Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фоновый свет






Создание живописного фона, выявление глубины пространства – это задачи фонового света. Фон может быть или равномерно освещен, или на нем могут быть созданы различные по яркости, форме и цвету световые пятна. В некоторых случаях на фон проецируются различные трафареты, установленные на осветительных приборах.

Каждый из этих видов света может изменяться по интенсивности, создавая различные соотношения между фигурой и фоном, между светом и тенью.

Для работы со светом в павильоне применяется понятие светового ключа, системы экспонометрического контроля, при котором за основную величину принимается яркость лица в светах. Именно по ключевой яркости, по отношению к ней устанавливается яркость всех остальных поверхностей, фигур и фона в кадре. От светового ключа идет настройка всей светотональной палитры кадра, отсюда и величина ключевой яркости в эпизоде должна быть величиной постоянной.

Для изобразительного решения кадра важное значение имеет соотношение яркостей в светах и тенях, называемое световым балансом, который определяется соотношением света и тени на лице и соотношением света на лице и фоне. Изменяя соотношение яркостей между светом и тенью на лице, а также между лицом и фоном, оператор создает определенную «световую атмосферу», в которой происходит действие эпизода.

 

Методика освещения крупного плана

Определяющим в создании кино или телевизионного портрета является необходимость показа пластических форм лица в заданном эффекте освещения.

Важнейшей задачей оператора в съемке портрета является установка в определенном положении осветительного прибора рисующего света в зависимости от заданного эффекта освещения. Принимая за центр окружности лицо портретируемого, передвигая осветительный прибор по этой окружности на одинаковом расстоянии от лица, в каждой точке изменяя высоту прибора сверху донизу, можно убедиться в том, что вариантов установки рисующего света существует бесчисленное множество. Природа подсказывает нам наиболее часто встречаемые и привычные для глаза виды рисующего света. Обычно источник рисующего света располагается на 15-75 градусов выше лица человека и на 15-90 градусов правее или левее лица. При этом направлении рисующего света наиболее удачно распределяется свет и тени на лице, хорошо выявляется объем и фактура лица.

Это и является нормальным портретным светом. Если прибор рисующего света устанавливается в зависимости от заданного светового эффекта, то осветительный прибор заполняющего света необходимо устанавливать как можно ближе к оптической оси объектива, создавая бестеневое рассеянное освещение.

Расположение источника рисующего света к ближайшей по отношению к камере части лица, определяет передачу как объема, так и фактуры лица. Если свет попадает на ближайшую к камере сторону лица, так называемое широкое переднебоковое освещение, то объем и фактура передаются в меньшей степени, чем когда светом освещена дальняя от камеры сторона лица (узкое переднебоковое освещение). В первом случае лицо человека зрительно кажется более полным по сравнению со вторым случаем освещения. Если источник рисующего света расположен так, что обе части лица освещаются одинаково, то такое освещение называется фронтальным. Такое освещение создает эффект более широкого лица, чем при переднебоковом освещении. В случае фронтального освещения положение источника рисующего света определяется положением лица. Обычно источник основного света располагается выше головы снимаемого человека, а точная высота устанавливается в зависимости от строения лица. Глубоко посаженные глаза и резкие черты лица будут скрадываться при более низком положении источника света. При использовании одного источника света, обычно выбирают варианты фронтального освещения. При создании основного, рисующего света чаще всего используются приборы направленного света (прожектора с линзой Френеля и дедолайты).

Заполняющий свет создается приборами бестеневого освещения (приборы с использованием отражающих зонтов, просветные экраны, софтбоксы, приборы с люминисцентными лампами). Интенсивность заполняющего света, определяемая либо расстоянием до объекта, либо количеством светового потока, создает необходимый баланс контрастности лица портретируемого. Больший или меньший световой контраст определяется необходимым драматургическим содержанием кадра.

Контровой (контурный свет), создаваемый осветительными приборами направленного света, имеет интенсивность в зависимости от отражательной способности объекта. Так для блондинов интенсивность этого вида света должна быть меньше, чем у брюнетов. Такое же соотношение соблюдается и в случае того, какая одежда у портретируемого, если светлая, то интенсивность уменьшается и наоборот. Конечно, мощность контрового света определяется и драматургическим содержанием, и соответствующим эффектом освещения. Очень часто источник контрового света создает соответствующий световой эффект, на осветительный прибор устанавливают цветной светофильтр, определяемый общим колористическим решением кадра. Светофильтр золотистого оттенка можно установить на осветительный прибор контрового света при съемке с использованием рир-проекции.

Количество фонового света создает соответствующий световой баланс яркости лица портретируемого и яркости фона. В зависимости от содержания кадра (эпизода) создается и определенное колористическое решение, во многом зависящее от цветности фонового света. Цветовой контраст в большей или меньшей степени создается разностью цветовой фильтрации контрового и фонового света.

Интенсивность моделирующего света должна быть очень мала по отношению к интенсивности рисующего света, чтобы не разрушать общий эффект освещения. Особенно это относится к моделирующему свету, используемому для подсветки глаз портретируемого, в связи с чем, для этого можно использовать отражающие свет приспособления (лайт-диски). Светотональная моделировка особенно необходима при съемке крупного плана человека, подсветка глаз, украшений, волос создается моделирующим светом. Используя вышеперечисленные виды света и меняя их интенсивность можно создавать совершенно различные соотношения между светом и тенью на лице, между фигурой и фоном. Так же и колорит в кадре изменяется применением цветного света для каждого из видов света. Во многих случаях оператор ограничивается применением двух- трех видов света. Снимая портретный кадр можно использовать заполняющий свет, освещая лицо, а так же контровой и фоновый свет. В этом случае можно добиться хороших результатов. Создавая контрастный световой рисунок используют только направленный рисующий свет без заполняющего. При этом необходимо применять контровой свет для отделения фигуры от фона, а с помощью фонового света создать световое пятно на фоне, за теневой частью фигуры.

Техника освещения крупного плана может быть весьма разнообразной. Различный характер освещения создает различное настроение, выявляет характерные особенности лица. Глубокие контрастные тени создают в кадре определенный драматизм, а преобладание света создает оптимистическое настроение.

Универсальной схемы освещения для создания портрета не существует, потому что каждое лицо имеет свои характерные особенности, которые и учитываются при определении схемы освещения.

Практика работы со светом в павильоне может быть использована и в документальных съемках в различных интерьерах при создании публицистических передач и фильмов.

Практические задания:

  1. Снять портретные кадры, используя оптику с различным фокусным расстоянием, изменяя дистанцию съемки так, чтобы получить одинаковый масштаб изображения. Проанализировать, как изменяется перспективная передача черт лица человека в зависимости от расстояния съемки.
  2. Снимая портретный кадр, применить операторские возможности уменьшения глубины резкости, с целью выделения лица человека по отношению к фону.
  3. Снять портретные кадры с изменением положения камеры по отношению к снимаемому человеку, перемещая ее как по горизонтали (направление съемки), так и по вертикали (ракурс).
  4. Снимая портретные кадры изменять положение источника рисующего света, как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Определить в каком положении источника рисующего света, в наибольшей степени прорабатываются как объемные формы лица, так и его фактура, как меняется передача характерных черт лица данного человека.
  5. Провести съемку портретных кадров человека, используя в качестве источника рисующего света, как осветительный прибор направленного света, так и прибор рассеянного (бестеневого) света. Сравнить результаты двух видов съемки по характеру созданного изображения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.