Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Многолетняя работа в отделении логоневрозов с заикающимися подростками и взрослыми позволяет мне и моим коллегам сделать определенные выводы






 

Многолетняя работа в отделении логоневрозов с заикающимися подростками и взрослыми позволяет мне и моим коллегам сделать определенные выводы. По общемировой статистике, лишь 30% пациентов преодолевают заикание полностью. На самом деле этот процент мог бы быть намного выше.

После курса интенсивной логотерапии практически 90% заикающихся добиваются положительных результатов, которые, к сожалению, оказываются неустойчивыми. Работа в аудитории, даже длительная, и несколько функциональных тренировок не способствуют автоматизации навыков темпо-ритмической организации речи, пока присутствует тревога за конечный результат. Для того чтобы навык слитной, плавной речи был автоматизирован, необходимо в течение долгого времени «сопровождать» пациента в сложных эмоционально и социально значимых ситуациях, помогать ему в преодолении психологических барьеров, страха речевого общения, в создании образа другого — уверенного в себе, самодостаточного человека; превратить Неудачника в Победителя.

Заикающийся должен знать, что он всегда может получить помощь и поддержку у специалиста в любой сложной ситуации. Значимость речевого общения для заикающихся чрезвычайно высока, отсюда тревожное состояние перед любым речевым актом. Ему подчас не хватает веры в свои силы и настойчивости в преодолении проблем; любая мелкая неудача повергает его в состояние дисфории или депрессии. Протянуть пациенту руку помощи, научить его подчинять разуму, воле свое физическое и эмоциональное состояние — вот главная задача специалиста.

С уверенностью могу сказать, что выработка образа спокойного, уверенного в себе человека, со свободной пластикой, грациозными движениями, способностью к зрительному контакту, с мягкой голосоподачей, умением управлять мышечным тонусом, способностью к релаксации, правильной темпо-ритмической организацией речи — всё это поможет повышению эффективности лечения заикания. И еще: в работе с заикающимися подростками и взрослыми, а также с их родными специалист должен быть честным до конца: нельзя обещать мгновенного полного избавления от заикания, но не рекомендуется создавать и отрицательную установку (как делают некоторые специалисты) — говорить, что заикание неустранимо и т.п.

С первых занятий речь пациента, благодаря использованию навыков темпо-ритмической организации речи свободна от заикания. Установка: «Я больше не заикаюсь» повторяется пациентом на каждом занятии, изо дня в день.

Логопед, который работает с заикающимся, подобен дирижеру большого оркестра, режиссеру, кропотливо работающему вместе с актером над созданием образа Победителя. Для активной мобилизации потенциальных резервов характера и личности специалисту необходимо добиться от пациента «переоценки ценностей», снятия «зажимов», психологических барьеров.

Долгие годы работали и работают с заикающимися подростками и взрослыми наши замечательные современники: В. М. Шкловский, Л. З. Андронова (Арутюнян), Ю. Б. Некрасова, Б. З. Драпкин, В. И. Селиверстов, Е. Ф. Рау, уникальный творческий коллектив ЦПРиН: Л. Г. Бондарева, В. И. Исагулиев, П. И. Исагулиев и многие другие специалисты. Все они — незаурядные, яркие, талантливые, самоотверженные люди, Мастера своего дела. Очень хочется, чтобы с каждым годом пополнялась армия таких специалистов, которые готовы прийти на помощь страдающим от этого недуга.

Хочу пожелать молодым специалистам учиться у корифеев, приобретать уверенность в своих профессиональных возможностях, испытывать постоянное желание помочь пациентам, страдающим заиканием, и творческого воплощения знаний и умений в процессе индивидуальных и групповых занятий!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абелева И. Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. — М., 1969.

2. Андронова Л. З., Лохов М. И. Использование методов дестабилизации устойчивого состояния в клинике и лечении заикания // Физиология человека. — М., 1983.

3. Андронова-Арутюнян Л. З., Жданова О. Д. Заикание как патологически измененное функциональное состояние // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

4. Асатиани Н. М. и др. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. — М., 1980.

5. Белоключевский Г. С. Из опыта работы коррекции заикания по методике Л. З.Андроновой-Арутюнян // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

6. Белякова Л. И., Лубенская А. И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся // Дефектология. 1975. Вып. 3.

7. Бехтерев В. М. Избранные произведения. — Л., 1954.

8. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. — М., 1977.

9. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.

10. Визель Т. Г. Ритм речи и его нарушения // XV съезд оториноларингологов России.1995. Т.2.

11. Визель Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений: сборник. — СПб, 1997.

12. Власова Н. А. Психотерапевтические моменты в логопедической работе с детьми, страдающими заиканием // Вопросы психотерапии. — М., 1983.

13. Вольперт И. Е. Психотерапия. — Л., 1972.

14. Герасимова А. С., Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.

15. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. — Я.-М., 1967.

16. Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 1970.

17. Драбкин Б. З. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. Т.З.

18. Ершов П. М. Технология актерского искусства. — М., 1992.

19. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

20. Жинкин Н. И. Механизмы заикания. — Харьков, 1959.

21. Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.

22. Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.

23. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: пер. с чешек. — М., 1962.

24. Иванов Е. С. Подростковый возраст и неврозы // В мире подростка / под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980.

25. Казаков В. Г. Клиническая характеристика больных затяжными формами заикания: Автореф. дис....канд. мед. наук. — М., 1973.

26. Калягин В. А., Киселева М. Н. Методика психологического тестирования заикающихся: Методические рекомендации. — СПб., 1992.

27. Калягин В. А. Результаты психологического тестирования взрослых больных с заиканием // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.

28. Карвасарский Б. Д. Неврозы // Руководство для врачей. — М., 1980.

29. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982.

30. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985.

31. Ковшиков В. А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения у больных с различными нервно-психическими расстройствами: Автореф. дис....канд. мед. наук. — Л., 1972.

32. Кочергина B. C. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых // Журнал невропат, и психиатр. 1971. Вып. 12.

33. Лавкай И. Ю. О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием // Дефектология. 1976. №2.

34. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

35. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

36. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.

37. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

38. Неткачев Г. Д. Новый психологический способ лечения заикания и его противники. — М., 1911.

39. Оганесян Е. В. Дифференцированные занятия с заикающимися подростками и взрослыми // дефектология. 1983. №3.

40. Осокин Б. К. О некоторых особенностях личности больных логоневрозами // Клинико-психологическое исследование личности (в связи с задачами профилактики, диагностики и лечения нервно-психических заболеваний): Материалы симпозиума, 16-17 декабря, 1971. — Л., 1971.

41. Покрасс М. Л. Социально-психологические проблемы заикающегося и логопеда // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

42. Pay Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родителям. — М., 1964.

43. Романенко O. K. Гештальттерапия. — М., 1994.

44. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979.

45. Сикорский И. А. О заикании. — Киев, 1889.

46. Станиславский К. С. Об искусстве театра: сб. работ. — М., 1982.

47. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. - М., 1934.

48. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1949.

49. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.

50. Фрешельс Э. Расстройства речи и голоса (косноязычие, заикание и т.д.) // Психогигиенические исследования: пер. с нем. — М., 1930. Т.2. Вып.1.

51. Хватцев М. Е. Заикание — недуг устраняемый. — Л., 1972.

52. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. Методические рекомендации. — М.: Институт общегуманитарных исследований (изд. В. Секачев), 2002.

53. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. От первого слова до первого класса. Книга для родителей. — М.: Институт общегуманитарных исследований (изд. В. Секачев), 2002.

54. Шкловский В. М. Заикание. — М., 1994.

55. Шкловский В. М., Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием. — М., 1985.

56. Bloodstein О. Communication attitudes of school — age stutters // J. of fluency disorders. 1993/

57. Finn P. Adults recovered from stuttering without formal treatment // J. of speech, language and hearing research. 1997. 40.

58. Fox Peter T. et al. A PET study of the neural systems of stuttering // Nature (Gr. Brit.) 1996. 382. N 6587.

59. Froeschless E. Stuttering and Psychotherapy // Folia phoniatr. 1953.3.1.

60. Gustman A. Das Stottern Rine Monographie fur Aerste Padagogen und Re-horden. — Frankfurt, 1898.

61. Ingham R., Cordes A. Identifing the Authoritative Judgement of Stuttering: Comparisons of Sell-Judgements and Observer Judgements // Y. of speech, language and hearing research. 1997. 40.

62. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults, Johnson W. (ed.) // Univ. of Minnesota Press. — Minneapolis, 1955.

63. Lee B. S. // J. Speech Hearing Dis. 1951. V.16.

64. Martin R., Haroldson S. Stuttering identification: standard definition and moment of stuttering // JSHR. 1981. V. 24. N 1.

65. Preus A. Cluttering upgraded // J. of fluency disorders. 1996. 21 (3/4).

66. Prins D., Vain V., Wampler S. Lexicalization in adults who stutter // J. of speech and hearing research. 1997. V. 40.

67. Van Riper С Stuttering // J. of fluency disorders. 1992. V. 17(1-2).

68. Vanryckeghem M., Brutten G. J. The speech-associated attitude of children who do and do not stutter and the differential effect of age // American J. of speech language pathology. 1997. V. 6.

69. Webster R. L. Evolution of a targetbased Behavioral therapy for stuttering // J. Fluency Dis. 1980. V. 5.

70. Williams D. J. Speech. Dis. 1957. V. 22.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.