Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богиня Кадеш






Богиня любви и богиня луны. Это также импортированная в Египет богиня. Весьма напоминала вавилонскую Иштар, или греческую Афродиту Пандемос (Афродиту Всенародную). Была связана с культом Астарты.

Как изображалась:

В Египте Кадеш изображали как обнаженную женщину на спине львицы. В одной руке богиня держала цветок лотоса, а в другой двух змей.

Сведения:

Это богиня покровительствовала уличной распушенной любви, или простой похоти. Но в Египте она также была и лунной богиней.

 

Глава 4 Боги войны в Древнем Египте

 

Изначально великий бог цивилизатор Осирис, давая египтянам многие полезные умения, не научил их искусству войны, очевидно полагая это вредным для народа страны Кемет. И это неудивительно. Для каждого земледельческого народа война не была главной отраслью жизнедеятельности. И развивали они военное искусство с целью обороны. Иное дело народы кочевые, что возвели войну в ранг основного занятия всех мужчин племени.

Но Египетское царство было надежно изолировано самой природой, и потому война там долгое время была делом десятым. Но время шло и соседние египтянам народы и страны поднимались и вели активную завоевательную политику. И волей неволей приходилось думать об армии.

После громкого падения Среднего царства в Египет вторглись на своих быстрых как ветер колесница гиксосы. Они покорили Дельту, заняли древнюю столицу город Мемфис, и выстроили свой город Авар, откуда осуществляли управление страной.

Завоеватели были сильны, и пришлось египтянам срочно думать о создании сильной и боеспособной армии для свержения ига ненавистных завоевателей.

После изгнания гиксосов в истории Древнего Египта наступил новый период. Египтяне, сумевшие небывалым напряжением сил одолеть воинственных гиксосов, не пожелали останавливаться на достигнутом.

Не зря же египтяне создавали армию и обучали солдат тяжелому искусству управления лошадьми, создавая свои отряды колесничих. Теперь они сами ступили " на тропу войны" и из защищающейся (справедливой) стороны превратились в нападающую сторону (несправедливую).

Следовательно, если война стала выгодным ремеслом, то и боги отвечавшие за эту отрасль начинают выходить на первые места в пантеоне. Ведь у многих народов, что вели активную завоевательную политику, боги войны всегда были одними из первых богов.

Но во времена Древнего царства боги, отвечавшие за войну, никогда не были главными, ибо и сама война не была важной отраслью жизни в Древнего царства. И потому они получали войну в качестве " дополнительной нагрузки".

Например, бог Хонсу в городах Гермополе и Эдфу был лунным богом и олицетворял " мужское начало" и одновременно олицетворял и " военное начало". Но Хонсу был также и богом любви, божественным врачом. А это уже отрасли совершенно несовместимые с войной. Понятно, что такой бог, не мог быть богом больших завоеваний. Такая концепция никуда не годилась в период больших завоеваний! Военному богу стоило придать значение.

Во времена Среднего царства войны стали в политике многих князей и царей одним из главных элементов. И это требовало совершенствования армии и культов военных богов. И имена фараонов XI фиванской династии (по Манефону) прямое этому подтверждение. Ментухотеп (это имя носили несколько царей династии) - означало " Монту доволен". А сам бог Монту стал " быком войны". И в Фивах при XVIII династии он почитался именно как бог войны.

Также с древнего периода существовал в Египте в городе Чени (Тиса) и культ бога Онуриса (Анхуре), что был богом покровителем воинов и охотников. Онурис защищал людей от зла и диких зверей. Также он помогал богу Ра в его борьбе со злым змеем Апопом.

Но в Египет проникли и чужеземные военные божества. Великий отец хеттов Паппас преобразовался в Египте в бога Сутеха. Я уже говорил о схожести Сутеха с египетским древним богом Сетом раньше. Ведь культ самого Сета также некогда еще в ранние времена был принесен в Египет из Азии.

Сутех был богом неба и атмосферы. Также он повелевал громом и посылал молнии как Зевс-громовержец в Греции. И посему он почитался как бог войны. Изображался Сутех как бородатый бог с кудрявыми волосами и иногда носил козлиные рога.

Сет первоначально был богом Нижнего Египта и только впоследствии его концепция изменилось и он стал врагом бога Осириса и богом красной раскаленной пустыни. А, пустыня в Египте ассоциировалась со смертью и злом.

Цари гиксосской династии пытались заставить египтян признать Сутеха, как одного из главных богов. И вот именно здесь египтяне стали сопротивляться чужеземному вилянию и стали ассоциировать культ Сутеха со своим Сетом в образе злого демона врага Осириса. Следовательно, Сутех не подходил на роль верховного военного бога для Египта.

Хотя Сутеха не полностью ассоциировали со злом. Все-таки этот бог был " дарителем победы" и его вставили в фиванский пантеон богов в период Нового царства.

В Египте был импортирован также бог Баал великий повелитель и владыка. Он заведовал стихией воздуха и ветра, почитался как бог огня и землетрясения. И также был богом войны. Также очевидна универсальность этого божества. Слишком за многое он отвечал.

Баалу поклонялись в Танисе и Мемфисе. Его культ был близок культу Сутеха. И сам великий фараон Рамсес II с гордостью заявлял, что он сражается с врагами не хуже бога Баала.

От финикийцев египтяне позаимствовали бога Решепа, что весьма походил на Баала. Он также как и Баал повелевал молниями и само его имя переводиться как " тот, кто поражает молниями". Снова бог грома и войны!

На голове Решепа был шлем, а в руках он держали боевую палицу и копье. В Египте Решеп был почитаемым богом. И была сформирована триада в которую вошли боги Мин, Решеп, Кадеш.

Египетский бог войны Монту также выдвинулся вперед. Его культ был сходен с культом импортированного бога Беса. А этот самый Бес отвечал за ведомства войны, музыки и любви! Снова как и в случае с Хонсу. Тот также отвечал и за любовь и за войну.

Культ бога Беса пришел в Египет из Африки. Бог Бес появился в Египте во время царствования XII династии, но большого влияния среди богов тогда не добился. На передний план культ Беса выдвинулся при XVIII династии, вместе с развитием военного искусства и большими завоевательными войнами. Затем культ Беса распространился по всей Сирии.

Но за войну отвечали не только боги, но и богини. Импортированная в Египет из Финикии богиня Астарта почиталась как богиня войны, луны и любви. Культ Астарты отлично прижился в Египте и ей поклонялись во многих номах страны.

Астарта была известна как " повелительница лошадей" и изображалась эта богиня как женщина, что правит четверкой лошадей. Эта богиня напоминает также греческую Афродиту, и основным аспектом её деятельности была любовь. И как богиня любви она была связана с культами Исиды, Хатор, Баллат. А также весьма напоминала вавилонскую богиню Иштар.

При XVIII династии культ Астарты стал распространяться в Египте. Но отвечала Астрта уже не за любовь, а за войну и за луну. И связано это с тем, что Астрта была покровительницей лошадей. А лошади при фараонах XVIII династии составляли важный инструмент в армии фараона. Цари Египта завели по образцу гиксоссов, хеттов и митаннийцев отряды колесничих. Вот вам и связь с войной.

Также из Аравии в Египет пришла грозная богиня войны и охоты Анат. Она уже почиталась как покровительница боевых колесниц в Сирии и Палестине. Её культ сначала прижился у гиксосов в Аварисе.

Но египтяне позаимствовали колесницы у своих врагов, и заодно и богиню что заведовала этим ведомством. Анат появилась в Египте в период правления последних фараонов Семнадцатой династии Камоса и Яхмоса. Именно при этих фараонах в армии египтян стали использовать боевые колесницы. Фараон-воин XVIII династии Тутмос III возвел в честь богини Анат небольшой храм в Фивах. Сам фараон сражался на боевой колеснице.

Анат влилась в египетский пантеон богов и даже заполучила супруга. Им стал бог Сутех. Также её стали считать дочерью бога Ра.

В договоре между Рамсесом II и хеттским царем Хатусили богини Астарта и Анат были соединены в пару, также как и египетские Исида и Нефтида. А фараон Рамсес III даже назвал свою любимую дочь Бан-Анат - Дочь Анат.

Хотя боги войны, несмотря на их возросшее влияние, так и не выбились на самые первые места. В самый опасный момент битвы с хеттами при Кадеше, когда фараон Рамсес II был на волосок от смерти, он обратился к богу Амону.

" Разве я делал что-нибудь без тебя, разве я не шел и не останавливался по твоему приказу? Почему твое сердце заботят эти азиаты, о Амон, такие порочные и не ведающие бога? "

Но почему к богу солнца, а не к богу войны? Ведь это был момент битвы, а за битвы отвечали военные боги.

В тексте мирного договора, заключенного в 1269 году до н.э., между царем хеттов Хаттусилисом III и фараоном Рамсесом II сказано (текст мирного договора между великими царями сохранился на стенах карнакского храма и в Рамссеуме в Фивах. Договор был также записан аккадской клинописью. Таблички с аккадским вариантом были найдены при раскопках города Хаттусас):

" В 21 год царствования, 1-й месяц Всходов, 21 число, при Его Величестве царе Верхнего и Нижнего Египта Усермаатра-Сетепенра, сыне Ра, Рамсесе-Мериамоне, которому дана жизнь вечно, вековечно любимому Амоном-Ра-Хорахти, Птахом...Мут...Хонсу... сияющему на престоле Хора живых, подобно своему отцу Ра-Хорахти вечно, вековечно...."

Здесь названы бог Амон-Ра-Хорахти - бог солнца из города Фивы впитавший в себя культы иных солнечных богов. Бог Птах - верховный бог города Мемфиса, древней столицы Египта. Богиня Мут - богиня мать, божественная супруга Амона-Ра. Но Мут имела иное имя Сохмет (Сехмет) и её культ был распространен в давние времена. Но известно, что под именем Мут эта богиня отвечала за войну! Она изображалась в виде львицы и в Фивах в её честь был построен величественный храм. И, наконец, бог Хонсу - бог Луны, отвечавший также за войну.

Но для Амона-Ра-Харахти выделено первое место! А, следовательно, военные боги так и не сумели потеснить на второй план культ Солнца.

 

Таблица военных богов

Мут (Сохмет) Богиня войны, известная с давних времен. Была также Великой матерью и божественной супругой Амона-Ра.
Хонсу Особенно почитался в Гермополе и Эдфу. Но его культ был распространен по всему Египту. Бог известный со времен Древнего царства. Был лунным богом, а также богом любви, врачевания и войны.
Монту Особенно почитался в Фивах. Но его культ был распространен гораздо шире. " Бык войны". Египетский бог войны из города Фивы. Выдвинулся вперед во времена Среднего царства при XI династии фиванских фараонов.
Онурис Бог покровитель воинов и покровитель охотников. " Тот, кто приходит издалека".
Сутех Поначалу его культ процветал в столице гиксосов в Дельте городе Аваре (Аварисе), а затее равпростанился и в другие города. Известен как один из богов Фиванского пантеона. Божество войны, неба, атмосферы, а также бог метающий громы и молнии. Это божество было заимствованно египтянами в Азии. Его именовали " бог даритель победы и территории". Поначалу его приняли в качестве великого бога гиксосские фараоны и хотели навязать этот культ египтянам. Но те стоили на своих древних богов. Хотя уже после изгнания гиксосов культ Сутеха вошел в фиванский пантеон богов.
Баал Ему поклонялись в Танисе и Мемфисе. Баал заведовал стихией воздуха и ветра, почитался как бог огня и землетрясения. И также был богом войны. Его культ был близок культу Сутеха.
Решеп " Тот, кто поражает молниями". Бог войны и бог громовержец из Финикии.
Бес Культ Беса пришел в Египет из Нубии. Бог войны Бес появился в Египте во время царствования XII династии, но на передний план выдвинулся при XVIII династии  
Астарта Этой богине поклонялись во многих номах Египта. Астарта почиталась как богиня войны, луны и любви. Астарта была известна как " повелительница лошадей".
Анат Импортированная в Египет богиня. Почиталась в Фивах и других номах. Богиня покровительница боевых колесниц. Её культ возвысился, после того как фараоны стали использовать боевые колесницы.

 

 

Глава 6 Грандиозная религиозная революция в период Нового царства при Аменхотепе IV (Эхнатоне)

(XVIII династия)

 

Теперь мы подошли к самому интересному месту в истории египетских богов! Удивительное время религиозной революции. Пожалуй, подобным могут похвастаться не многие страны. Древний Египет в этом удивительно напоминает Россию при Иване IV Грозном. Только фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) стремился всеми силами утвердить в Египте власть одного бога Атона и себя как его наместника, а Иван Грзный сремился утвердить в России, именем Христа, одного богочеловека себя!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.