Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические основы изучения познавательных процессов личности.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Познавательные процессы – 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления, 4) мышление, 5) память. 1. Подготовительный этап: предварительный сбор сведений и выдвижение гипотезы. 2. Собственно исследование: получение данных по данной гипотезе. 3. Обработка полученных данных: количественный и качественный анализ полученных данных, который даёт возможность выявить связи и закономерности. 4. Интерпретация результатов: объяснение данных на основе какой-либо психологической теории и подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. 4 группы методов: 1. Организационные методы – сравнительный (сопоставление групп ипытуемых с целью найти сходства и различия), сравнительно-возрастной (сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же испытуемых на протяжении долгого времени) и комплексный (исследовательские программы с представителями разных наук.. 2. Эмпирическиеметоды – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы. 3. Методы обработки данных – количественный (статистический) и качественный (расклад материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, исключений и пр.). 4. Интерпретационные методы – генетический (толкование полученного материала с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований; и структурный (установление «горизонтальных» структурных связей между всеми изученными характеристиками личности).
2. Ощущение: понятие и общая характеристика, виды, свойства Ощущения – объективное отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. =Простейший психический процесс, чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. Сенсорный материал для построения психических образов. Есть и у животных, и у человека. Отражают отдельные свойства предметов и явлений. Итог – возникновение чувства. Виды ощущений: 1) По виду раздражителя: зрительные (формы, цвета, расстояния), слуховые (речевые, музыкальные, шумы), вибрационные (колебания упругой среды), обонятельные (запахи), осязательные (давления, болевые, тактильные (прикосновения), тепла, холода), органичекие (голода, жажды, насыщения, болевые и половые ощущения), вкусовые (солёный, сладкий, горький и кислый вкусы), статические (положения тела); кинестезические (направление и скорость движения, расстояние), 2) По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные (на поверхности тела: зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные), интерорецептивные (внутренние, органические: голода, жажды, боли); проприорецептивные (в мышцах и сухожилиях: кинестезические и статические). 3) По наличию прямого контакта с раздражителем: дистантные («дальнего действия»: зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (ощущаемые при касании рецептора с раздражителем: вкусовые, осязательные); Свойства ощущений: («ПеДИК») - Пространственная локализация (местоположение в пространстве), - Длительность, - Интенсивность (сила, высота и пр.), - Качество (цвет, запах, температура, вкус и пр.).
|