Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонетическая и интонационно-выразительная стороны речи






Недостатки фонетического строя речи умственно отсталых от­мечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX в. (Г.Я.Трошин и др.), а также изучавшими их в более поздние годы (Е.М.Хватцев, Р.И.Лалаева, Р. Е. Левина, С.С.Ляпидевский). Все исследователи говорят о том, что у олигофренов нарушения произно­шения встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Распространенность фонетических недостатков в зна­чительной степени зависит от степени выраженности умственной отсталости. Однако разные авторы называют различные количе­ственные данные. Так, недостатки произношения встречаются у первоклассников специальной школы VIII вида, по данным Г. А. Каше и Д. И. Орловой, в 60-65 % случаев. По более поздним данным 3. Д. Будаевой, эта величина приближается к 100 %. Суще­ственные различия в количественных данных, вероятно, являют­ся следствием, с одной стороны, более тщательного отбора уче­ников, с другой - утяжелившимся состоянием контингента уча­щихся в целом.

Недостатки произношения следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаружива­ются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затрудненности звукового анализа слов. Определенное значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппара­та в которых проявляется моторное недоразвитие олигофренов

Многие звуки в речи умственно отсталых школьников отсут­ствуют или неправильно произносятся. В среднем у каждого уче­ника можно отметить 8 ошибок произношения. В одних случаях дети совсем не выговаривают тот или иной звук, например [р] или [ш], и соответственно пропускают его или заменяют другим звуком, сходным по звучанию или артикуляции. Например, вме­сто звука [ш] ребенок может произносить в одном и том же слове то [с], то [ц] или [ч]. Некоторые школьники искаженно произно­сят ряд звуков вследствие неправильно сформированного артикулирования, например звуки [з], [б], [д] оказываются у них полу­звонкими.

Фонетические недостатки речи обнаруживаются у разных де­тей с различной степенью интенсивности. Часть учеников страда­ет заиканием, которое нередко сочетается с другими речевыми недостатками. Тем не менее следует сказать, что у умственно от­сталых детей, начинающих обучение в специальной школе, не наблюдается таких грубых нарушений произносительной стороны речи, которые делали бы их высказывания совершенно непонят­ными для окружающих. Отдельные ученики начальных классов не имеют отклонений в произношении. Обычно это значит, что не­достатки произношения были преодолены в дошкольном возрас­те с помощью логопедических занятий.

Фонетически неправильная речь создает препятствия для об­щения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, следствием чего становится речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость, резко обнаруживается неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения ин­теллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность, не способствуют появлению новых интересов. Не четко воспринимая слова, имеющие сходно звуча­щие фонемы, умственно отсталый ребенок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Также трудно воспринимаются безударные и, следовательно, не­достаточно отчетливо звучащие окончания. Это существенно за­медляет овладение словарным составом и грамматическим стро­ем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии. И, конечно, у школьника неизбежно возникают серьезные труд­ности при овладении элементарной грамотой.

Нарушения произношения, имеющиеся у умственно отсталых детей, в известной мере могут быть скорригированы. Если у ре­бенка нет дефектов речевого аппарата, то опытному логопеду уда­ется в течение нескольких занятий научить его произносить от­сутствующий в речи звук или исправить произношение того или иного звука. Возможность относительно легко преодолеть непра­вильное произношение того или иного звука свидетельствует о том, что дети-олигофрены обладают определенными потенциаль­ными возможностями, необходимыми для овладения фонетичес­ким строем родного языка. Однако следует заметить, что постав­ленный звук умственно отсталые дети в течение долгого времени в спонтанной речи не используют, продолжая говорить непра­вильно. Это одно из проявлений инертности процессов высшей нервной деятельности, свойственной умственно отсталым детям.

Использование звуков в собственной активной речи объектив­но более сложный процесс, чем изолированное произношение того же звука. В звуковой системе русского языка каждый основной звук имеет многочисленные варианты. В зависимости от своей позиции в слове (близость к ударному слогу и началу или концу слова, соседство с другими звуками) один и тот же звук приобре­тает различные оттенки звучания. Ребенка учат правильно произ­носить основной звук и несколько наиболее распространенных его вариантов, которые, конечно, не исчерпывают всех возмож­ных случаев. При включении звука в активную речь ученику необ­ходимо самостоятельно осуществить достаточно тонкий и вместе с тем обобщенный фонетический анализ слова и точно скоорди­нировать движения органов речи. Это не всегда ему удается, так как слуховые восприятия и артикуляционные движения у него недостаточно дифференцированы, а процессы обобщения вызы­вают большие трудности.

Овладение фонетически правильной речью затрудняется также и тем, что у умственно отсталых детей не сформирована мотива­ция учебной деятельности. Именно поэтому при построении сис­темы занятий учитель и логопед в первую очередь направляют свои усилия на то, чтобы способствовать общему развитию уча­щихся, возбудить у детей интерес к происходящему, желание го­ворить. Учитель и логопед используют различные приемы, при­влекающие внимание учеников к звуковой стороне речи, поощ­ряют слабые попытки школьников преодолеть возникающие труд­ности, отмечают каждый, даже незначительный успех. Спокой­ная, благожелательная обстановка, наличие ярких наглядных по­собий, разнообразие доступных заданий, одобрение со стороны взрослого - все это способствует формированию положительно­го отношения школьника к учебной работе, возникновению у него интереса к ней, активного желания добиться положительных сдви­гов.

Недостатки произношения у умственно отсталых детей посте­пенно сглаживаются. Уменьшается число дефектно произносимых звуков. По фонетическому строю устная речь детей постепенно все в большей мере приближается к общепринятым нормам. Од­нако у небольшой части учащихся недостатки произношения стой­ко сохраняются вплоть до окончания школы. Эти ученики требу­ют к себе особого внимания со стороны учителя, логопеда и ро­дителей.

В устной речи большинства умственно отсталых учащихся млад­ших классов основные ее выразительные средства - логическое ударение и интонирование фразы - представлены слабо. У одних речь монотонна, растянута, изобилует ненужными паузами. У дру­гих (возбудимых) она чрезмерно ускорена. Их высказывания пред­ставляют собой поток неясных, неоконченных слов, произноси­мых громко, но мало понятных слушающим.

Резкие нарушения темпа речи затрудняют ее восприятие и, таким образом, снижаются возможности общения. Неумение многих детей-олигофренов правильно пользоваться логическим уда­рением и интонацией обедняет их и без того несовершенную уст­ную речь, лишая эмоциональной окрашенности, выражения лич­ностного отношения к сказанному.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.