Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы преподавания права в современной школе






Особенности организации и методики правового обучения в разных типах учебных заведений

Проблемы преподавания права в современной школе

Мы живем в мире права. По многу раз в день, выступая в какой-либо социаль­ной роли (утром – учитель, днем – покупатель, вечером – родитель), мы стано­вимся участниками различных отношений, регулируемых нормами права. В большин­стве случаев, мы знаем, как вести себя, в силу сложившихся традиций, благодаря знаком­ству с законом из средств массовой инфор­мации, и лишь в отдельных случаях мы целе­направленно изучаем правовые источники, чтобы передать свои знания другим. Для учи­теля, преподающего право сегодня, последнее является особо актуальным. Но даже умение разобраться в законодательных актах на уровне профессионального юриста еще не обеспечивает качественного обучения ос­новам права современных школьников.

Прежде все­го, преподавание права в школе пред­полагает поэтапное, с учетом возрастных возможностей учащихся, знакомство с юриспруденцией. Это означает увеличение информаци­онного потока на ученика. При этом прихо­дится учитывать, что мы не готовим в рам­ках общей системы образования «професси­онального юриста», а потому «нагроможде­ние» сложных юридических конструкций в программе, перенесение вузовских методов обучения в школу неприемлемо. Важно осу­ществить отбор материала, доступного школьникам и соответствующего целям пра­вовой подготовки. Учитель права должен владеть юридическими знаниями, уметь использовать их в нестандартных си­туациях. Для этого необходима постоянная работа по самообразованию, знакомство с юридической литературой, новыми закона­ми, комментариями к ним. Учитель не юрист, а потому примеров из собственной практи­ки, как правило, не имеет. В этом смысле целесообразно воспользоваться комплексом задач, специально, составленных для учеб­ных целей.

Особое значение приобретает система организации учебных занятий по праву в школе. В большинстве случаев исполь­зование специальных приемов для создания мотивационной установки изучения права не требуется. Цикл правовых вопросов в школь­ных программах максимально приближен к нашей жизни и весьма интересен ученикам. Учителю лишь остается суметь «не подорвать» стремления ребят познакомиться с правом.

Относительно устоявшееся содержание пра­вового компонента в школьном обществоведчес­ком образовании поставило в повестку дня пробле­му передачи учащимся правовой информации с учетом современных педагогических достижений. Иными словами, весьма актуальными становятся вопросы методики обучения праву. Внимательный анализ педагогической практики и научных разра­боток позволяет констатировать наличие разновариантных подходов, технологий правового обра­зования в России. Каждый регион мира, где уделя­ется должное внимание проблемам правового об­разования и воспитания, имеет собственные кон­цепции реализации поставленных задач. Так, если американская методика правового обучения выделила в качестве приоритета изучение практичес­ких основ права с ориентацией на сюжетно-ролевые игры при рассмотрении национального зако­нодательства, в нашей стране сосуществуют, по крайней мере, четыре основных подхода, лежащие в основе обучения праву.

1. При изучении права используются научные принципы поэтапного погружения ребенка в мир основ юриспруденции. В этом смысле наиболее адекватной считается традиционная методика. До­минируют лекционные формы уроков в сочетании с комбинированными занятиями. В процессе обу­чения большое внимание уделяется изучению строгих юридических понятий. Большинство кон­цепций таких курсов основаны на ценностном подходе к правопониманию, в них сделан особый акцент на рассмотрение прав личности.

2. Изучение блока правовой информации в рам­ках гражданского образования и воспитания. При этом рассмотрение правовых вопросов сопряже­но с комплексом задач по формированию чувств гражданственности и ответственности у подраста­ющего поколения. В методическом аспекте преоб­ладают традиционные подходы к изучению основ наук.

3. Круг общетеоретических рассуждений о пра­ве и законах резко сужен, обучаемые знакомятся с реальными проблемами жизни на основе интуитив­но-практического осмысления правовых ситуаций.

4. Главная идея концепции основана на форми­ровании нравственных качеств личности. Предпо­лагается, что такой подход создает основу для со­блюдения прав личности в реальной жизни и пре­дотвращает правонарушения в обществе. Особое внимание уделено не изучению тонких нюансов юриспруденции и запоминанию отдельных опре­делений, а созданию в процессе обучения условий для осознания учеником своих прав и формирова­нию умений их защитить. Подходы такого типа яв­ляются нетрадиционными для нашей методики. Они, вне всякого сомнения, весьма перспективны.

Задача педагогов школы не в том, чтобы заста­вить ребенка выучить все ведущие правовые нор­мы. Главное – дать базовые знания, сформировать важные умения, на основании которых впослед­ствии можно изучить юриспруденцию.

Уроки по праву не нуждаются, как правило, в основательной мотивационной подго­товке. Любая юридическая информация потенци­ально интересна обучаемым, так как большинство вопросов курсов связано с проблемами и ситуаци­ями реальной жизни. Это также обусловлено сло­жившимися в общественном мнении стереотипа­ми о престижности и нужности правовых знаний. Поэтому больший акцент в процессе урока дела­ется на формировании правовых умений и навы­ков.

В последнее время достаточно популярными стали идеи о доминировании так называемых ак­тивных методов обучения в правовом образова­нии. Оставив в стороне дискуссии теоретиков пе­дагогики о целесообразности деления методов на активные и пассивные, заметим, что именно в про­цессе обучения праву дети должны быть макси­мально активны и самостоятельны в познаватель­ной деятельности. В ходе каждого учебного заня­тия учителю необходимо варьировать методы и приемы обучения. Однообразная деятельность, в том числе по усвоению правовой информации, утомляет детей. Максимальный временной период работы в рамках одной методической формы не должен превышать 20 мин.

Важное место на уроках права отводится рабо­те с источниками (законы, подзаконные норматив­но-правовые акты). Предварительно школьникам следует разъяснить, что такое источник права, ка­кой может быть его структура, на что следует об­ращать внимание, читая юридический документ. Ребят следует ознакомить с некоторыми дефини­циями, упоминаемыми в законодательном акте. Недопустимо, чтобы собственным изложением учитель подменял самостоятельную работу школь­ников с документом. Каждое занятие по праву сле­дует завершать четко выверенными фразами, резю­мирующими суть изученных правовых понятий. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок.

Тем не менее нет смысла заставлять ребенка без­думно запоминать то или иное понятие. Опасна и другая крайность – непрофессиональное адапти­рование материала, такое упрощение, которое ис­кажает смысл понятия, нормы. Задача учителя зак­лючается в том, чтобы суметь передать ученикам юридическую четкость понятия в соответствии с их индивидуальными возрастными особенностя­ми. Не забудем при этом важный принцип уровневой дифференциации, позволяющей с более спо­собным ребенком заниматься на высоком уровне.

Когда мы говорим о методическом мастерстве учите­ля, то подразумеваем под этим в первую очередь уни­кально выбранный им способ решения конкретных учебных задач, который позволяет добиться высокой педагогической эффективности. Известно, что уни­версальных, на все случаи жизни, методических средств обучения, в том числе и праву, нет. В том и зак­лючается мастерство педагога, чтобы суметь найти оптимальный вариант сочетания методических при­емов раскрытия определенного правового материа­ла при работе с конкретной аудиторией детей. В ре­альном преподавании учителя всегда стремились из­бегать однообразия средств и методов обучения. До­минирующие в официальной пропаганде методы на практике сталкивались с многочисленными «сопер­никами», появлявшимися в ходе творчества учителей. Опираясь на эти традиции и учитывая совре­менное понимание учебного занятия по праву, вы­делим некоторые методические приемы, исполь­зуемые в школах.

В курсах правоведения содержится немало про­блем, требующих особого творческого осмысления. В этой связи интересными становятся уроки-иссле­дования. Небольшие самостоятельные исследования ученики могут проводить и во внеурочное время. Для этих целей существуют ученические научные обще­ства (НОУ). Учитель помогает выбрать тему исследо­вания, предлагает литературу, которую полезно про­читать по выбранной проблеме. Школьник вместе с учителем формулирует цель исследования, его гипо­тезу и задачи. Важно познакомить ребят с правила­ми грамотного оформления таких работ. К примеру, исследование можно провести по теме «Соотноше­ние обычаев, традиций и правовых норм». Главной целью такой работы станет выявление общих черт и различий социальных норм в обществе. Изучаются конкретные традиции, обычаи в сопоставлении с су­ществующими правовыми нормами.

Весьма эффективными на уроках права стано­вятся различные приемы моделирования и струк­турирования материала. При группировке инфор­мации в блоки следует учитывать потенциальные возможности ребенка к запоминанию и усвоению правовой информации. Дети в возрасте от 6 до 9 лет усваивают не более 250 знаков, от 10 до 14 лет – до 350, а ученики старших классов – до 450 печатных знаков. Лучшему усвоению и запоминанию материала способствует использование средств наглядности. К сожалению, сегодня многим учите­лям приходится своими силами готовить схемы, таблицы, видеозаписи. Необходимо, однако, по­мнить, что обилие наглядных средств правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.

Внеконтекстные операции с юридическими понятиями целесообразно организовывать в ходе итогово-обобщающих уроков, а также в процессе закрепления темы на уроке. Обычно ребятам дает­ся блок понятий, предлагается раскрыть их сущ­ность, установить графически логические связи между ними. К примеру, в ходе изучения несколь­ких тем были рассмотрены следующие понятия: право, публичное право, частное право, уголовное право, отрасль права, гражданское право.

Весьма популярными на уроках права стали раз­личные формы коллективной работы школьников, в ходе которых они учатся формулировать собствен­ную позицию, высказывать свои суждения, доказа­тельно аргументируя их ссылками на законы. Стиму­лом для таких видов деятельности может стать моде­лирование различных правовых ситуаций.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.