Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение тактильного ощущения.






Началось изучение тактильного ощущения с методик Фолькельта и Фехнера.

1. Методы измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности - Г. Фехнер. Позволяют точно измерить интенсивность раздражителя, вызывающую едва заметное ощущение или едва заметное изменение ощущения: Метод минимальных изменений (метод границ). Стимулы отличаются друг от друга на минимально возможную величину. Обычно измерение порога начинают с убывающего ряда стимулов, приняв за исходное значение величину отчетливо воспринимаемого стимула. Порог, т. е. величина стимула, при которой произошла смена ответов испытуемого (чувствую – не чувствую), находится между тем стимулом, который ещё воспринимается, и тем, который уже не воспринимается.

2) Методика «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании»:

В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета. Две цели: 1) проследить и зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта одной рукой; 2) выявить особенности видов движения в процессе бимануального (двумя руками) осязания.

1. Если объект покоится на руке - пассивноеосязание.

2. Если испытуемый активно ощупывает предмет – активное осязание.

Проводятся опыты с предъявлением фигур, отличающиеся степенью сложности формы. Испытуемые ощупывают их и потом зарисовывают. Оценивается соответствие реальной фигуры с нарисованной и движения руки и пальцев при осязании двумя руками.

5. Восприятие: понятие и общая характеристика, виды, свойства.

Восприятие — это субъективноецелостное отражение сознанием предметов и явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на органы чувств.

= Отражение предметов и явлений в виде их целостного образа (осмысленного и означенного (связанного с речью) синтеза ощущений). Восприятие включает в себя ощущения, основывается на них, но не сводится к их простой сумме. Складывается из отбора информации и её систематизации. Результат – построенный образ предмета или явления.

Виды восприятия:

1. По ведущему анализатору: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), обонятельное и вкусовое восприятие.

2. По эмоциональной окраске: эмоциональное и рациональное восприятие.

3. По объекту восприятия: восприятие пространства (расстояния, направления, величины и формы), времени (длительности, скорости и последовательности), движения (его характера, формы, амплитуды, направления, продолжительности, скорости и ускорения).

Свойства восприятия:

- Объем - количество объектов, воспринимаемых в течение одной фиксации.

- Точность - соответствие возникшего образа реальному объекту.

- Полнота - степень детализации «гештальта» воспринятого объекта.

- Быстрота - время, необходимое для адекватного восприятия.

- Константность - свойство воспринимать объекты в разных условиях относительно постоянными (мама и при свете, и в темноте – мама).

- Осмысленность - свойство приписывать воспринимаемому объекту/ явлению определенный смысл и классифицировать в соответствии с личными знаниями и опытом - Структурность - свойство объединять ощущения в целостные простые структуры (группировать их): жара + яркий свет + запахи трав и цветов = лето.

Буква «А» = две линии, соединяющиеся верху, с поперечным пересечением их третьей:

 
 

- Целостность (отельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование) = мысленная «достройка» воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа:

- Предметность - отнесенность образа восприятия к соответствующим предметам или явлениям внешнего мира; адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам (образ Чикитки = в реальности Чикита, а не Брик).

- Обобщенность - восприятие отдельных объектов как части общего класса, объединяющего их по определённому признаку (боксёр – собака).

- Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, зависящая от направленности деятельности, потребностей и интересов. + Выделение объекта из фона (= выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям).

- Апперцепция – зависимость от опыта, знаний, интересов и установок личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.