контакте колеса с опорной поверхностью сохраняются нескользящие точки) Тк > Тf (rк< rк0)

8. Ведущий с пробуксовыванием. В контакте колеса с опорной поверхностью все точки имеют скольжение Тк > Тf (rк< rк0)

9. Ведущий режим с полным бускованием Тк > Тf = RXmax rк0 =Gк · φ х rк0 (rк=0)

1`, 9` – чистое скольжение колеса соответственно юз и буксование.

 

В ведущем режиме при наличии нескользящих точек в контакте колеса с опорной поверхностью радиус качения определяют следующим образом:

rк = rкс – λ х · Rx; или rк = rк0 – λ м · Тк,

где λ х, λ м коэффициент тангенциальной эластичности шины соответственно по силе (мм/Н) и по моменту (мм/(Н·м) или Н-1); rк0 радиус качения в ведомом режиме (обычно принимают равным статическому радиусу).

λ х, λ м определяют по ГОСТ 17696-72.

λ м = (15…25)·10-6 Н-1 для легковых автомобилей;

λ м = (6…12)·10-6 Н-1 для грузовых автомобилей.

Пример: Для шины ВЛи-5 6, 95-16, 00

λ х =0, 03 мм/Н;

λ м = 0, 01 мм/(Н·м) = 10 · 10-6 Н-1

 

При торможении при наличии нескользящих точек в контакте колеса с опорной поверхностью юзом или буксовании

rк = rкс+ λ х · Rx

rк = rк0+ λ м · Тк,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.