Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буряты и калмыки






Буряты и калмыки — представители группы монгольских на­родов, проживающих на территории нашей страны. Они ведут свое происхождение от потомков сформировавшегося в XII —XIV вв. монгольского суперэтноса, консолидировавшихся в составе Рос­сийского государства.

Буряты проживают в Иркутской и Читинской областях в до­статочно сложных условиях. Развитие и жизнь бурят с давних пор характеризовались низким уровнем экономических отношений, длительное время определялись патриархально-родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близ­ких и родственников. Как правило, буряты вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира, что сформировало их серьезную зависимость от природных сил, способствовало по­явлению множества традиций и обрядов, связанных со взаимоот­ношениями с природой. Каждое племя, каждый род могли наде­яться только на собственные возможности, им неоткуда было ждать помощи.

Суровые условия Забайкалья и Прибайкалья не терпели по­спешных решений, туманных размышлений и многословья. Под­растающее поколение воспитывалось через непосредственное вклю­чение в систему традиционного для бурят миросозерцания, опре­деляемого условиями жизни в степи, лесостепи, тайге. Основной упор делался на наглядно-действенное видение мира, на форми­рование особой сенсорной чувствительности и конкретно-образ­ного мышления. Для выживания существенное значение имело высокое развитие пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности, глазомера, внимательности и собранности, т.е. весьма своеобразного комплекса черт, занима­ющих особое место в национальном характере бурят.

 

1. Превыше всего — согласие.

2. На море — пловец.

3. На войне — богатырь.

4. В учении — глубина мысли.

5. Во власти — отсутствие лукавства.

6. В речах — мудрость.

7. На чужбине — непоколебимость.

8. В работе — мастерство.

9. В стрельбе — меткость.

Девять доблестей бурятского мужчины

 

Вот почему в национальной психологии бурят, с одной стороны, утвердились такие качества, как выдержанность, рассудительность, немного­словность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с дру­гой — активно функциониро­вали коллективизм, взаимопо­мощь, взаимовыручка, испол­нительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к старшим, стремле­ние обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоот­ношениях [75; 247].

Сегодня буряты — это люди со своеобразной психикой, особен­ности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.

Калмыки — народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхожде­ние от племени ойратов, пришедшего к нам из Монголии.

Исторические хроники свидетельствуют, что с древних вре­мен ойраты по своему национальному характеру были по срав­нению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными. Впоследствии, мигрировав в Южную Россию, калмыки освоили огромное степ­ное пространство, крайне редко заселенное. Сухая и безводная степь стала местом выпаса рогатого скота, овец, лошадей и мно­гочисленного поголовья верблюдов. В их хозяйстве были новые для России породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к нелегким условиям Нижнего Поволжья и предгорий Кавказа.

Калмыки разработали свою оригинальную систему использо­вания обширных степных пастбищ. Академик И. И. Лепехин в конце XIX в. писал о калмыках: «От них польза есть. Они занимают пус­тые степи, ни к какому обитанию не пригодные. В них мы должны видеть не только представителей военной службы, защищающих наши пределы от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев, но хоро­ших и многочисленных обитателей, получающих от скотоводства наилучший убойный и рабочий скот» [цит. по: 20. — С. 46].

Многие исследователи считают, что такие национально-пси­хологические особенности калмыков, как выносливость, непри­хотливость, настойчивость, старательность, умение довольство­ваться малым, обеспечили успешность их жизни в достаточно труд­ных природно-климатических условиях.

Во главе калмыцкой семьи стоял отец, и все остальные члены семьи должны были беспрекословно подчиняться ему и выпол­нять все его распоряжения. Домашним же хозяйством руководила мать. Несмотря на то что калмычка находилась в полном подчине­нии мужчины, она пользовалась свободой и самостоятельностью в ведении хозяйства и в быту.

Исследователь обычаев и традиций этого народа П.Неболь­син писал: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ис­лам, что у них женщины имеют человеческое, а не рабское значе­ние. У многих мусульман они исключены из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновеше­ны и в том и в другом случае с правами мужчины. Мужчи­на, хотя бы это был сам вла­делец (улуса или аила), заме­тив, что встретившаяся ему женщина хочет сойти с лоша­ди, должен сам спешиться и помочь ей сойти с седла. Жен­щина, жена или дочь, сама угощает гостей» [цит. по: 20. -С. 64].

 

Калмыки в домашней жизни, ровные в отношениях к жене, далеко не деспо­тичны и в дела жен не любят вмешивать­ся. Калмыки всячески избегают ссор с женами и заводить их считают ниже сво­его достоинства.

К тому же мужчины (не говорю уже о женщинах) совершенно чужды сквернос­ловия, всякую ругань считают «кислым словом» и презирают любителей «слове­сной кислятины». Женщина в калмыцком обществе, в семье — это советчица и по­мощница мужа.

Я. И. Дуброва [81]

 

В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям независимо от их пола и социального по­ложения, стремление мирно решать спорные проблемы в обще­нии и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориен­тация на бесконфликтное поведение, достижение согласия нена­сильственными средствами.

Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жиз­ни и деятельности калмыков буддизм, воспринятый ими по на­следству от монголов, что не могло не найти отражения в их пси­хологии. По этой причине в ней закреплялись такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее вре­мя, самоограничение в желаниях и мечтах, стремление не заду­мываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодо­левать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формирова­лись и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стой­кость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, на­стойчивость при достижении реально существующих целей [20].

Калмыки — достаточно своеобразный народ, знание психоло­гии которого позволяет строить с его представителями устойчи­вые взаимовыгодные и равноправные отношения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.