Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высоты оси вращения электрических машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А






h, мм                                
Da, м 0, 089 0, 1 0, 116 0, 131 0, 149 0, 168 0, 191 0, 225 0, 272 0, 313 0, 349 0, 392 0, 437 0, 530 0, 590 0, 660

 

Рис. 7. Высота оси вращения h двигагелей серии 4А различной мощности и частоты вращения.

а – со степенью защиты IP44; б — с IP23.

 

Рис. 8. Значения коэффициента kЕ.

Таблица 7

Отношение KD=D/Da в двигателях серии 4А при различных числах полюсов

2 p       8-12
KD 0, 52-0, 57 0, 64-0, 68 0, 70-0, 72 0, 74-0, 77

 

 

 

Рис. 9. Примерные значения КПД и cos j асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

а – двигателей мощностью до 30 кВт; б – двигателей мощностью до 400 кВт.

 

Рис. 10. Примерные значения КПД и cos j асинхронных двигателей серии 4А со степе­нью защиты IP23.

Наружный диаметр статора дол­жен также соответствовать опреде­ленным условиям, налагаемым тре­бованиями раскроя листов электро­технической стали с наименьшими отходами при штамповке. С учетом этих требований при ручном расче­те асинхронного двигателя более целесообразным является выбор главных размеров, основанный на предварительном определении высо­ты оси вращения и увязке этого раз­мера с наружным диаметром стато­ра и последующем расчете внутрен­него диаметра статора D.

В связи с этим выбор главных размеров проводят в следующей по­следовательности.

Высоту оси вращения предвари­тельно определяют по рис. 7, а или б для заданных Р 2 и 2 р в зави­симости от исполнения двигателя.

Из ряда высот осей вращения (табл. 6) берут ближайшее к предварительно найденному мень­шее стандартное значение h. Следу­ет иметь в виду, что ГОСТ 13267-73 определяет стандартные высоты осей вращения независимоот на­значения и конструктивного испол­нения асинхронных двигателей, по­этому высота оси вращения любого проектируемого двигателя должна быть равна одному из этих значений.

Наружный диаметр статора Da берут из второй строки табл. 6 в зависимости от выбранной высоты оси вращения.

Приведенные в таблице наруж­ные диаметры статоров для каждой из h нормализированы и соответст­вуют данным серии асинхронных машин 4А. В процессе проектирова­ния новых машин они могут быть изменены, однако при выбранном значении h изменение Da в мень­шую сторону нецелесообразно, так как при этом возрастут электромаг­нитные нагрузки. Увеличение Da при той же h требует тщательной конструкторской и технологической проработки, доказывающей воз­можность такого изменения.

Внутренний диаметр статора D в общем случае может быть опреде­лен по наружному диаметру, высо­там ярма и зубцов статора:

.

На данном этапе расчета разме­ры ha и hz неизвестны. Поэтому для определения D используют эмпири­ческие зависимости, основанные на следующем.

При одном и том же уровне ин­дукции на участках магнитопровода в машинах с одинаковым D высо­та ярма статора будет пропорцио­нальна потоку, а следовательно, об­ратнопропорциональна числу полюсов машины (прямо пропорци­ональна полюсному делению). При­нимая, что размеры пазов не зави­сят от числа полюсов машины, по­лучаем приближенное выражение

. (2)

Значения коэффициентов kd, приведенные в табл. 7, характери­зуют отношения внутренних и на­ружных диаметров сердечников ста­торов асинхронных двигателей се­рии 4А при различных числах полюсов и могут быть использованы для предварительного определения D вновь проектируемой машины.

Далее находят полюсное деле­ние t, м,

. (3)

и расчетную мощность Р’, Вт,

, (4)

где – мощность на валу двигате­ля, Вт,

– отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое мо­жет быть приближенно оп­ределено по рис. 8.

Предварительные значения h и cos j, если они не указаны в за­дании на проектирование, находят­ся по ГОСТ. Приближенные значе­ния h и cos j могут быть взяты по кривым рис. 9 и 10, построен­ным по данным двигателей се­рии 4А.

Предварительный выбор элек­тромагнитных нагрузок А (А/м) и Вd (Тл) должен быть проведен особо тщательно, так как они определяют не только расчетную длину сердеч­ника, но и в значительной степени характеристики машины.

При этом, если главные размеры машины зависят от произведения АВd [см. (1)], то на характерис­тики двигателя оказывает сущест­венно влияние также и соотношение между этими величинами. Рекомен­дации по выбору А и Вd, представ­ленные в виде кривых на рис. 11 – 13 для машин различной мощно­сти и исполнения, основаны на дан­ных изготовленных двигателей [12], характеристики которых удовлетво­ряют требованиям ГОСТ. На каж­дом из рисунков даются области их допустимых значений. При выборе конкретных значений А и Вd в пре­делах рекомендуемой области следу­ет, руководствуясь приведенными выше замечаниями, учитывать требо­вания технического задания к ха­рактеристикам проектируемого дви­гателя.

Коэффициент полюсного пере­крытия ad и коэффициент формы поля kВ в асинхронных машинах определяются степенью уплощения кривой поля в зазоре, возникающей при насыщении зубцов статора и ро­тора, и могут быть достаточно до­стоверно определены только после расчета магнитной цепи. Поэтому до расчета магнитной цепи удобнее рассматривать синусоидальное по­ле, а влияние уплощения учесть при расчете магнитного напряжения от­дельных участков магнитной цепи. Основываясь на этом, значения ко­эффициентов предварительно при­нимают равными:

; .

Предварительное значение обмо­точного коэффициента kоб1 выбира­ют в зависимости от типа обмотки статора. Для однослойных обмоток kоб1 =0, 95¸ 0, 96. Для двухслойных и одно-двухслойных обмоток при 2 р= 2 следует принимать kоб1 =0, 90¸ 0, 91 и при большей полюсности kоб1 =0, 91¸ 0, 92.

Синхронная угловая скорость ва­ла двигателя W, рад/с, рассчитыва­ется по формуле

 

 

Рис. 11. Электромагнитные нагруз­ки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

а – при высоте оси вращения h £ 132 мм;

б – при h= 160¸ 250 мм; в – при h ³ 280 мм с продуваемым ротором.

 

Рис. 12. Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью за­щиты IP23.

а – при высоте оси вращения h= 160¸ 250 мм; б – при h ³ 280 мм.

 

или , (5)

где п 1 – синхронная частота вращения, об/мин;

f 1 частота питания, Гц. Из (1) с учетом значения ad расчетная длина воздушного зазо­ра, м,

. (6)

Критерием правильности выбора главных размеров D и ld служит от­ношение l=ld / t, которое должно находиться в пределах, показанных на рис. 14 для принятого исполне­ния машины. Если l, оказывается чрезмерно большим, то следует по­вторить расчет для ближайшей из стандартного ряда большей высоты оси вращения h. Если l слишком мало, то расчет повторяют для сле­дующей в стандартном ряду мень­шей высоты h.

На этом выбор главных разме­ров заканчивается. В результате проделанных вычислений получены значения высоты оси вращения h, внутреннего диаметра статора D, наружного диаметра статора Da, расчетной длины воздушного зазора ld и полюсного деления t.

 

 

Рис. 13. Электромагнитные нагрузки асин­хронных двигателей высокого напряжения со степенью защиты IP23 при U=6000В.

 

 

Рис. 14. Отношение l=ld / t у двигателей серии 4А. а – со степенью защиты IP44; б – со степенью защиты IP23.

 

Таблица 8

Расчетная ширина радиальных каналов b'к при bк= 10 мм

d, мм 1, 5 1, 6 1, 7 1, 8 1, 9 2, 0 2, 5 3, 0
b'к, мм 7, 3 7, 1 7, 0 6, 9 6, 8 6, 7 6, 2 5, 7

 

 

Для расчета магнитной цепи по­мимо ld необходимо определить пол­ную конструктивную длину и длину стали сердечников статора (l 1 и lст 1) и ротора (l 2 и lст 2). В асинхронных двигателях, длина сердечников ко­торых не превышает 250 – 300 мм, радиальных вентиляционных кана­лов не делают. Сердечники шихту­ются в один пакет. Для такой кон­струкции

(7)

В более длинных машинах сер­дечники подразделяют на отдель­ные пакеты, разделенные между со­бой радиальными вентиляционными каналами. В двигателях с фазными роторами или со сварной короткозамкнутой обмоткой пакеты выпол­няют длиной 40 – 60 мм. Крайние пакеты могут быть более длинными. В двигателях с литой короткозамкнутой обмоткой ротора число паке­тов по технологическим соображе­ниям из-за сложности заливки уменьшают и пакеты выполняют бо­лее длинными.

Стандартная ширина радиально­го воздушного канала между паке­тами bк =10 мм. Число пакетов nпак и их длина lпак связаны с расчетной длиной следующим соотношением:

(8)

При этом число радиальных ка­налов nк=nпак - 1.

Длина стали сердечника статора в таких машинах

(9)

или при пакетах разной длины

(10)

Конструктивная длина сердечни­ка статора

. (11)

Окончательное значение ld для машин с d < 1, 5 мм

(12)

В машинах с d ³ 1, 5 мм при рас­чете ld учитывают искривление маг­нитных силовых линий потока в воз­душном зазоре над радиальными вентиляционными каналами:

(13)

где b’к расчетная ширина ради­альных каналов, зависящая от со­отношения d и bк . Значение b’к при bк =10 мм определяется по табл. 8 либо из выражения

, (14)

где

.

Для того, чтобы полученная по (13) длина ld как можно ближе приближалась к ее значению, полу­ченному ранее, проводят некоторую корректировку размера lпак и числа пакетов nпак.

Конструктивную длину сердечни­ка ротора в машинах с h < 250 мм берут равной длине сердечника ста­тора, т. е. l 2 =l 1. В двигателях боль­ших габаритов ротор выполняют длиннее статора за счет увеличения длины его крайних пакетов на 5 мм и в крупных машинах высокого на­пряжения – на 10 мм.

Длина стали сердечника ротора

(15)

Следующий этап расчета вклю­чает определение числа пазов стато­ра Zi и числа витков в фазе обмот­ки статора w 1. При этом число вит­ков фазы обмотки статора должно быть таким, чтобы линейная нагруз­ка двигателя и индукция в воздуш­ном зазоре как можно более близко совпадали с их значениями, принятыми предварительно при выборе главных размеров, а число пазов статора обеспечивало достаточно равномерное распределение кату­шек обмотки.

Чтобы выполнить эти условия, вначале выбирают предварительно зубцовое деление t 1 в зависимости от типа обмотки, номинального напряжения и полюсного деления ма­шины. Для более равномерного рас­пределения катушек обмотки по длине окружности зазора необходи­мо большое число пазов, следова­тельно, малые зубцовые деления. В то же время ширина паза, состав­ляющая примерно половину зубцового деления, не должна быть слиш­ком малой, так как в этом случае ухудшается заполнение паза медью обмотки, а в машинах небольшой мощности может также недопусти­мо уменьшиться механическая прочность зубцов. Кроме того, надо иметь в виду, что стоимость маши­ны с увеличением числа пазов воз­растает, так как увеличиваются сложность штампа и трудоемкость изготовления и укладки обмоток.

Значения t 1 асинхронных двига­телей серии 4А со всыпной обмот­кой показаны на рис. 15, на кото­ром зона 1 определяет возможные значения t 1 для небольших двигате­лей с высотой оси вращения h £ 90 мм; зона 2 определяет значе­ния t 1 более крупных машин (90 < h £ 250 мм); зона 3 определяет значения t 1 многополюсных двига­телей с h ³ 280 мм, выполняемых со всыпной обмоткой. Обычно двигате­ли с h ³ 280 мм имеют полужесткую обмотку, но в многополюсном испол­нении при 2 р ³ 10 (в двигателях с h =280 мм и 315 мм) из-за малой вы­соты спинки статора размещение ло­бовых частей катушек из прямо­угольного провода затруднено, по­этому такие машины выполняют со всыпной обмоткой, имеющей мяг­кие, легко поддающиеся формовке лобовые части.

 

Таблица 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.