Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы изучения познавательных процессов личности.






Познавательные процессы – 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления, 4) мышление, 5) память.

1. Подготовительный этап: предварительный сбор сведений и выдвижение гипотезы.

2. Собственно исследование: получение данных по данной гипотезе.

3. Обработка полученных данных: количественный и качественный анализ полученных данных, который даёт возможность выявить связи и закономерности.

4. Интерпретация результатов: объяснение данных на основе какой-либо психологической теории и подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

4 группы методов:

1. Организационные методысравнительный (сопоставление групп ипытуемых с целью найти сходства и различия), сравнительно-возрастной (сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же испытуемых на протяжении долгого времени) и комплексный (исследовательские программы с представителями разных наук..

2. Эмпирическиеметодынаблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

3. Методы обработки данныхколичественный (статистический) и качественный (расклад материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, исключений и пр.).

4. Интерпретационные методыгенетический (толкование полученного материала с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований; и структурный (установление «горизонтальных» структурных связей между всеми изученными характеристиками личности).

 

2. Ощущение: понятие и общая характеристика, виды, свойства

Ощущенияобъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

=Простейший психический процесс, чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. Сенсорный материал для построения психических образов. Есть и у животных, и у человека. Отражают отдельные свойства предметов и явлений. Итог – возникновение чувства.

Виды ощущений:

1) По виду раздражителя: зрительные (формы, цвета, расстояния), слуховые (речевые, музыкальные, шумы), вибрационные (колебания упругой среды), обонятельные (запахи), осязательные (давления, болевые, тактильные (прикосновения), тепла, холода), органичекие (голода, жажды, насыщения, болевые и половые ощущения), вкусовые (солёный, сладкий, горький и кислый вкусы), статические (положения тела); кинестезические (направление и скорость движения, расстояние),

2) По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные (на поверхности тела: зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные), интерорецептивные (внутренние, органические: голода, жажды, боли); проприорецептивные (в мышцах и сухожилиях: кинестезические и статические).

3) По наличию прямого контакта с раздражителем: дистантные («дальнего действия»: зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (ощущаемые при касании рецептора с раздражителем: вкусовые, осязательные);

Свойства ощущений: («ПеДИК»)

- Пространственная локализация (местоположение в пространстве),

- Длительность,

- Интенсивность (сила, высота и пр.),

- Качество (цвет, запах, температура, вкус и пр.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.