Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иоанново царство






Елюй Даши умер в 1143 г. Его сын Илия остался малолетним, и власть перешла в руки ханши-матери, которую гурхан перед смертью назначил регентшей. Но даже после его смерти кочевники Монголии, а также обе дальневосточные империи: чжурчжэньская - Кинь и китайская - Сун - рассматривали его преемников как самого Даши и относили к нему поступки кара-киданьских правителей.

За истекшие 10 лет империя Кинь (Цзинь), уже примирившаяся с покоренными ею киданями, решила наладить отношения и с теми, которые бежали на запад. Однако как только чжурчжэньский посол в 1144 г. явился к гурхану, предававшемуся охоте, и потребовал, чтобы тот, сойдя с коня, выслушал императорский рескрипт, как его самого стащили с седла и убили.

В 1151 г. Илия вступил на престол и мирно правил до 1161 г. За это время у киданей произошел только один конфликт с Хорезмом, но и тот закончился без пролития крови, потому что кидани не приняли боя с превосходящими силами хорезмийцев (1158 г.). По смерти Илии на престол взошла его младшая сестра, правившая до 1177 г. Погибла она вследствие романтической истории: ее любовник добился того, чтобы ханша убила своего мужа. Отец убитого возмутил войско, и ханша и ее любовник были схвачены и убиты. В 1178 г. на престол вступил сын Илии - Чжулху (Джурка, т.е. Юрка, Юрий), правивший до 1213 г. Первую половину своего царствования он был занят тем, чтобы удержать позиции, завоеванные в Средней Азии его дедом, и ради этого помог патриарху Илие III учредить несторианскую митрополию " Кашгара и Невакета (Семиречье)" [†162], а во вторую - был вынужден ввязаться в политику, связанную с войнами Чингисхана, но об этом будет рассказано в особой главе, посвященной уже не созданию, а уничтожению кара-киданьской державы.

Территория, захваченная и освоенная основателем кара-киданьской державы, к моменту его смерти охватывала три больших района. Под непосредственным управлением гурхана находились Западная Джунгария от реки Имиля на севере и Семиречье до реки Чу на юге [†163]. Эта территория, весьма удобная для кочевников и полукочевников; благодаря разнообразию горных и степных пастбищных угодий, кормила 84500 шатров (хозяйств), включая местное тюркское население. Соответственно небольшой была армия: 10 тыс. непосредственно в распоряжении гурхана и 30-50 тыс. при полной мобилизации [†164].

Столица - вернее, ставка - Баласагун - лежала в верховьях реки Чу, недалеко от Иссык-Куля. Другой город, Имиль, находился недалеко от восточной оконечности Балхаша. Эта небольшая, живописная, бедная область и была пресловутым " царством пресвитера Иоанна" [†165].

К югу от руки Чу и Центрального Тянь-Шаня лежала гораздо большая территория, подвластная гурхану по праву завоевателя. На юге она была ограничена волнами Амударьи, на западе - Аральским морем, так как хорезмшахи признали верховную власть гурхана, на востоке - богатым оазисом Хотаном. Кашгар, Самарканд, Бухара и Термез, так же как Хорезм и Хотан, имея своих собственных правителей, после Катванской битвы сочли за благо платить гурхану необременительную дань, что гарантировало им покой и отсутствие необходимости организовывать дорогостоящую оборону северной границы. Уйгурский идыкут тоже числился в вассалах гурхана, но, по-видимому, это был скорее симбиоз, нежели действительное подчинение. Уйгуры по отношению к киданям вели себя весьма самостоятельно.

А теперь, когда мы очертили истинные границы " царства попа Иоанна", весьма полезно заглянуть в русский текст " Сказания об индийском царстве", до сих пор не использованный нами. В отличие от вышеприведенного латинского описания здесь есть кое-какие интересные детали, на которых мы и сосредоточим наше внимание.

Вначале текст выдержан в духе средневековой " научной фантастики". Тут и трехногие люди, и трехсаженные великаны, и полуптицы-полулошади, крокодилы и феникс, но вот что интересно: географические сведения.

Посреди " царства" лежит " песочное озеро, да николи же не стоит на одном месте: отколе ветр потянет, ино пойдет вал, и восходят же валы на брег за 300 верст". Это вполне точное описание песчаной пустыни с барханами, и неясно только: какую пустыню имел в виду автор - Такла-Макан или Центральную Джунгарию. Поэтому посмотрим текст дальше! " Посторонь того моря за 3 дни (пути. - Л.Г.) суть горы высокие, от них же течет река каменная, валится камение великое и малое по себе 3 дни. Идет же то камение в нашу землю в то же море песочное, и покрывают валове моря того, и близ тоя рекы едино днище (на расстоянии одного дня пути) есть горы пусты высоки, их же верха человеку не мощно дозрети, и с тех пор течет река под землею не велика".

Это описание южных склонов Тянь-Шаня, откуда постоянно низвергаются каменные обвалы и осыпи, перекрывающие русла речек, которые выходят на поверхность только на границе песчаной пустыни. Именно здесь расположена цепочка богатых оазисов Уйгурии: Куча, Курля. Аксу и др. Дальше идут упоминания о драгоценных камнях, находимых в руслах этих рек; тут уместно вспомнить, что Хотан - родина нефрита и яшмы, а также в окрестных горах имеются месторождения рубинов, сапфиров и ляпис-лазури. И наконец, важно упоминание, что малые реки впадают в большую, где много рыбы, причем последнюю едят сырой. Большая река - Тарим. Итак, среди фантастических вымыслов обнаружена весьма ценная деталь - царство первосвященника помещено в Уйгурии.

На первый взгляд и это противоречит исторической действительности, потому что ставка гурхана и кочевья его воинов располагались севернее Тянь-Шаня, но буквализм, как мы говорили выше, чаще всего ведет к заблуждению. Ведь автор " Сказания об индийском царстве" меньше всего интересуется действительностью. Для него важен образ и смысл! Поэтому он нарисовал картину страны, являвшейся сердцем восточного несторианства, ту самую, которая инспирировала взлет восточно-христианской культуры, противостоявшей и буддизму и исламу. И в этом смысле он подкрепляет нашу догадку о том, что именно уйгуры были инициаторами " желтого крестового похода", удара, от которого не смог оправиться сельджукский султанат.

С этой точки зрения автор источника был прав, и, вероятно, его современники умели его понимать, а мы, привыкшие к деловому языку и статистической точности, просто не умеем понимать системы образов и ассоциаций и за метафорами находить истинное содержание, очевидное средневековому читателю. Значит, трудность перевода заключается не в простой подстановке слов и фраз, но еще больше в уяснении смысла в манеры изложения.

Так, но это не все! Историческая действительность была вытеснена смысловой образностью не до конца. В этом мы убедимся, если рассмотрим вопрос о северной границе кара-киданьского ханства.

В отличие от южной и западной границ северные пределы кара-киданьского царства не могут быть определены с достаточной уверенностью. Принято считать, что граница эта проходила по реке Имилю, а севернее, в бассейне Иртыша, жило могущественное племя найманов, происхождение и этническая принадлежность которых до сих пор остаются открытым вопросом [†166]. История найманов достоверно известна только с эпохи Чингисхана, т.е. со второй половины XII в. [†167]. Вот тут-то и кроется разгадка. В то время когда большинство кочевых племен степной Азии известны историкам с конца Х в. или начала XI в., сведения о найманах, самом большом, сильном и культурном народе, действительно появляются в конце XII в.

Народа и культуры без истории не бывает, следовательно, предки найманов были членами какого-то иного этноса, и даже можно определенно утверждать, что это были просто кидани.

В Срединной Азии каждый народ имел кроме этнического наименования синоним - число племен, его составлявших. Так, уйгуры назывались токуз-огузы, т.е. " девять племен", карлуки - уч-огузы, или " три племени", басмалы - " сорок племен", тангуты - " семь племен". Восьмиплеменным народом были кидани, а слово " найма" значит по-монгольски " восемь". От найманского языка сохранились только имена собственные и " культурные слова". И те и другие чаще всего бывают заимствованными у соседей. Зато мы знаем, что при столкновении с кераитами и монголами найманы великолепно с ними объяснялись, что говорит об их монголоязычии. А откуда могли монголоязычные кочевники попасть на Алтай во второй половине XII в.? Только вместе с киданями. а скорее как часть киданей, соратников Елюя Даши, Такова вероятность, но тут настало время снова обратиться к источникам.

Рашид ад-дин сообщает: " Ранее эпохи Чингис-хана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-каан... они разбили племя кыргызов... Буюрук и Таян (современники Чингисхана.- Л.Г.) были сыновьями Эниат-каана (ниже он назван Инанч-Бильгэ Буку-хан. - Л. Г.)... племена найманов были кочевыми, некоторые обитали в гористых местностях, а некоторые - в равнинах... они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским" [†168].

Добавим к сведениям мусульманского автора слова христианского монаха-минорита Вильгельма Рубрука, ездившего послом к монголам: " Именно в то время, когда франки взяли Антиохию (в июне 1098 г.), единовластие в северных странах принадлежало одному лицу, по имени Кон-хам (спутаны два слова: " хан" и " кам", т.е. прорицатель. - Л.Г.). Этот Кон был каракатай. (В 1098 г. еще не было деления на собственно катаев // киданей и кара-катаев. Автор XIII в. допускает модернизацию.) Эти катай (кара-кидани) жили на неких горах, через которые я переправлялся (он шел одним из трех проходов между западной и внутренней частями Срединной Азии, расположенными между хребтами Алтая и Тянь-Шаня [†169]), а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин пастух (pastor), человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым Найман и принадлежавшим к христианам-несторианам (описана Западная Джунгария - область кара-киданьского гурхана Елюя Даши. - Л.Г.). По смерти Кон-хама (императора династии Ляо. - Л.Г.) этот несторианец превознес себя в короли, и несториане называли его королем Иоанном, говоря о нем вдесятеро больше, чем было согласно с истиной. Именно так поступают несториане, прибывающие из тех стран: из ничего создают большие разговоры" [†170].

Хронология здесь напутана сильно, но не случайно. Дата взятия Антиохии совпадает с разгромом и покорением цзубу киданями и объединением восточной части Великой степи империей Ляо. Это событие не могло не остаться в памяти кочевников, от которых Рубрук получил информацию через полтора века.

А теперь сравним тексты. Несмотря на кажущиеся противоречия, они дополняют друг друга. Рубрук определенно описывает Елюя Даши и территорию его ханства, называя се найманской. Рашид ад-дин отмечает, что до конца XIII в. у найманов был только один государь - Эниат или Инанч, имя, либо легко переделываемое в " Иоанн", либо просто имя " Иоанн", превратившееся в Эниат.

Затем дата - война с кыргызами. Как нам уже известно, кидани столкнулись с кыргызами в 1129 г. Кыргызы сумели отбиться, но степи Западной Монголии, лежавшие южнее Саянского хребта, естественно, достались киданям. Только отсюда, используя людские резервы из тех благодатных степей, мог Елюй Даши набрать воинов для разгрома сельджукского султана в 1141 г., после чего он и прослыл царем-пресвитером. Но после его смерти в 1143 г. началось отпадение окраин, и Эниат, с тюркским прозвищем Инанч Бильгэ Буку-хан (муж мудрый и сильный [†171]), оказавшись во главе своего отряда на территории, огражденной Монгольским Алтаем, стал самостоятельным и передал власть двум своим сыновьям, имена которых остались неизвестны. Впрочем, нам достаточно их титулов: старший именовался Таян-хан, а младший - Буюрук-хан. Используя тюркские титулы, найманы сохранили монгольскую речь [†172]

Итак, вначале северная граница ханства, которое называлось в Европе " царством пресвитера Иоанна", достигала Саянского хребта, но слабые женские руки выпустили северные земли, скорее всего во время смуты 1177 г., и границы государства сузились настолько, что оно не могло быть жизнеспособным. Выходит, что вымысел европейских сплетников был далек от истины, но подождем с выводом. Ведь в самой фантастической повести иногда оказываются крупицы правды.

И вот мы подошли к событиям, которые надо рассматривать уже не суммарно. Спустимся с облаков на вершину степного кургана и осмотрим горизонт и прилегающую степь более сосредоточенно и подробно. Теперь мы можем позволить себе эту роскошь, потому что знаем - где и что искать.

ПРИМЕЧАНИЯ

[†1] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 433-434.

[†2] Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах... Т.I. С.339.

[†3] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 362.

[†4] Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. С. 200-220.

[†5] Бартольд В.В. Очерки истории Семиречья. С. 17-18.

[†6] Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах... Т.I. С.339.

[†7] Cordier Н. Histoire generale de la Chine. Vol. I. Шан Юэ. Очерки истории Китая; Симоновская Л.В., Эренбург Г.Б., Юрьев М.Ф. Очерки истории Китая.

[†8] Конрад Н.И. Запад и Восток. С. 119-151.

[†9] Здесь мне хочется отступить от академического канона и вместо ссылки на источник попросить читателя прочесть про этот трагический эпизод в прекрасной книге В.Истрина " Ветка ивы" (М., 1957), где автор реконструирует психологию эпохи поистине артистично. Не следует пренебрегать возможностями изящной словесности, когда она сопряжена с эрудицией и талантом.

[†10] Конрад Н.И. Запад и Восток. С.127, 140.

[†11] Там же. С. 147-148.

[†12] Там же. С. 149.

[†13] Китайцы называли шато " черными воронами", а их вождя - " одноглазым драконом".

[†14] Ему было 28 лет.

[†15] Cordier H. Histoire generale de la Chine.Vol.II. C.5.

[†16] Там же. С. 8.

[†17] Там же. С. 17.

[†18] Шан Юэ. Очерки истории Китая. С. 259.

[†19] Cordier Н. Histoire generale de la Chine. Vol. II. C. 14.

[†20] Шавкунов Э.В. Государство Бохай... С.51.

[†21] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. Нistoгу...С.398. 574. В книге К.Виттфогеля приведена огромная библиография, которая за истекшие 20 лет увеличилась за счет японских археологических работ, а также русских и европейских исследований. Поскольку специальное изучение истории киданей не входит в нашу задачу, мы ограничимся сокращенным изложением ее в пределах, необходимых для уяснения нашей проблемы - динамики политических и идеологических сил в дочингисовский период. Поэтому материал приводится выборочно и в определенном аспекте, принятом нами для данного периода.

[†22] Там же. C.528, 575; Cordier Н. Histoire generale de la Chine. Vol. II.

[†23] Цзубу - прозвище, означающее пастухи-кочевники. Общий этноним, под которым подразумевались татарские племена (см. ниже). Под этим годом они упомянуты впервые.

[†24] Conoп von der Gabelentz Н. Geschichle... P. 25.

[†25] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.371.

[†26] Предположение, что кидани вытеснили из степи енисейских кыргызов, не подтверждается ни прямыми данными источников, ни реконструкцией событий. В числе врагов Амбаганя кыргызы не названы, и нет указаний на бои, которых не могло не быть, если бы две крупные державы оспаривали друг у друга важную для них территорию. Война киданей с кыргызами - домысел историков XX в„ стремившихся заполнить лакуну в хронологии и фактографии.

[†27] Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. С. 179 и след.

[†28] Cordier Н. Histoire generale de la Chine.Vol. II. C.24.

[†29] Гумилев Л.Н. Древние тюрки.С. 101-102.

[†30] Предварительное сообщение о дешифровке киданьского письма.

[†31] Васильев В.П. История и древности... С. 183.

[†32] Окладников А.П. Якутия... С. 365.

[†33] Афанасьев А.Н. Колебания гидрометеорологического режима... С.38.

[†34] Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии//Ландшафт и этнос. Ш. Вестник ЛГУ. No 18. С. 119.

[†35] О наличии засухи в то время см.: Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры; он же. Открытие Хазарии. С. 92.

[†36] Его киданьское имя было Окичжи (Васильев В.П. История и древностн... С.16).

[†37] Дансяны - одно из тибетских племен, в древности живших к югу от Кукунора, но в VII в. переселившихся в предгорья Наньшаня (Западное Ганьсу) и смешавшихся там с остатками хуннов, тюрок и тогонцев (южная ветвь монголов), благодаря чему образовался особый, довольно крупный народ, говоривший на тибетском языке. Г.Е.Грумм-Гржимайло (Материалы по этнологии Амдо... С. 16-19) считает в числе их предков народ ди, некогда населявший Западный Китай и истребленный китайцами.

[†38] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History...

[†39] Cordier.H. Histoire generale de la Chine.Vol.II. C.36.

[†40] Тогонцы, дансяны, тюрки, хунь, киби, шато (там же, с. 37).

[†41] Для облегчения текста даются только имена императоров, без посмертных титулов.

[†42] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History... С. 4.

[†43] Васильев В.П. История и древности... С. 181, 44 Думан Л.И. К истории государств Тоба Вэй и Ляо... С.28.

[†45] Wittfogel K.A. and Feng Hsia-sheng. History... С. 291, 293, 579.

[†46] Cordler Н. Histoire generale de la Chine.Vol.II. C.48-49.

[†47] Там же. С. 50.

[†48] Шан Юэ. Очерки истории Китая. С. 269.

[†49] Конрад Н.И. Запад и Восток. С. 119 и сл.

[†50] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 175-177.

[†51] Шан Юэ. Очерки истории Китая. С. 267 (и только она одна). А что, если всю книгу разобрать?!

[†52] Ср.: Васильев В.П. История и древности... С.19.

[†53] Артамонов М.И. История хазар. С.373-377.

[†54] Соловьев С.М. История России. С. 149-150.

[†55] Сам М.И.Артамонов не делает такого вывода (см. с. 382-383), но сопоставление его собственных данных с общей ситуацией середины Х в. показывает, что царь Хазарии Иосиф был прав, когда писал, что только его упорная и удачная война с Русью спасает от разграбления все мусульманские земли до Багдада (П. К. Коковцев. Европейско-хазарская переписка в Х в. С. 83-84, 102), чем подтверждал наличие союза с мусульманскими правителями на Ближнем Востоке.

[†56] [Бичурин] Иакинф. История Тибета... Т.II.С.28.

[†57] Chavannes Е. Dix inscriptions chinoises...C.205.

[†58] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...С.369.

[†59] Ци-юань (на кит. яз.; пер. с тибет. Б.И. Кузнецова).

[†60] [Бичурин] Иакинф. История Тибета... С.2.

[†61] Там же. С. 18.

[†62] Кычанов Е.И. Очерк истории... С. 78.

[†63] Кычанов Е.И. Звучат лишь письмена. С.52.

[†64] [Бичурин] Иакинф. История Тибета... С. 142.

[†65] Кычанов Е.И. Очерк истории... С.148.

[†66] Тибетское имя Госрай в китайской передаче звучало как Госыло ([Бичурин] Иакинф. История Тибета...) или при осовременивании произношения - Цзю-есыло (Е.И.Кычанов. Очерк истории...). Нам не кажется удачным передавать некитайские имена, т.е. фонемы, в современной трансиероглифизации, так как это только запутывает и без того сложные проблемы ономастики. Е.И.Кычанов считает, что Госыло (Цзюесыло) не имя, а титул, означающий " Сын Будды" (Очерк истории... С. 137). Ц.Дамдинсурен (Исторические корни Гэсериады) отождествляет его с легендарным Гэсером, но помимо несовпадения имени, происхождения и биографий эта концепция опровергается сообщением ладакской хроники, что в 950 г. в Ладаке княжили потомки Гэсера (A.H.Francke. A History of Western Tibet. С. 47). Сами тибетцы датировали Гэсера IV-V вв. (Bell Ch. The Religion of Tibet. С. 14), и это наиболее вероятно (см.: Л.Н.Гумилев. Динлинская проблема. С. 24).

[†67] Кычанов Е.И. Очерки истории... С.78.

[†68] Васильев В.П. История и древности... С.93.

[†69] Бартольд В.В. Туркестан... С.176 (ссылка на Якуби).

[†70] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...С. 366 (ссылка на Истахри).

[†71] Там же. С. 256.

[†72] Бичурин Н.Я. Собрание сведений...Т. III.С.300.

[†73] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.18; Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.III. С. 300-301.

[†74] Цит.по: Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 284-285.

[†75] Marquart J. Osleuropaische und ostasiatische Streifzuge. C.77.

[†76] Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности.С.224.

[†77] Там же. С. 302.

[†78] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...С. 57; Гумилев Л.П. Древние юрки. С. 381.

[†79] Гумилев Л.Н. Динлинская проблема.

[†80] Цит.по: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...С.58.

[†81] Фриш В.А. Жемчужина южного Забайкалья...С.74-80.

[†82] Грумм-Гржимайло Г.Е. Когда произошло... С. 167-170; Гумилев Л.Н. О термине " этнос". С. 9-10.

[†83] Грумм-Гржимайло Г.Е. Когда произошло...С. 169.

[†84] Козин С. А. Сокровенное сказание. ї 1; по мнению акад. Ринчена, Тенгис - горная река в Косогольском аймаке, очень трудная для переправы (личное письмо к автору).

[†85] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С.22.

[†86] Штернберг Л.Я. Первобытная религия...

[†87] Козин С.А. Сокровенное сказание. ї 21.

[†88] Штернберг Л.Я. Первобытная религия...

[†89] Скептические тибетцы утверждали, что род Бортэ-Чино прекратился на Добун-Мэргане и, следовательно, к Чингисхану отношения не имеет. Но золотоцветного юношу они признают и предком Чингиса считают солнечный свет (История Тибета... С. 1 19-122. пер. с Тибет. Б.И.Кузнецова).

[†90] См.: Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С.83; Гумилев Л.Н. Динлинская проблема. С. 25.

[†91] Бичурин Н.Я. Собрание сведений...I. С.83; Гумилев Л.Н. Хунну. С. 156.

[†92] Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия... С.211-212.

[†93] Schott W. Aelteste Nachrichten von Mongolen und Tataren, c. 19, 22.

[†94] Пэрлээ X. Собственномонгольские племена в период Киданьской империи (907-1125), С. 314.

[†95] Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. С. 376-377.

[†96] Cordier Н. Histoire generale de la Chine. Vol. II. С.73-74.

[†97] Wiltffogel К.A. and Feng Hsia-sheng History...C.581, 583.

[†98] Там же. С. 102.

[†99] Там же. С.50.

[†100] Викторова Л.Л. Ранний этап этногенеза монголов. С.12.

Пропуск 13 ссылок в издании книги (c) Институт ДИ-ДИК, 1997
(c) А.И.Куркчи. Составление.

[†114] Н.С.Лесков, великий знаток русского православия, в знаменитом рассказе " На краю света" справедливо отмечает, что неудача православных миссий в Сибири была связана с тем, что русские миссионеры не смогли найти в местных языках абстрактных понятий, без которых понимание христианской доктрины невозможно. Несторианские проповедники сумели эту трудность преодолеть.

[†115] Восстание всех приамурских племен, против которых была брошена целая армия.

[†116] Принятие христианства влекло за собою не столько политическое объединение страны, его принявшей, сколько этническую унификацию, потому что рознь между племенами поддерживалась родовыми культами. При наличии общего исповедания появилась база для координации действий, даже при политической раздробленности этноса, противопоставляющего себя иноверцам. См.: Гумилев Л. Н. По поводу предмета исторической географии. С. 1 15.

[†117] Имя Уба не встречается ни у тюрок и уйгуров, ни у монголов. Возможно, это христианское имя Увар с характерной для тюрко-монгольской фонетики заменой " в" на " б". Египетский христианин Уар был казнен в 307 г., во время гонений Максимилиана. Мощи его были перенесены в Палестину в 312 г.; память- 19 октября. По времени этот святой - общий для несториан и православных, так как канонизирован до Эфесского собора. См.: Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока, С. 333.

[†118] Mailla J.A. Histoire generale...C.188-189.

[†119] [Бичурин] Иакинф, История Тибета...Т. II. С.21.

[†120] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History...С.588.

[†121] Окладников К.А. Далекое прошлое Приморья. С.209.

[†122] Wilttfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History... C. 591.

[†123] Ибн Ал-Асир и Абульфреда - см.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане... С. 22-23.

[†124] Тогда император Ляо наложил запрет на продажу железа цзубу и уйгурам (В.Григорьев. Восточный...Туркестан.С.276).

[†125] Wilttfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History... С.593.

[†126] Кычанов Е.И. Очерки истории... С.219.

[†127] Васильев В.П. История древности... С.174.

[†128] Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. С.221-225.

[†129] Васильев В.П. История и древности... С. 175.

[†130] Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане... С.11, 19, 23.

[†131] Altheim F. Geschichte der Hunnen. C.108.

[†132] Греков Б.Д. Киевская Русь. С.458-459.

[†133] Артамонов М.И. История хазар. С.443.

[†134] Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С.175-177.

[†135] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History... С. 573-657.

[†136] Бретшнейдер считает, что это было в 1120 г., но см. исправление Виттфогеля (там же, с. 627).

[†137] Кычанов Е.И. Очерк истории... С.228-229.

[†138] Современная Хара-мурен. См.: Wiltfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History...С. 631, прим. 13.

[†139] Grousset R. L'Empire des Steppes. C. 182.

[†140] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng History... C. 632, прим. 3.

[†141] Малов. Памятники древнетюркской письменности. С. 36.

[†142] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 101-102.

[†143] Смолин Г.Я. Крестьянское восстание.

[†144] B тeкcтe ti-la, нo этo жe, чтo и tie-lieh. Cм.: Wittfogel K.A. and Feng Hsia-sheng. History... С. 50.

[†145] Wi-Ku-li - это урянхаи, охотники и рыболовы, называвшиеся до IX в. уги. См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах. Т.II. С.69-72.

[†146] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History...C. 98.

[†147] Рашид ад-Дин. Сборник летописи...T.I. С. 193.

[†148] Ni-la - нират. Полагаю, что это нирун, наиболее аристократическая группа монгольских племен.

[†149] Da-la-Kuai.См.: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.I. С.118.

[†150] Там же. С. 77.

[†151] Там же. С. 171.

[†152] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History...C.635.

[†153] Это показывает, что уйгурский идыкут не стал искренним союзником киданьского гурхана. Скорее всего он, преследуя свои торговые и религиозные интересы, хотел использовать киданей как ударный отряд против мусульман и поэтому постарался сделать их возвращение на восток степи невозможным.

[†154] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History...С.638.

[†155] Там же.

[†156] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 398.

[†157] Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры. С.91-92.

[†158] Руденко С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках. С.5.

[†159] Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане... С.21.

[†160] Wittfogel К.A. and Feng Hsia-sheng. History... C.642.

[†161] Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане... С.11.

[†162] Там же. С. 26.

[†163] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 399.

[†164] Wittfogel К.А. and Feng Hsia-sheng. History... C. 659.

[†165] О новейших археологических находках христианских древностей из этого района см.: Сенигова Т.Н. Вопросы идеологии и культов Семиречья.С.62-67.

[†166] Викторова Л. Л. К вопросу о найманской теории... С.137-140.

[†167] Wittfogel К.А. and Feng Hsia-sheng. History... C.50.

[†168] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. T.I, С. 135-140.

[†169] Обручев В.А. Избранные работы по географии Азии. С.386.

[†170] " Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука". С. 115-116.

[†171] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С.198.

[†172] "...На языке найманов и некоторых монголов букаула называли кишат, а монголы говорят кичат" (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I, II. С. 124).

 

КОММЕНТАРИИ

[*47] До 861 г. доведена история Срединной Азии, впервые подробно и политически ясно изложенная в фундаментальном труде Гумилева " Древние тюрки" (М., 1967). В дальнейшем выходили исследования по истории Уйгурии, Кашгарии, Восточного Туркестана, но общей работы нет до сих пор. В 1986 г. вышла коллективная монография " История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней". Впервые в современной русской историографии после работ Л.Н.Гумилева, но без упоминания его имени, появились в ней главы: " Хунну", " Монголия", " Тюрки", " Тангуты", " Южная Сибирь", " Тибет". До этого в учебниках эти народы отсутствовали, относимые обычно суммарно к Китаю или в целом к Восточной Азии.

[*48] Западный край - китайское наименование " всего" запада от коридора Ганьсу, зажатого между двумя пустынями, и до Тянь-Шаня и Тибета. Гумилев подразумевает обычно бассейн Тамира и южную часть его - Кашгарию. Северную часть Западного края он всегда называет Джунгарией. Ныне этот край - Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китая, населенный в основном мусульманами.

[*49] Кидань - монголоязычный народ, потомки древних сяньби, о которых написано в книге Гумилева " Хунну". В 1979 г. в Москве вышла " История государства киданей (Цидань Го Чжи)" китайского автора Е Лун-ли (XII-XIII вв.). Это самый важный источник по истории киданей, и он только подтверждает, что кидани - не сибирские тунгусы, не сме

шанный метисный народ, но преемники древнемонгольского населения нынешней провинции Китая - Маньчжурии и Монголии.

[*50] Турфан, Карашар, Куча - богатейшие в XI-XIV вв., оазисы на Великом шелковом пути в Кашгарии. В XIX-начале XX в. эти обнищавшие оазисы и их население описали русские путешественники и ориенталисты, собственно, и открывшие для мира застывшие и одичавшие селения, расположенные между окраинами Русского Туркестана и Китая.

[*51] Уйгуры - многочисленный народ, мусульмане, ныне населяющие Западный край и Казахстан. Не путать с древними уйгурами Монголии.

[*52] Малов С.Е. (1880-1957) - выдающийся русский востоковед, первооткрыватель и лучший знаток древнетюркской рунической и уйгурской письменности в XX в. Из его школы вышли почти все современные тюркологи России, изучающие тюркские реликты Алтая, Тувы, Хакасии, Сибири, Монголии и других районов.

[*53] Анри Кордье - крупнейший французский ориенталист начала XX в., специалист по истории Китая. Составил библиографический словарь по истории Китайской империи в 3-х томах, это лучший путеводитель по китайской истории в период 1920-1960-х гг. Жил в Китае. Автор " Всеобщей истории Китая" (Париж. 1920).

[*54] Бохай - царство или государство раннеземледельческого характера VIII-XI вв., расположенное в приморской части Дальнего Востока, частично на территории России. Археологию Кохая изучал академик А.Окладников.

[*55] Хомар-Дабач - лесистые крутые горы, окаймляющие с юга озеро Байкал, внутреннее монгольское море. Там обитали меркиты, одно из самых воинственных племен, враги в будущем Чингисхана.

[*56] Карл Виттфогель - крупнейший немецкий историк Китая, социолог, последователь М.Вебера. Обобщил для применения китайской истории теорию так называемых гидротехнических обществ - обществ рабовладельческого Востока, основанных на принудительном труде по рытью каналов, возведению плотин, оросительных систем. Вместе с китайским ученым Фэн Цзя-шэном разработал социологическую схему истории хозяйства и общества Китая. Был очень популярен в 1940-1960 гг. На бесплодной критике К.Виттфогеля была построена вся советская школа исследования рабовладельческих обществ и " азиатского способа производства".

[*57] Арсеньев В.К. (1872-1930) - этнограф, писатель, исследователь природы Тихоокеанского побережья России. Офицер, оставивший военно-топографические обзоры территорий ряда областей России. Романы " Дерсу Узала" (1923), " По Уссурийскому краю" (1921) -образцы прозы, соединявшей превосходное художественное изображение людей и природы с научной точностью и беспристрастностью ученого. Особенно популярен в Японии и США.

[*58] Дальневосточный этнокультурный комплекс - это замена понятия " суперэтнический регион", к которому автор обращается в дальнейших книгах после 1970 г.

[*59] История Каспия и прикаспийский ареал миграции народов - излюбленная тема Гумилева и наиболее близкий ему по духу природно-географический район исследований. О Каспии, хазарах, тюрках, половцах, русах и персах написаны его книги " Открытие Хазарии" (М.. 1966), " Тысячелетие вокруг Каспия" (Баку, 1991) и лекции 1966-1980 гг. " Книга о кровавых путях народов".

[*60] На факт затрудненности социального общения между родами кочевников Притяньшанья обратили внимание русские юристы конца XIX в., когда приступили к установлению судебных порядков в Туркестанском генерал-губернаторстве.

[*61] Л.Н.Гумилев применяет транскрипцию И.Мичурина, в настоящее время город называется Сучжоу или Цзюцюань, недалеко от известнейшей местности Дуньхуан, где расположены средневековые монастыри.

[*62] Кайфын - старинный пограничный город на Хуанхэ, там, где река часто раздваивалась на два рукава и текла либо в Желтое море, либо в залив севернее полуострова Шань-дун. От реки был защищен дамбами, которые представляли для города постоянную угрозу, особенно во время войн и восстаний. В разные столетия становился столицей.

[*63] Шаванн Эдуар (1865-1918) - французский китаевед, член Петербургской АН (1913). В начале XX в. опубликован ряд трудов, среди них наиболее обстоятельное исследование по истории древних тюрок до Л.И.Гумилева. Следует отметить, что русский историк выделяет в качестве авторитетов, работавших на основе документов, Э.Шаванна, П.Пеллио, Л.Кордье.

[*64] великого ориенталиста середины XX в. Рене Груссе, который в 1960 г. в Париже издал итоговую работу французской медиевистики по Востоку " Империя степей".

[*65] Справочник Хютте - популярный в 1920- 1930-е гг. немецкий классический справочник по всем вопросам технологии, машин, механики.

[*66] Б.Ф.Поршнев - советский историк, уделявший внимание роли естественных факторов и психологии в истории.

[*67] Западной границе кочевого мира посвящена книга Л.Н.Гумилева " Древняя Русь и Великая степь" (М., 1989).

[*68] Держава Саманидов - таджикское государство со столицей в Бухаре, в течение 100 лет сопротивлявшиееся вторжению кочевников с севера. Эмир Исмаил Самани (874-907) - один из наиболее почитаемых правителей Востока. При дворе в Бухаре жили Ибн Сина, Аль-фараби и многие другие великие ученые, писавшие на арабском языке. Держава пала в 999 г. от Караханидов, о которых далее в тексте Л.Н Гумилева.

[*69] Волжские болгары, или Булгары - тюркское государство в бассейне Волги и Камы, считается родоначальником казанско-татарского этноса и нынешнего Татарстана. Леса Биармии - в нормано-викинговской традиции -богатая мехами и золотом страна к востоку от берега Волги, от Ярославля. Костромы и до Перми и Оби. Название Пермь - видоизменение северной Биармии.

[*70] Данному сюжету посвящена книга Л.Н.Гумилева " Тысячелетие вокруг Каспия" (Баку. 1991).

[*71] Чахар - ныне китайская провинция, примыкающая с востока к Монгольской республике.

[*72] История тангутов и тангутского государства как самостоятельного явления, а не части китайской истории, издавна привлекала внимание русских ориенталистов. По истории тангутов и их литературе и языку существует значительная историография на русском языке.

[*73] О культурном самоопределении Гумилев размышлял много, но достаточно цельного сочинения не оставил. Его всегда волновали сюжеты, намеченные еще К.Леонтьевым, о связи сильного культурного влияния со стороны с дальнейшим сохранением культурно-религиозной самобытности народа. Сравнение этнического самоопределения тангутов и киданей продиктовано было, в конечном счете, событиями XX в. и размышлением над судьбами России, оказавшейся в период между XVII и XX вв. несколько раз попеременно в положении то тангутов, то киданей. Сложная концепция взаимодействия этносов на почве культурно-исторического соперничества была рассмотрена в книге " География этноса в исторический период" (Л., 1990).

[*74] Падение Западного Тюркского каганата произошло в 661 г. Вместо него образовалась китайская провинция " Западный край". Восточный Тюркский каганат пал в 741 г., на его месте образовался Уйгурский каганат. Хронология событий в приложениях к каждой книге Л.Н.Гумилева. Речь идет об одной из первых попыток вселения тюрок-кочевников в Семиречье и области Саманидов, что в конце концов и случилось. Археология помогает установить, что племена, вселявшиеся в восточную часть Средней Азии, быстро становились оседлыми жителями.

[*75] Касан и далее Исфиджаб - богатые города в оазисе, который условно теперь называется Ташкентско-Сырдарьинским. Исключительное географическое положение делало этот оазис центром хозяйственной жизни, но столицы разных государств, как правило, бывали удалены от оазиса - Бухара, Самарканд, Коканд и др.

[*76] Потомки парфян - туркмены. Гумилев идентифицирует средневековых парфян, иранцев, говоривших на среднепехлевийском языке, наследников империи Сасанидов, с частью кочевников Турана, через некоторое время ставших в источниках туркменами. Антропологически потомки парфян и предки современных туркмен близки.

[*77] Эта глава - краткий пересказ истории всех народов, оказавшихся в страшных коллизиях в IX-XI вв. Жаль, что Гумилев не написал монографической работы о хронологической смене народов на территории, которую он уклончиво называет Северо-Запад. История Великой " Дешт-и-Кипчак" - по сути история Великой степи, о которой пишет автор, но в данной книге все его исторические описания касательны по отношению к главной теме, занимавшей его, - теме создания русско-тюркского симбиоза в XI-XIX вв., с XV в. в виде будущей Российской империи.

[*78] Команы, или куманы - половцы западной части Евразии, вселившиеся в Венгрию и Болгарию. О них существует необъятная литература на всех языках. См. о них в книге " Древняя Русь и Великая степь".

[*79]

[*80] Ононский сосновый бор - родина предков монголов, был предметом пристального топографического интереса Гумилева, как, впрочем, Москва и ее окрестности, Петербург и его пригороды, Норильск и Терек. Автор был прирожденным ландшафтоведом, изучавшим в натуре объекты физической географии, точнее объекты живой этнической истории, а не только мертвого инвентаря - археологические остатки, этнографические предметы.

[*81] Урянхаи - предки тувинцев, оседлых жителей прежнего Урянхайского края, затем Тувинской республики. Уги - народ тунгусско-чжурчженьской ветви. Оба народа рассматриваются автором как фон народов Степи.

[*82] Крепость Хотунь - пример фортификационного и градостроительного искусства кочевников, которые в дальнейшем начали сооружение больших " имперских" столиц. Важно отметить, что помощниками в подобного рода сооружениях были согдийцы - восточные иранцы, распространившиеся в эти века по всей Великой Степи.

[*83] Возвращение к теме несторианства. Концепция вероисповедания, которое понесло поражение в Византии, но восторжествовало в Степи, требовала богословского и историографического обоснования, и этим материалом Гумилев владел полностью. К сожалению, обстоятельства сложились так, что основную аргументацию автор направил на доказательства своей правоты, но не на исторические сюжеты, такие как несторианство или христианство в целом, которые были его стихией.

[*84] Один из примеров обобщений историка, которые являются формулами его этнической этики. Историк этногенеза всегда на стороне слабых и всегда с пониманием относится к " малым" этносам, которые, по устоявшейся традиции, идущей с XVIII в., всегда оставались периферией интереса ученых и хронистов. Его волновали судьбы небольшого этноса северян (северцы) (Северская Украина), бродников и поморов, чалдонов Сибири, псковичей, латгальцев, бретонцев, уэльсцев, басков, фризов - это если перечислять только те этносы, о которых он с болью и уважением говорил на лекциях. Именно желание разглядеть в истории Степи людские судьбы, продиктованное условиями 1930-1940-х гг., когда сам ученый был невольником, заключенным, позволило ему написать отсутствующую до него историю этой части человечества, а его оппонентам и недругам посмеяться над его искренним человеческим сочувствием к слабым и угнетенным. Скрытая полемика этих и иных строк такова: хорошо вам, осторожным и яйцеголовым приверженцам режима, пересказывать то, что давно известно, но вы расскажите о людях, которых затравила история, об этносах, которые исчезли с лица земли, потому что фортуна или сила соседей их уничтожила.

[*85] Несчастную женщину, по легендам, рассекли заживо стрелами луков.

[*86] Вывод о смене доминанты поведения на данном примере доказывает, что автор знает о событиях и их логике противоречий намного больше, чем может уместиться в книге. Так, появление титула " гурхан" на мировой арене, произвольное по отношению к ситуации, стало, по словам автора, высказанным в лекциях в ЛГУ, " вектором, определившим состояние эпохи, и породило новое пространство действий для лиц исторической драмы XII в.".

[*87] С появлением чжурчжэней на юге Китая за рекой Хуанхэ начинается новая полоса переселения китайцев в бассейн реки Янцзы. Началась эпоха перестроек в Китае, город Ханчжоу, недалеко от современного Шанхая, превратился в красивейший город Китая. Озеро Дунпшнху находится в центре Китая, на Янцзы.

[*88] Бишбалык - город в предгорьях Тянь-Шаня, ключ к Джунгарии, столица западных тюрков, встречается на картах XI-XIV вв., слава его достигала Европы.

[*89] Баласагун - город-крепость, крупный торговый центр недалеко от озера Иссык-Куль.

[*90] Речь идет о султане Сельджукской империи Санджаре (1118-1157). Гумилев не успел дописать сюжет о создании и распаде Сельджукского султаната, гегемона на Ближнем Востоке, из недр которого вышли создатели Иконийского султаната, Византии и Оттоманской Турции. См. работу академика В.А. Гордлевского " Государство сельджукидов Малой Азии" (М.; Л., 1941). Санджар стал поэтической легендой у огузов, турок и туркмен.

[*91] Автор не применяет еще методики исследования пассионарности к данному отрезку истории. В дальнейших трудах он возвращался к теме встречи кочевников и Ближнего Востока, написав самое важное - о несовпадении взрывов и времени протекания этногенезов и о коллизиях, в которые вовлеклись народы благодаря разному возрасту. По теории Л.Н.Гумилева, кидани и чжурчжэни, как и монголы, являют собой полосу взрыва пассионарности в XI-XII вв.

Помимо этого данный сюжет оказывается одним из примеров так называемого " криминалистического" подхода ученого к истории, к ее загадкам. Он дал убедительный ответ на мучивший многих исследователей вопрос: откуда у кара-китаев и у Елюй Даши оказались столь многочисленные силы и столь многочисленные средства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.