Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социальной работы с разными категориями семей






С каждым годом меняется общество, а вместе с ним меняются характер и виды семейных отношений, взгляды на систему власти и подчинения в совместной жизни, роли и функции членов семьи. Ряд факторов ведет к ослаблению и даже разрушению семейных связей. Среди них наиболее часто отмечается отсутствие совмест­ного труда в семье, прекращение его центрального положения в системе семейных отношений. Как правило, члены семьи трудятся вне дома, а дом является местом отдыха после трудового дня.

Меняется семья и как союз родителей и детей. Идет процесс эмансипации подрастающего поколения, который снижает зна­чимость взрослых в глазах ребенка, авторитет родителей, форми­рует у детей неверное представление о свободе и ответственности в структуре семейных связей.

Супружеская связь, воспринимаемая ранее мужем и женой, обществом как пожизненная, раз и навсегда данная, теперь все чаще обрывается и не только по инициативе мужчины, но и жен­щин, так как женщина, получив определенные права, стала более требовательной, экономически самостоятельной, нередко более образованной.

Отмечаются серьезные изменения в семейном воспитании. Ре­бенок довольно рано начинает выходить из-под опеки семьи и на процесс его социализации оказывают влияние другие факторы (дошкольные учреждения, образовательная школа и иные несемей­ные группы и институты), что ведет к освобождению детей от монопольного влияния семьи. Одновременно с этим деформиру­ется процесс родительства, идет разделение родительства и семьи, которое выражается в росте бездетных и однодетных семей, рож­дении детей вне брака, увеличении числа социальных сирот, ухуд­шении качества воспитательной среды в семье. Все это, естествен­но, снижает прочность семьи, ведет к снижению ее ресурсов, по­явлению неблагополучных семей и семей «риска», нестабиль­ности семьи как социального института.

Известный американский психолог В. Сатир считает базисны­ми дара семьи четыре психологические составляющие (самооцен­ка, коммуникация, наличие и характер жизненных правил, соци­альные связи) и делит все семьи на две группы: благополучные и неблагополучные. Благополучным семьям присуща высокая само­оценка; прямые, четкие и честные коммуникации; гуманные, гибкие правила жизни, ориентированность на принятие других лю­дей и признание многообразия мнений, интересов, потребностей; способность и готовность членов семьи к изменениям; открытость социальных связей, их устремленность в будущее при умении про­дуктивно решать возникающие проблемы.

В таких семьях взаимоотношения являются средством разрядки и успокоения; достоинство членов семьи не унижается, а поддер­живается, им свойственны готовность к компромиссам, взаимо­помощь, сотрудничество в повседневных делах.

Однако это вовсе не означает, что такие семьи не нуждаются в помощи, поддержке, укреплении. Статистика свидетельствует, что здесь возможны разногласия при ранних браках из-за духовной не­зрелости, при поздних — из-за привычки к автономности, независи­мости. Следовательно, помощь в освоении секретов бесконфликтного общения, развитие эмпатии, тренинги понимания, наличие навы­ков создания и поддержки атмосферы уюта, ощущения комфорта в доме, нормальная интимная жизнь, знание того, куда и к кому можно обратиться за помощью при возникновение проблемы, — основа сохранения долголетия семьи как института общества.

Важно, чтобы при помощи и поддержке социальных работников члены семьи уяснили, что у них имеются определенные пробле­мы, но положение дел может быть изменено, если начать активно действовать, предпринять конкретные шаги, если смотреть на не­согласие, противоречие как на разрешимое явление. В этих целях развивается сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствова­ние»), создаются семейные клубы, реализуются программы «Кро­ха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознатель­ное родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и ряд других.

В определении критериев и показателей для классификации не­благополучных семей мнения расходятся. Мы будем придерживаться точки зрения, которая наиболее часто встречается в социально-педагогической и психологической литературе, — неблагополуч­ной считается семья, если для нее характерны: низкая самооцен­ка, нереалистические коммуникации, стереотипность поведения, ограниченность и своеобразие социальных связей, их избирательность и узость, нездоровые внутрисемейные отношения различ­ной этиологии. Следовательно, к неблагополучным относятся те семьи, которые в течение определенного времени неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов.

В таких семьях, если продолжать их характеристику, преоблада­ют культ личности, сосредоточенность каждого на себе, неста­бильный круг общения, своеобразное понимание ценностей, ги­пертрофированные потребности отдельных членов семьи.

Такие семьи имеют самые разнообразные проблемы и среди них выделяют:

криминальные семьи, в которых существует прямая угроза жиз­ни, здоровью членов семьи и в первую очередь детям, отмечается жестокое обращение с членами семьи, растление детей; невыпол­нение родительских обязанностей, вовлечение близких людей в аморальную деятельность;

конфликтные семьи, в которых присутствуют и прогрессируют трудности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В этих семьях процветают скандалы, попирается достоинство членов семьи;

педагогически несостоятельные семьи, в которых при внеш­нем благополучии семьи в поведении детей проявляются различ­ные виды девиации (хулиганство, бродяжничество, пьянство и др.). В этих семьях родители не могут найти общего языка с детьми, не являются для них авторитетом, используют несовместимые взгля­ды на жизнь.

Своеобразной промежуточной группой являются семьи социаль­ного риска, и если они не получают своевременную помощь, то переходят в разряд неблагополучных. К ним относятся семьи, ко­торые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в поддержке го­сударственной системы социальной защиты. Это неполные и мно­годетные семьи, а также имеющие инвалидов, опекаемых и усы­новленных детей и недееспособных родителей, беженцев; дистантные семьи. В каждой из них имеются общие для всех и частные проблемы.

Для неполных семей, в частности, трудностями являются малообеспеченность, повышенная ответственность родителей за про­исходящее в семье и с ребенком, чрезмерная эмоциональная и трудовая нагрузка, опасность неверной полоролевой ориентации у детей. Помощь таким семьям не может и не должна ограничивать­ся только материальной поддержкой. Такая семья нуждается в об­ретении чувства безопасности и защищенности в системе обще­ственных отношений, в освоении способов самостоятельного ре­шения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулирова­нии взаимоотношений с детьми, родственниками, знакомыми, сослуживцами, социумом в целом.

Подобные ситуации предполагают консультативную и реаби­литационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целе­сообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.

Социальная работа с многодетной семьей также будет иметь своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функ­ционирования в интересах общества. И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их про­блемы обостряются. Социальная работа с данной категорией се­мей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодоле­нии иждивенческих жизненных установок, овладении приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повыше­ние уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларирован­ных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохо­жести; обмен опытом организаций внутрисемейной жизни; рас­ширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение; помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи.

Особого внимания социального работника и социального педа­гога требуют дети. Поскольку на каждого ребенка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов», то они нуждают­ся в поддержке при включении во внеклассную и внешкольную деятельность, в определении дарований и создании условий для их реализации, в организации культурного досуга, в участии в со­циальных акциях.

Одну из наиболее уязвимых категорий составляют семьи, име­ющие ребенка или взрослого с ограниченными возможностями. Они испытывают, во-первых, серьезные материальные затрудне­ния из-за больших затрат на поддержание нормального жизнеобес­печения такого человека, во-вторых, тяжелые физические и эмо­циональные нагрузки, особенно женщина, в-третьих, ограничен­ные возможности для общения, семейной самореализации, лич­ностного и профессионального самоопределения.

Следовательно, решение этих проблем потребует комплекса долгосрочных мер помощи данной категории семей: включения в общественную жизнь; преодоления изоляции, расширения кон­тактов с окружающими; вооружения членов семьи разносторон­ней информацией об особенностях развития, самочувствия, пове­дения таких людей, об институтах помощи им, их правах и льго­тах, целесообразных способах организации их жизни и деятельно­сти; обучения методикам развития собственных ресурсов, самопо­мощи, выстраивания реабилитационных маршрутов и жизненных планов.

Процесс практической деятельности социального работника с такими семьями предусматривает диагностический, организаци­онный и коммуникативный этапы.

На диагностическом этапе по специальной схеме изучаются мате­риальные возможности и бытовые условия жизни семьи, эмоцио­нально-психологический климат, образовательный, общекультур­ный уровень, характер проведения свободного времени, распре­деление ролей и обязанностей, организация совместной деятель­ности, а также выявляются проблемы семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

На организационном этапе создаются условия для включения членов семьи в оценку ситуации и ресурсов, проектирование или адаптацию помогающих программ, организацию семейно-бытового совместного труда, налаживание общения, внешних и внут­ренних связей.

На коммуникативном этапе поддерживаются сформированные уме­ния и навыки, расширяются используемые средства, стимулируется перевод помощи в самопомощь. Таким образом, специфика рабо­ты с такими семьями заключается в сочетании обучения навыкам жизнедеятельности с супервизией (сопровождением, патронажем).

В поддержке, сопровождении нуждаются и дистантные семьи, т.е. те, в которых родители работают вахтовым методом, уезжают в длительные командировки, работают в нетрадиционном режиме. Им присущи: горечь расставаний, рассогласованность взглядов на жизненно важные ценности, эмоциональное отвержение, неза­служенные обвинения, сложность привыкания после отсутствия.

В большинстве случаев здесь необходима консультативная и посредническая помощь. Работа с такими, как, впрочем, и с други­ми, семьями группы риска может строиться по следующей схеме: установление контактов с семьей, преодоление сопротивления недобровольных клиентов, достижение расположения с их сторо­ны благодаря искреннему участию и профессионализму социаль­ного работника; сбор и оценка данных; формирование плана дей­ствий; заключение соглашения с клиентом; побуждение его к дей­ствиям; рефлексия; внесение корректив, закрепление достижений, использование стратегии последействия.

Таким образом, помочь семье, клиенту достичь изменения жиз­ненной ситуации, видоизменить существующий образец, скоор­динировать действия специалистов и потенциалов услуг — основ­ная цель социального работника в работе с семьей.

Рекомендуемая литература

1. Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. — 1995. — № 3, 4.

2. МудрикА.В. Социальная педагогика. — М., 2004.

3. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. — М., 1996.

 

2. Молодежь занимает важное место в общественных отношени­ях, производстве материальных и духовных благ, ее поло­жение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельно­сти напрямую зависят от действий общества и государства.

Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начи­ная с 1991-1992 гг.

Инфраструктура социальных служб активизировалась после при­нятия Федерального закона «Об основах социального обслужива­ния населения в Российской Федерации» (1995), в котором соци­альное обслуживание определяется как деятельность служб по со­циальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилита­ции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К учреждениям социального обслуживания организаций по де­лам молодежи с полным основанием можно отнести комплекс­ный центр социального обслуживания молодежи; социально-пси­хологический центр по оказанию медико-психологической помо­щи молодежи, переживающей кризисные состояния и находящейся в конфликтных ситуациях; центр профилактики и предупрежде­ния девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи; социальную службу для молодежи; социальный центр молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экст­ренной, анонимной, бесплатной психологической помощи моло­дежи по телефону; молодежный центр планирования семьи; центр правовой помощи молодежи; центр информации молодежи, пред­назначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организаци­ям и учреждениям, работающим с молодежью, различным груп­пам молодежи; подростково-молодежный клуб; комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи; клуб для детей, под­ростков и молодежи; центр по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежный центр; оздоровительно-образовательное учреждение; молодежная биржа труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи, молодежный бизнес-инкубатор; центр молодежного предпринимательства; агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи; центр гражданского и патриотического воспитания молодежи; центр развития физи­ческой культуры детей и молодежи; и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руково­дителям Комитета по делам молодежи субъектов РФ инструктив­ное письмо «О создании (функционировании) учреждений соци­ального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. В них обозначены основные направления деятель­ности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функ­ции. В частности, главной обязанностью таких учреждений являет­ся участие в реализации мер, связанных с проведением государ­ственной молодежной политики; обеспечение социального обслу­живания молодежи, оказание социальных услуг молодым гражда­нам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи, основными направлениями их деятельно­сти должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитацион­ная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультатив­ная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка.

К основным видам деятельности учреждений социального об­служивания можно и нужно отнести: социально-профилактиче­скую; социально-реабилитационную; производственно-трудовую; социально-бытовую; спортивно-оздоровительную; культурно-мас­совую; информационную, консультационную и иные виды дея­тельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.