Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические основы памяти, мотиваций и потребностей. Структура поведенческого акта.






Учебная цель: закрепить полученные знания о видах, свойствах и физиологических механизмах памяти, мотиваций и потребностей, о структуре функциональных систем поведения.

Тезаурус: память, мотивации, потребности, функциональная система поведения, афферентный синтез, обстановочная афферентация, пусковая афферентация, принятие решений, акцептор результата действия, эфферентный синтез, обратная афферентация.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие, виды, фазы памяти.

2. Физиологические механизмы кратковременной и долговременной памяти. Мозговые субстраты памяти.

3. Понятие, виды, свойства потребностей и мотиваций.

4. Структурная организация потребностно-мотивационной сферы.

5. Понятие, свойства и виды функциональных систем.

6. Структура функциональной системы поведения.

Самостоятельная работа дома:

1. Раскройте известные вам классификации памяти человека. Чем отлича­ется кратковременная память от долговременной, декларативная память от процедурной? Свой ответ аргументируйте письменно в тетради для практических работ.


Используя рисунок, определите виды памяти, обозначенные цифрами
1-4. Какой критерий использован в данной классификации? Дайте характери­стику каждому виду памяти.


Письменно ответьте на вопрос: Некоторые люди при подготовке доклада, лекции, публич­ного выступления предпочитают проговаривать текст вслух. Другие произносят текст про себя, но при этом ходят по комнате. Чем можно объяснить такие различия в поведении с физиологических позиций?

2. Каковы физиологические механизмы кратковременной и долговременной памяти? Распределите, какие из перечисленных теорий объясняют механизмы кратковременной и долговременной памяти: электрофизиологическая, мембранно-синаптическая, нейрохимическая - пептидная. В таблице раскройте сущность электрофизиологических и биохимических теорий кратковременной и долговременной памяти.

Физиологические теории кратковременной памяти. Физиологические теории долговременной памяти.
   

3. Какие центры входят в систему регуляции памяти? Как называется нарушение функции памяти? Письменно в тетради для практических работ охарактеризуйте роль мозговых структур в функции памяти. Заполните таблицу.

Отдел мозга Участие в функции памяти Нарушения памяти при повреждении структур мозга
1) Кора больших полушарий. 2) Гиппокамп. 3) Миндалина. 4) Мозжечок. 5) Ядра таламуса.    

4. Сформулируйте правила, с помощью которых можно значительно улучшить объем памяти.

5. Определите соответствие между понятиями и определениями к ним. Потребность – это… Мотивация – это …

А) побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;

Б) особое биологическое состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и направленное на устранение этой неудовлетворенности;

В) нужда, которую испытывает организм и которую он стремится удовлетворить через свое поведение;

Г) активное состояние в структурах ЦНС, направленное на удовлетворение потребности путем организации определенного целенаправленного поведения, которое проявляется объективно в изменении электрической активности мозга, его биохимии и субъективно в появлении определенных переживаний;

Д) само целенаправленное поведение.

Что отличает потребность как состояние от мотивации?

6. Раскройте известные вам классификации потребностей и мотиваций. Приведите примеры витальных, социальных, идеальных потребностей у человека и животных. Заполните таблицу. Сделайте вывод, в чем отличие потребностей животных и человека.

Виды потребностей Примеры потребностей
Человек Животные
1. Витальные    
2. Социальные    
3. Идеальные    

7. Выделите фазы мотивации, предложенные П.К. Анохиным. Чем характеризуется фаза мотивационного состояния и фаза целенаправленного поведения? Выберите характерные для мотивации свойства, дайте письменную характеристику выбранных свойств:

  • снижение активации моторной системы;
  • активация моторной системы;
  • повышение тонуса симпатической нервной системы;
  • снижение тонуса симпатической нервной системы;
  • рост активации афферентных систем;
  • снижение активации афферентных систем;
  • снижение поисковой активности;
  • возрастание поисковой активности;
  • актуализация памяти;
  • возникновение отрицательных эмоций;
  • возникновение положительных эмоций.

8. Какие структуры мозга играют решающую роль в обеспечении мотивационного состояния? Рассмотрите рисунок, выделите структуры, принимающие участие в возникновении мотивации?

Опишите механизм возникновения биологической мотивации. Рассмотрите рисунок, на котором изображены реципроктные ядра гипоталамуса. Какие мотивации регулируют центры, выделенные на данном рисунке? Какие другие поведенческие реакции регулируют центры гипоталамуса? Что лежит в основе активности центров?

9. Заполните таблицу «Роль отделов мозга в мотивационном поведении».

Отдел мозга Роль в мотивационном поведении
1. Гипоталамус: · Латеральный; · Вентро-медиальный;  
2. Миндалина  
3. Кора головного мозга.  

10. Письменно ответьте на вопросы: Кто разработал учение о функциональных системах? Какие виды функциональных систем вы знаете? Каково их значение? Письменно в тетради для практических работ определите соответствие между понятиями и определениями к ним. Функциональная система – это… Функциональная система внутренних органов – это… Функциональная система поведения - это… Системогенез – это…

1) Динамическая, избирательно объединенная центрально-периферическая организация, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата;

2) Избирательное созревание и развитие функциональных систем в анте- и постнатальном онтогенезе;

3) Единица интегративной деятельности мозга, группа процессов и структур, объединенных для выполнения какой-либо функции организма;

4) Центрально-периферическая организация, деятельность которой направлена на обеспечение постоянства определенных констант внутренней среды за счет внутренней системы саморегуляции самого организма.

11. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема структуры (центральной архитектоники) поведенческого акта по П.К. Анохину. Перечертите схему в тетрадь для практических работ, сделайте обозначения стадий и компонентов поведенческого акта.

12. Вспомните место и значение каждого компонента поведения. Письменно в тетради для практических работ дайте определение понятиям: афферентный синтез, пусковая афферентация, обстановочная афферентация, мотивационное возбуждение, акцептор результата действия, эфферентный синтез, обратная афферентация.

13. Письменно ответьте на вопрос:

Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания по­пугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Используя данный пример, раскройте механизм и стадии работы функциональной системы поведения. Почему произойдет задержка в поведении? Что может измениться в структуре поведенческого акта при отсутствии или несоответствии запрограммированного результата?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.