Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная осветительная техника






Важнейшее значение в создании выразительного портретного кадра имеет качественная осветительная техника. Осветительные приборы по характеру создаваемого света можно разделить на следующие группы: 1) приборы направленного света, 2) приборы направленно-рассеянного света, 3) приборы рассеянного света.

Осветительные приборы направленного света создают четко оформленный световой пучок, угол излучения которого можно изменять в известных пределах. Конструкция такого осветительного прибора состоит из кварцево-галогенной лампы с концентрированным телом накала, сферического зеркала, отражающего свет в направлении линзы Френеля, создающей равномерный световой пучок. Перемещением каретки с лампой и зеркалом изменяется угол излучения прибора направленного света. Линзовые осветительные приборы выпускаемые, как отечественными производителями («Юпитер», «Сатурн»), так и мировыми фирмами (ARRI, LOWEL и др.), имеют мощность ламп от 300вт до 10000вт. Совершенно новые возможности особенно для внестудийных съемок создают приборы, разработанные Дедо Вайгертом (Dedolight). Этот осветительный прибор основан на принципиально новой оптической схеме, использующей не линзу Френеля, а две собирательные линзы, благодаря чему создается очень ровный, пластичный свет без «паразитных» лучей по бокам. Несмотря на небольшую потребляемую мощность «дедолайты» создают световой поток очень высокой яркости и способны изменять угол излучения в очень широких пределах. В приборах «дедолайт» используются не только кварцевогалогенные лампы, но и лампы металлогалогенные, что позволяет использовать осветительные приборы при съемке с высокой освещенностью дневным светом (5600°К). К осветительным приборам «дедолайт» разработано и производится большое количество дополнительных приспособлений, дающих огромные возможности для творческой работы оператора. Так создана специальная насадка с 3-мя фильтрами, позволяющими создавать локальный световой акцент на небольшой части объекта. Создается идеальный моделирующий свет с незаметной для зрителя подсветкой. Уникальным приспособлением является проекционная насадка, позволяющая получать луч любой формы, с краями любой степени размытости. С помощью насадки можно проецировать слайды или изображения металлических «гобо», создающих всевозможные световые пятна на фоновых объектах. В качестве примера уникальных возможностей осветительных приборов «дедолайт» можно привести пример работы операторы Хулио Маката в картине «Один дома-2», когда небоскреб в ночной сцене был высвечен шестью осветительными приборами мощностью всего лишь по 150вт. В наше время приборы «дедолайт» все больше применяют и на региональных и местных каналах, создавая с их помощью яркий, выразительный световой рисунок.

Долгое время основными источниками направленно-рассеянного света были приборы с кварцевогалогенными лампами типа «Свет – 500, 1000, 2000», «Марс -2, 3» и аналогичные приборы мировых производителей осветительной техники. Эти осветительные приборы достаточно легкие и компактные широко применяются при выездных съемках в кино и телевидении. С их помощью можно создавать приемлемый световой рисунок и используя различные фильтры изменять характер излучаемого света, как по мягкости, так и по цветности. В настоящее время все большее применение находят приборы направленно-рассеянного света, использующие люминесцентные лампы с постоянной цветовой температурой, как 3200°К, так и 5600°К, что позволяет их использовать в различных световых условиях в естественных интерьерах и в студийных павильонах, оборудованный источниками света с цветовой температурой 3200°К. Приборы, использующие в качестве источника света люминесцентные лампы, обладают многими преимуществами по сравнению со светильниками с кварцевогалогенными лампами. Во-первых, это очень высокая светоотдача, позволяющая получать при небольшой мощности интенсивный световой поток, а также длительный срок службы(10000ч.), высокая экономичность, стабильность цветовой температуры. Осветительные приборы с люминесцентными лампами бывают разными по конструкции и создают световой поток различный по степени направленности.

Для создания рассеянного света используются различные приборы направленно-рассеянного света, оснащенные дополнительными устройствами, рассеивающими свет. Такими являются отражательные зонты с разной поверхностью – матовой, зеркальной, золотистой, просветные зонты и софт-боксы, в наибольшей степени смягчающие световой поток. Софт-боксы бывают самых различных размеров от нескольких сантиметров до метров в зависимости от мощности источника света и от размеров объекта съемки.

Для создания заполняющего света высокого уровня применяют рассеивающие панели больших размеров, которые освещают источниками света большой мощности. Использование современных осветительных приборов разных типов позволяют создавать качественный, выразительный световой рисунок, как в условиях кино- телевизионного павильона, так и на выездных съемках в интерьерах и на натуре.

 

 

Практические задания:

  1. Снять интервью в закрытом интерьере, используя два прибора направленного света. Определить их положение по отношению к снимаемым участникам интервью, так чтобы каждый из приборов действовал, как источник рисующего света, так и источник контрового света.
  2. При съемке интервью использовать в качестве основных осветительных приборов источники рассеянного света, такие как софт-боксы или отражающие зонты. Сравнить результаты съемки с приборами направленного света и приборами рассеянного света.
  3. Провести съемку интервью в полузакрытом интерьере с достаточным уровнем естественного света. Применить при съемке светофильтры ЛН-ДС, установленные на осветительных приборах.

4. Провести съемку интервью в полузакрытом интерьере, используя в качестве основного источника дневной свет из окон. Определить наиболее приемлемое расстояние интервьюируемого, как от окон, так и до фона, создавая необходимый баланс света.

5. Снимая интервью в полузакрытом интерьере, использовать для создания светового рисунка естественный дневной свет, дополняемый отражательными подсветами.

 

Практические задания:

  1. Снять событийное интервью в интерьере с высоким уровнем естественного света, используя прибор накамерного света компенсационным фильтром ЛН-ДС.
  2. Снять интервью в закрытом интерьере, освещенном светом лампы накаливания, используя в качестве источника рисующего света прибор накамерного света. Определить интенсивность света этого источника для создания необходимого светового баланса по отношению к фону.
  3. Снять интервью на натуре при солнечном переднебоковом освещении на лице интервьюируемого, используя в качестве заполняющего света отражательные подсветы.

4. При съемке событийного интервью на натуре использовать в качестве контрового солнечный свет, а световой рисунок создать с помощью отражательных подсветов. Особое внимание обратить на соотношение яркости лица интервьюируемого и яркости фона.

5. Снять событийное интервью в режимное время, используя для освещения лица прибор накамерного света. При съемке использовать на источнике света компенсационный фильтр ЛН-ДС. Для сравнения выполнить съемку без использования компенсационного фильтра с источником света с цветовой температурой 3200°К. Определить лучший результат съемки по цветопередаче и световому балансу.

 

Практические задания:

  1. Выполнить съемку портретного интервью в интерьере с использованием светового эффекта, создаваемого настольной лампой. Применить для создания светового рисунка источник направленного света с ограниченным световым потоком, а другим источником света создать световой рисунок на фоне.

2. Снять портретное интервью в естественной среде обитания героя, используя источники рассеянного света для реалистичной передачи образа человека. Уровень света не должен раздражать зрение человека в кадре, создавая комфортные условия для общения журналиста с интервьюируемым.

3. Снять портретное интервью на натуре, используя движение журналиста и героя передачи в пространстве. Особое внимание обратить на точность экспозиции при перемещении людей по отношению к источнику света (солнцу), применить широкоугольную оптику для большей плавности движения.

4. Выполнить съемку интервью в условиях эффектного натурного освещения, например в случае солнечного света, обращая особое внимание на точную цветопередачу, колорит кадра, использование электроподсветки или отражающих подсветов.

 

 

Практические задания:

  1. Выполнить съемку интервью с двумя участниками передачи и тележурналистом, правильно расставив телевизионные камеры, не нарушая генерального направления съемки и векторов общения людей. Для создания светового рисунка использовать три осветительных прибора направленного света и два прибора рассеянного света. Для съемки использовать три телевизионные камеры.
  2. Составить схему расстановки телевизионных камер и установки осветительных приборов в телевизионном павильоне при съемке ток-шоу с участием зрителей, нескольких интервьюируемых, ведущего передачи. Особое внимание обратить на расположение телекамер, показывающих крупные планы людей. Создать необходимый световой рисунок в пространстве движения ведущего передачи, точно определить положение осветительных приборов, создающих световой рисунок на лицах основных участников передачи.

 

 

Литература:

 

1. Волынец М.М. «Профессия – оператор»

М. изд. «Аспект пресс» 2008. 184 стр.

 

2. Головня А.Д. «Мастерство кинооператора»

М. изд. «Искусство» 1995. 240 стр.

 

3. Дыко Л., Иофис Е. «Фотография, ее техника и искусство»

М. изд. «Искусство» 1960. 495 стр.

 

4. Килпатрик Д. «Свет и освещение»

М. изд. «Мир» 1988. 223 стр.

 

5. Медынский С.Е. «Компонуем кинокадр»

М. изд. «Искусство» 1988. 237 стр.

 

6. Митчел Л. «Фотография»

М. изд. «Мир» 1988. 420 стр.

 

7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. «Поэтика фотографии»

М. изд. «Искусство» 1990. 278 стр.

 

8. Уорд П. «Композиция кадра в кино и телевидении»

М. ГИТР им. М.А.Литовчина. 2000. 196 стр.

 

9. Уорд П. «Работа с цифровой видеокамерой»

М. изд. «Мир» 2001. 290 стр.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.