Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Враг из Ахетатона начинает свое царствование






Знаменитый в истории Древнего Египта фараон Эхнатон был проклят жрецами и заслужит титул " враг из Ахетатона". Он был воистину великим фараоном, хоть и не прославился как великий завоеватель подобно Тутмосу III или Аменхотепу II. Он велик тем, что попытался выступить против традиций устоявшихся веками.

Аменхотеп IV (Эхнатон) взошел на престол 15-летним юношей. Египетская держава тогда была в зените славы и могущества. Египет был настоящей империй.

Но в этот период на севере и востоке крепли молодые государства - Ассирия и держава хеттов. И они представляли собой солидную угрозу для страны Кемет. Но на престол вступил мечтатель-юноша, который не обладал политической дальновидностью талантливого правителя. Он совершенно не мог понять истинных нужд своей огромной империи, доставшейся ему от отца.

Ближайший круг нового фараона составляли его мать царица Тии, его дед Йуйя, его жена царица Нефертити и любимый чиновник Эйе. На всех больших приемах он появлялся в окружении этих людей, что имели на него громадное влияние. И никто их них не помог фараону осознать растущую внешнюю опасность.

Опытный политик не упустил бы усиления новых государств, и принял бы меры, дабы такого усиления не допустить. Но Аменхотеп IV таким политиком не был. Он вообще не уделял внимания внешней политике.

Еще отец матери Эхнатона царицы Ти мудрец по имени Йуйя продвигал при дворе фараона Аменхотепа III идею единого бога Атона и говорил о благе, что принесет Египту введение этого культа как единственного и истинного. И эти слова тронули сердце юного принца Аменхотепа (будущего Эхнатона). Говорили, что он когда-то заблудился в пустыне и должен был там умереть. Но спустя три дня его нашли живым, с обожженным солнцем лицом. И с тех пор Аменхотеп IV говорил, что стал просветленным! Практически таким, как индийский царевич Сидхарта, что назвался Буддой. С тех пор принц уверовал в единого бога солнца.

 

Перемены в Египте

Эхнатон, когда получил корону фараона, занялся грандиозными изменениями внутри страны, что получили названия религиозной реформы. Абсолютная власть фараона, которая была силой Египта в другие времена и источником его могущества, теперь стала его слабостью. Именно с Аменхотепа IV началось падение 18-ой династии. Как видите, великие деяния иногда приводят к разрушению. Но от того они не становятся менее великими.

Аменхотеп IV имел пристрастие к культу бога Солнца, причем не к древним его формам Амону и Ра. На первое место фараон выдвинул культ неизвестного бога " видимого солнца" - Атона.

Уже при Аменхотепе III древнее наименование видимого солнца - " Атон" - стало употребляться для обозначения солнечного бога. На этом постоянно настаивал Йуйя. Именно он начал проповедовать новое учение еще в те времена, когда Эхнатона не было на свете. Но Аменхотеп III хоть и нарушал традиции царства египетского, но делал это понемногу и весьма осторожно. Его сын пошел дальше. Он вошел в конфликт с могущественным жречеством и постарался низвергнуть укоренившуюся религиозную традицию. Под именем Атона Аменхотеп IV ввел почитание высшего бога и не сделал никакой попытки установить его тождество с древним солнечным богом в образе Амона или Ра.

Первым храмом бога Атона стал " Дом Атона". Вначале, конечно, фараон вводил культ, не отрицая значения старых богов, а как бы параллельно. Никто не возбранял придворным изображать в гробницах любые древние божества. Но Аменхотеп умерил пожертвования храмам. А жрецы сильно привыкли к подаркам, особенно после завоевательных войн, когда милости фараонов сыпались на них словно из рога изобилия. Теперь войны вообще не велись, а имевшиеся средства фараон отдавал культу нового бога. Это был первый удар по храмам старых богов Египта и по их жрецам. Фараон постепенно лишал жречество финансовой поддержки.

Но в 1360 году до н.э. Аменхотеп IV идет еще дальше. Он провозгласил бога Атона " царствующим фараоном". Летоисчисление продолжали вести по годам царствования самого Аменхотепа, но после числа перестали вставлять обычную с древних времен формулу " при Аменхотепе", поскольку первым фараоном теперь считалось Солнце. Фараон уже не был живым богом, а превратился в жреца и пророка Атона с титулом " Великого Ясновидца", который раньше носил верховный жрец бога Ра в Гелиопполе. В жизнь двора были включены многочисленные религиозные церемонии в честь Атона. Вслед за " воцарением" Солнца изменилось его изображение. Самые ранние изображения Атона показывают его в виде мужской фигуры с соколиной головой. Это соответствует традиционному египетскому изображению богов в искусстве -- с головой зверя или птицы на человеческом теле. Вскоре Эхнатон отбросил и эту традицию. Атон теперь изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются человеческими руками, держащими символический знак слова " жизнь" -- крест с петлей наверху (" анх"). Бог Атон имел титулы и картуши фараона, носил, даже в качестве солнечного диска, царский змеиный урей, его юбилей, годовщина коронации, праздновался вместе с юбилеем самого Эхнатона.

Что же было тогда предметом поклонения Эхнатона? Теории выдвигаются разные. Скорее всего, это был дух одушевления и творения, скрыто присутствующий в дающих тепло и свет солнечных лучах. Этот дух и был предметом культа Эхнатона.

Но Египет имел древние и весьма устойчивые традиции и разрушить их было не столь просто.

 

Что такое культ Атона?

Антиситема, или Химера на берегах Нила

Культ бога Атона - это появление антисистемы, как называл подобное русский историк Лев Гумилев.

А антисистемы обладали одной общей чертой - неприятием действительности. Вот и Эхнатон не желал принимать действительность и видеть то, что творилось в его стране. Он по своему желал Египту блага и считал что все обязаны повиноваться его воле. Врагов он крал. Иван Грозный поступал точно также. В самодержавии, в сакрализации особы царя, он видел будущее России как великой страны и жестоко карал тех кто не принимал его точку зрения.

Потому, все антиситемы, где бы они не возникали, так удивительно похожи друг на друга. Сила антисистем именно в отрицании действительности, но в этом же была и их слабость: отрицание помогало им побеждать, но не давало победить!

Антисистема это чудовище - Химера - жестокое, коварное, мстительное. Спорить с таким опасно!

Аменхотеп IV сам создает химеру, также как и Иван Грозный! Посему прекращается внешняя экспансия (завоевательные войны) и наступает упадок величайшей династии в истории Египта. Династии, что основала империю и дала стране величайших правителей и завоевателей.

Химера не имеет родины, и это по сути - антиэтнос. Она противопоставляет себя всем, отрицая любые традиции и заменяя их " новизной". Эхнатон отрицал всех других богов, что существовали в Египте уже две тысячи лет! Народ стал роптать, а всесильное жречество, запрещенных культов, выказало свое недовольство. Фараон ответил репрессиями. Тоже самое делал и Грозный царь в России.

Антиэтнос делает химеру восприимчивой к негативному мироощущению. Посему химера - питательная среда для антисистемы! Вместе с тем этнические химеры крайне агрессивны. Вот вам и объяснение жестокости Эхнатона!

Химеры не связаны стереотипами поведения, представлениями о хорошем и плохом, честном и преступном, красивом и безобразном. Поэтому химеры часто побеждают политически и экономически, но никогда - идеологически.

В антисистемах человек обретает внутреннюю свободу. Он должен только считаться со своими возможностями и рассчитывать на последствия своих поступков. Но зато внешнюю свободу он теряет полностью. Ведь если нельзя положиться на совесть (внутреннее самоограничение), то приходиться прибегать к жестокому ограничению внешнему, основанному на прямом насилии. Антисистемы жили среди врагов и должны были соблюдать в своих рядах строжайшую дисциплину, которая и обеспечивала им победы.

Круг единомышленников складывался вокруг творца антисистемы, в нашем случае вокруг Эхнатона. Это те, кто принял вслед за фараоном нового бога и поводил в жизнь политику правителя. Те, кто карал ослушников и доносил, те у кого руки были по локоть в крови врагов. У Грозного эту роль выполняли его " опричники". Люди без роду и племени сумели продвинуться вверх благодаря царю и они никого не жалели, чтобы сохранить это положение при особе самодержца. Это новое поколение придворных, Годунов, отец и сын Басмановы, Грязной, Скуратов, Вяземский, каких не было при дворе отца царя Ивана IV.

Около 1358 года до н.э. в шестой год своего правления, Аменхотеп IV объявил о намерении построить новую столицу. Он убирает из царской титулатуры все, что напоминало о прежней столице и её боге, а взамен ввел наименования в честь Солнца и нового года. Вместо прежнего личного имени Аменхотеп (что означало " Амон доволен") фараон принимает тронное имя Эхнатон (то есть " Полезный Атону"). Место для новой столицы выбрано было в Среднем Египте, на правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали просторную равнину (ныне Эль-Амарна). Город получил имя Ахетатон (что значило " Небосклон Атона" или " Горизонт Атона"). Его центром стал грандиозный храм бога Атона.

Сегодня большая часть города Атона раскопана и облик его можно восстановить в общих чертах: это широкие главные улицы с домами знати и богачей и узкие переулочки с лачугами солдат и ремесленников. Известен был громадный район, где обитало солнечное жречество, с роскошными улицами для процессий, с молельнями, рельефами, символами солнца. Район храма Атона, в центре города, занимал в длину 730 метров, в ширину 275 метров.

В близлежащих горах археологи обнаружили 24 каменные усыпальницы. Многие из них остались недостроенными. Эти усыпальницы благодаря своим прекрасным рельефам, фрескам и надписям дают нам возможность получить представление об Эхнатоне и его времени. Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким в Египетской истории. В этот период появилось множество сочинений светской литературы на новоегипетском языке, и среди них любовная лирика, " песни для услаждения сердца". Для искусства периода Амарны характерны яркий реализм, светскость, что проявилось в целой галерее скульптурных шедевров - портретов Эхнатона и членов его семь, созданных в совершенно новой свободной манере. Самый известный из них - знаменитый бюст царицы Нефертити, жены Эхнатона, созданный в мастерской неизвестного скульптора из Амарны.

Изображения самого фараона были чрезвычайно натуралистичны. Они подчеркивали многочисленные физические недостатки, которыми страдал Эхнатон: худые руки, вялые щеки, полные бедра. Специалисты считают, что Эхнатон страдал редкой болезнью, которая отразилась на его умственных способностях. Вероятно, этой же болезнью объясняется неслыханная свирепость Эхнатона, который был одним из самых жестоких владык в египетской истории.

Он, очевидно, страдал той же болезнью, что и впоследствии Иван Грозный. Это какая-то особая форма психического расстройства. Бурные припадки ярости и гнева, сменялись раскаяниями, чрезмерная подозрительность, недоверие, мания преследования. Судьбы этих двух людей, разделенные тысячелетиями, необычайно схожи. Оба они свершили революционные преобразования в общественных отношениях в своих странах, оба были деспотами и тиранами. И оба эти владыки были творцами антисистемы и потому, как уже говорилось выше, их жестокость была оправдана. Ведь антистема существует во враждебном окружении.

В следующие годы наметились первые проявления неприятия старого фиванского бога Амона. Явный тому признак, что чиновники и сподвижники Эхнатона вслед ему переименовали свои имена, удаляя из них имя Амона. Более того, имя Амона стали уничтожать, где только находили: на стенах храмов, на вершинах колонн, в гробницах, на изваяниях, на погребальных плитах, на предметах дворцового обихода.

Религиозный переворот завершился в 1352 году до н.э. К этому времени был положен конец многовековому господству Фив. Со сказочной быстротой вырос великолепный Ахетатон. Старых богов перестали чтить, а приверженцы величайшего из них - Амона - стали подвергаться преследованию. Государственную поддержку получил культ единственного бога " видимого Солнца" Атона. В честь Атона во всех городах стали воздвигаться величественные храмы. Что касается храмов старых богов, то они, лишились государственных субсидий, быстро приходили в упадок.

Религиозная реформа сопровождалась быстрым упадком внешнего могущества Египта. Хотя об Эхнатоне писали и говорили в духе его предков царей-завоевателей, именуя его " властелином народов", реальное положение вещей этому не соответствовало. Не получая денежной поддержки верные Египту сиро-палестинские князья гибли в борьбе с враждебно настроенными правителями. Они писали Эхнатону, умоляя о помощи, но он был глух, и не дал союзникам даже небольшого отряда египетских солдат. Грандиозное храмовое строительство требовало огромных сумм. Ранее фараоны получали средства на воине в виде добычи или дани с покоренных народов, т.е. оплачивали грандиозное храмовое строительство соседние народы. Эхнатон войн не вел, но строил не меньше своих предшественников, и с не меньшей грандиозностью. Поэтому расходы легли на плечи египтян.

Более того, вместо внешнего врага, наличие коего консолидировало египетское общество, появились враги внутренние. Общество раскололось на враждебные лагеря. Число противников реформы росло. Подавляющее число населения не приняло нового культа. Земледельцы-общинники связывали рост налогов и ухудшение образа жизни с культом Атона. Жречество, лишившиеся доходов (исключение составляло только жречество самого Атона), мечтало о смерти Энатона. Военная аристократия была недовольна отсутствием завоевательных войн. Равнодушие фараона к азиатским владениям империи и их потеря восстановили против Эхнатона потомков соратников Тутмоса III. Ибо память о том, что было свершено в те славные времена, была достаточно сильна.

Фиванское жречество было заинтересовано в свержении Эхнатона более других. В Фивах было восемь больших храмов этого бога, стоявших пустыми и заброшенными. Обширная храмовая собственность, была, очевидно, конфискована.

Конец Эхнатона неясен, он умер при невыясненных обстоятельствах. Скорее всего, фараона сразил яд. Но у нас есть ряд предположений по этому поводу.

В качестве чати (великого визиря или первого министра) при Эхнатоне служил Эйе или Ай. Этот человек сделал при Эхнатоне блестящую карьеру. Также как и Борис Годунов при царе Иване IV.

Есть изображения, где Эйе и его семья поклоняются богу Атону, где царь и царица награждают золотом жреца Эйе и его жену. На последнем изображении фараон Эхнатон, опираясь на покрытую подушками балюстраду дворцового балкона и имея подле себя царицу и малолетних дочерей, бросает вниз своим фаворитам золотые ожерелья, сосуды, кольца и украшения. Слуги и свита Эйе танцуют от радости и подобострастно кланяются.

Вот этот многократно обласканный своим повелителем жрец-визирь Эйе вошел в сговор со жрецами Амона-Ра и взялся быть исполнителем убийства Эхнатона. Это, конечно, всего лишь предположения, но они имеют под собой основания. Подтверждение сему мы приведем несколько позже. Очевидно, он, как самый близкий к царю человек, и подсыпал ему яд. При подобных обстоятельствах умер другой творец антисистемы - русский царь Иван Грозный. Этот кровавый деспот, вероятно, был задушен двумя самыми близкими слугами Богданом Бельским и Борисом Годуновым. И тоже тому нет никаких прямых доказательств.

Эйе и Годунов стали царями, истребив детей своих благодетелей на пути к трону. Эхнатон и Иван Грозный сами, своими руками создали монстров, без совести и чести. На пути к цели все возможно и нет ни морали, ни законов! Этот урок правители первые преподали своим приближенным. И те уверовали в эти новые безнравственные принципы.

Оставив свой земной путь на 17-м году царствования, Эхнатон был проклят жрецами и вошел в позднейшие египетские тексты под именем " враг из Ахетатона". Его зять и наследник фараон Семенхкара (Эхнатон оставил 4-х дочерей) правил всего несколько месяцев. После его смерти религиозные реформы были окончательно свернуты, жители покинули " Город Солнца". Ахетатон был проклят и объявлен обиталищем демонов, громадные алтари, сооруженные в четь Атона, разрушены и разбиты. Никто и никогда уже здесь не селился, а руины города использовались в последующие века в качестве каменоломни. Постепенно остатки Ахетатона были занесены песком.

Остается загадкой и судьба жены Эхнатона Нефертити. Что стало с ней после смерти мужа - неизвестно. Не найдены ни её гробница, ни мумия. Даже имя её было выскоблено на всех памятниках. Точно также поступили египтяне и с Эхнатоном: сразу после смерти было запрещено даже произносить его имя. В списке фараонов в храме Абидоса, составленном два века спустя, имя Аменхотепа IV - Эхнатона не значиться.

 

Справка:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.