Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ян Гус: ок. 1373-1415






Гус, вдохновленный трудами Уиклифа, разоблачал пороки Богемской католической церкви и общества. Он обвинил все духовенство, от приходского священника до папы, в коррупции. Он считал главой церкви не Петра, а Христа, а Библию - единственным законом жизни.

Главной задачей Гуса была нравственная реформа. Он призывал к моральному очищению духовенства и свободной проповеди Евангелия. Гус был осужден за свои убеждения и сожжен на костре 6 июля 1415 года.
Эразм: ок. 1469-1536

В 1499 г. в Англии, в Оксфорде, Эразм услышал лекцию Джона Колета, декана собора Св. Павла, о Послании к Римлянам. Это настолько его вдохновило, что он посвятил следующие 40 лет своей жизни исследованию Священного Писания и написал серию небольших и недорогих книжек для широкого пользования.

Эразм считал себя обычным человеком. Он жил на деньги от публикаций и настаивал, что между христианами и Священным Писанием не может быть посредников. Он хотел, чтобы Библия стала как можно доступнее, причем в переводах на национальные языки. Это была смелая позиция, так как еще примерно с 1080 г. духовенство совершенно запретило простым людям читать Библию - ни на латыни, ни в переводе. Попытки изучать Библию рассматривались как доказательство ереси и могли стоить жизни!
Заключение

В позиции ранних реформаторов очевидны определенные повторяющиеся темы. Они протестовали против коррупции духовенства, вплоть до папы; подвергали сомнению саму концепцию папства; требовали свободного доступа к Писанию для обычных людей и защищали свои права на службу и проповедь. Или, словами Латуретта, " донные волны, исходившие от рядовых христиан, должны были неизбежно привести к потопу". Он очищал римско-католическую церковь от некоторых худших ее нравственных злоупотреблений и выливался в " одну или другую ветвь того, что в целом называют протестантизмом".*

Но были ли те свежие ветры, что бушевали над церковью, достаточно сильны, чтобы вернуть идеалы, о которых мы ведем речь, туда, где они могли бы найти практическое применение?
(* Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, возникшее в период Реформации; это совокупность самостоятельных и разнообразных церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. П. разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и другие. Вместе с тем п. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению п., человек может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а благодаря личной вере в искупительную жертву Христа. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает посвящение на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство), так упраздняется церковная иерархия. П. упразднил многие таинства, оставив лишь крещение и причащение. Библия провозглашена единственным источником вероучения, ее изучение и толкование стало не грехом, как в католицизме, а первейшей обязанностью каждого верующего.)
От Реформации к пуританам: 1517-1628
Реформация не была, как некоторые могут подумать, единым движением. Это больше было похоже на ряд движений, которые развивались одновременно. Протестантская Реформация состояла из четырех первичных течений: лютеранского, реформатского, анабаптистского и англиканского. Католическая Реформация была реакцией на эти движения и по сути являлась контрреформацией. Как католическое, так и протестантское движения сходились в желании очистить церковь от коррупции и исправить ее ошибки.

В этом разделе мы попытаемся понять, как повлияла Реформация на понимание церковью ее ответственности перед неверующим миром и на ее представление о положении рядового верующего в церкви и вне ее. Каждое из протестантских движений несколько по-разному трактовало этот вопрос.
Лютеранство

Мартин Лютер (1483-1546) был первым выдающимся лидером протестантизма. Когда он был монахом, его осенило значение фразы в Послании к Римлянам, 1: 17: " Праведный верою жив будет". С того времени (примерно 1516) Лютер жил в благоговейном трепете перед прощением Бога и свободным даром спасения. Благодаря Лютеру " оправдание верою" стало главной истиной.

Выдача индульгенций римско-католической церковью основывалась на вере в то, что папа может приблизиться к обиталищу святых, чтобы попросить облегчить временные наказания за грех как живущим, так и душам в чистилище. Индульгенции очень хорошо расходились. Возможность наживаться на них приводила к коррупции духовенства. Таким образом, продажа индульгенций способствовала Реформации: она побудила Лютера 31 октября 1517 г. вывесить свои 95 тезисов на дверях Замковой церкви в Виттенберге, в Германии. Лютер " бросал перчатку", предлагая обсудить эту тему со всяким, кто примет вызов. Это событие принято считать началом Реформации.

Лютер был не согласен с идеей, что можно копить добрые дела с помощью паломничества, поста, покаяния и молитв святым. Он отвергал мнение о том, что папа, епископы, священники и монахи выше обычных людей. Он проповедовал, что все христиане - посвященные священники, а потому вправе судить, что правильно, а что нет в вопросах веры. Он полагал, что каждый христианин имеет право и обязанность толковать Священное Писание, - единственный авторитет для него.

В апреле 1521 г. Лютер защитил себя перед судебным советом церкви и императором. Учитывая законы того времени и зная, что случилось с Гусом при сходных обстоятельствах, удивляешься, как Лютеру удалось выжить, чтобы поведать об этом. " Один человек противопоставил свой разум и свою честность узаконенным институтам, которые были оплотом общества".

Лютер начал движение и впоследствии организовал его. Он рассматривал церковь как " объединение верующих в Христа на всей земле... они могут быть физически разделены тысячами миль, но тем не менее имеют право называться объединенными в духе, ибо каждый проповедует, верует, надеется, любит и живет так же, как и другой... И такое единство само по себе может быть поводом для образования церкви".

В защиту видимой церкви Лютер говорил: " Внешние признаки, по которым можно понять, где на земле находится церковь, - это крещение, святое причастие и Евангелие. Это не Рим или какое-либо иное место. Ибо там, где есть крещение и Евангелие, там, без сомнения, есть святые, даже если это просто младенцы в люльках".
Реформатские церкви*

Хотя реформатское движение внутри протестантизма появилось благодаря усилиям нескольких людей, больше всего для его формирования сделал Джон Кальвин (1509-1564). В двадцатишестилетнем возрасте Кальвин опубликовал в Швейцарии, в Базеле, первое издание своей книги " Наставление в христианской вере". Это, пожалуй, единственная наиболее влиятельная книга протестантской Реформации, потому что она давала ясное, четкое и современное представление о христианской вере. Кальвин пересматривал свою работу в течение всей своей жизни и четвертый вариант опубликовал в 1559 г.
(*Реформаты - приверженцы кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения. Вероучение р. основывается на Библии, трудах Д. Кальвина, особенно " Наставление в христианской вере" (1536), и различных кальвинистских " вероисповеданиях": " Бельгийское вероисповедание" (1561), " Гейдельбергский катехизис" (1562) и других. Богослужение р. состоит из проповеди, чтения Библии и пения псалмов. Отдельные общины р. избирают на определенный срок подотчетных им пасторов и пресвитеров. Служители нескольких соседних общин составляют пресвитерии, входящие в провинциальные и национальные синоды. Возглавляет церковь данной страны суперинтендант (епископ). Существует международная организация р. -" Всемирный альянс реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения", созданный в 1875 г.)
Обращаясь к теме церкви, Кальвин учил, что она не похожа ни на какое видимое учреждение, а включает всех избранных. Она невидима и известна только Господу. Что до видимых проявлений церкви, то он говорил, что она существует " везде, где мы видим Слово Божье, верно переданное и услышанное, и святые таинства, исполняемые в соответствии с установлениями Христа". Члены церкви включают " всех, кто своей верой, достойной жизнью и участием в таинствах прославляют того же Бога и Христа, как и мы".

Кальвин заботился о том, чтобы в церкви был порядок. Церковь, по его мнению, должна иметь судебные органы, полномочные бичевать пороки и отлучать от церкви своевольных прихожан. Он считал, что первоначально существовали апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя, и полагал, что Господь использовал первых трех в особых случаях, а пасторы и учителя были постоянно.

Кальвин придерживался точки зрения, заимствованной у Августина, о святом объединении, в котором церковь и государство сотрудничали бы друг с другом. Он пытался сделать Женеву образцом такого сотрудничества.
Анабаптисты

Движение анабаптистов существовало одновременно с лютеранством и кальвинизмом, но было радикальнее, чем любое из них. Его происхождение неясно. Оно, в отличие от лютеранства и реформатства, не было организовано несколькими сильными личностями. Вследствие этого из-за значительных расхождений во взглядах трудно суммировать, к чему сводилась вера анабаптистов.

Если говорить в общих чертах, то они считали своим образцом Священное Писание и особенно Новый Завет; хотели вернуться к примитивному христианству I века и стремились уйти от общества, искали совершенство в своих собственных общинах - вдали от испорченного мира; верили в церкви, состоящие из тех, кто испытал новое рождение; отвергали крещение младенцев и считали действительным только крещение в сознательном возрасте. К ним пристало это прозвище - анабаптист*, тот, кто крещен вторично.
(*Анабаптисты - (от греч. anabaptizo - вновь погружаю, т. е. крещу вторично) - приверженцы движения, возникшего в XVI в. в Швейцарии и Германии и развившегося в русле крестьянско-плебейского крыла Реформации, идеологом которого был Томас Мюнцер, один из вождей Крестьянской войны в Германии (1524-1526). А. настаивали на вторичном крещении в сознательном возрасте для создания свободной церкви, не признающей вмешательство государства в свои дела. Первое такое крещение взрослых состоялось в Цюрихе в 1525 г. А. называли себя братьями и сестрами в духе раннехристианских общин. Отрицая церковную иерархию, они выступали провозвестниками отделения церкви от государства и религиозной свободы личности. Основой вероучения считали Писание, ссылаясь на которое осуждали богатство, участие в государственной деятельности, воинскую службу. А. подвергались преследованиям. Решением германского рейхстага в 1529 принадлежность к а. каралась смертной казнью. Впоследствии а. объединились в общины, положившие начало протестантским объединениям - меннонитов, мельхиоритов, гуттерских братьев. В этих возникших на почве а. " свободных церквах" многие его первоначальные положения пересмотрены и изменены.)
Среди приверженцев анабаптизма некоторые считали, что в них ожили пророки. Некоторые отрицали божественность Христа. Многие были страстными миссионерами, пытавшимися не только обратить в свою веру христиан, но и нести Евангелие всему человечеству.

Анабаптистов преследовали со всех сторон: римско-католическая, лютеранская и реформатская церкви.
Англикане и пуритане

Англиканская Реформация в Англии, изначально поддержанная Генрихом VIII по политическим и личным мотивам, отличалась от других. Чтобы получить развод с Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн, Генрих VIII добился права управлять римско-католической церковью в Англии. " Указ о Главенстве", изданный в 1534 г., помог ему достичь этой цели. Указ объявлял короля " единственным верховным главой английской церкви на земле". В учении церкви существенных изменений не произошло. Некоторые изменения были внесены в определение церкви. Согласно вероучению англикан, " видимая церковь Христа есть объединение верующих, среди которых проповедуется истинное Слово Божье, должным образом приобщаются святых тайн по Христову закону и во всем следуют Ему".

Пуритане* - партия внутри англиканской церкви**, - хотели еще больших реформ. Их задачей было очистить церковь, привести ее в соответствие с Библией, ограничить число членов общины теми, кто продемонстрировал свою избранность, и установить автономию определенных конгрегации***.
(* Пуритане (от лат. purus - чистый) - английские кальвинисты, сторонники решительного осуществления идей Реформации в Англии XVI-XVII вв. и преобразования англиканской церкви в духе последовательного протестантизма. П. требовали упразднения церковной иерархии и введения священства всех верующих, отделения церкви от государства, ее удешевления, упрощения обрядности. П. сыграли заметную роль в подготовке и проведении Английской буржуазной революции XVII в.)

(**Англиканская церковь - государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в XVI в. Сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам а. ц. ближе к католической церкви, чем другие протестантские церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма почти не была реформирована. Сохранилась иерархия, напоминающая католическую. Главой а. ц. является король, который назначает епископов. Примас (первый по сану или по своим правам епископ) а. ц. - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. С 1867 а. ц., сохраняя свою самостоятельность, объединяются англиканским союзом церквей. А. ц. активно участвуют в экуменическом движении (движении за объединение христианских конфессий).)

(***Конгрегация - от лат. congregatio - объединение, община. В 1628 г. более 20 тысяч пуритан высадились в Новой Англии (англосаксонская колония в Северной Америке), чтобы там осуществить полную реформацию, которая, как они считали, не была еще проведена в Англии и Европе.))
Как продвигалось дело у пуритан?
Переселение пуритан началось в 1628 году и продолжалась 16 лет. Движущей силой этих опасных для жизни путешествий в одну сторону был завет пуритан с Богом и друг с другом -быть церковью и христианским обществом по модели, определенной ими. " Они видели свою судьбу в переселении, как дано Богом: " поручение идти в дикий мир", эксперимент в христианской жизни, основание " города на вершине горы".

Питер Маршалл и Дэвид Мануэль пишут о том, как строилась жизнь пуритан. Когда пуритане селились, " сначала создавалась церковь, а затем вокруг нее формировался город". Поэтому для них церковные и управленческие функции были неразделимы. Жизнь вращалась вокруг церкви.
" Воскресенье было первым днем недели, а не последним. Была утренняя служба, которая длилась три или четыре часа, после чего они собирались на легкий ланч и возращались на дневную проповедь, которая могла длиться еще три часа. Затем следовал воскресный обед - самый существенный прием пищи за неделю".
Пастор был главной личностью, обычно выпускник Оксфорда или Кембриджа. Наиболее образованный человек в общине, он был единственным источником как светских, так и религиозных знаний. Таким образом, он выполнял многие обязанности: и проповедовал, и преподавал. Он был как бы современным режиссером и ведущим ежедневных новостей.

Пуритане и первые американские поселенцы, придерживавшиеся других религиозных направлений, пилигримы, например, проявляли незаурядную духовную энергию. Личная святость и цельность были для них вопросом жизни и смерти. Они были людьми дисциплины и требовали друг от друга соблюдения установленных норм.

Что касается структуры церкви, первые поселенцы действительно отошли от духовной иерархии, типичной для Европы, заменив ее более подходящим для них конгрегационализмом*. Однако пастор и проповедь продолжали быть центром церковной жизни. Что-либо иное трудно даже представить, так как общество было преимущественно сельским, с высоким уровнем неграмотности.
(*Конгрегационализм - одно из течений кальвинизма, возникшее в Англии во второй половине XVI в. К. провозгласил принцип автономии местных церквей и общин (конгрегации), их независимость от каких-либо церковных организаций и авторитетов. Основатель первой конгрегации (1581) Р. Браун утверждал, что поместные церкви, имея право на самоуправление, должны быть независимы и от государства. Другой важный принцип к. - участие в управлении общиной всех членов: они принимают в общину и исключают из нее, избирают руководителей и служителей (пасторов, проповедников, дьяконов) и т. д. Толеранский акт (1689) предоставил конгрегационалистам право на легальное существование. В настоящее время они имеют последователей в США, Англии, Канаде. Австралии и др. странах.)
Мы в долгу у пуритан за тот вклад, который они внесли в основание нашей нации. Библейская религия тех первых американских поселенцев оказала значительное влияние на правовую, политическую и экономическую системы еще неоформившейся нации. Они помогли заложить нравственные основы, на которых воспитывалась нация.

Но наши проблемы и интересы не стояли у них на повестке дня.
Что произошло - что не произошло?
Чем больше размышляешь о Реформации и о достижениях тех, кто ее проводил, тем более невероятной она представляется. Одиночки, руководствуясь своими убеждениями, снова и снова бросали вызов мощным институтам, которые распоряжались их жизнью и смертью. Целые сообщества безвестных верующих подвергались гонениям, принимали муки и смерть, но не отказывались от своей веры. Определенно, этот столетний период нашей истории осенен знаком Святого Духа. Что произошло бы с церковью, если бы эти люди отказались от борьбы? Спорные вопросы, из-за которых они вступили в борьбу, были жизненно важны: праведность через веру, авторитет Писаний и свободный доступ к нему, священство верующих и необходимость нравственной чистоты и честности.

Но по-прежнему остаются актуальными вопросы: преуспела ли Реформация в восстановлении библейского представления о церкви как о сообществе Божьих людей, посланных в мир в качестве свидетелей? Восстановила ли она для верующего его место в служении? Ответы мы найдем в работе реформаторов над новым определением церкви.
Что такое церковь, по мнению деятелей Реформации?
В этой главе мы уже рассматривали некоторые определения церкви, данные реформаторами. После того как они отвергли систему папства, доктрина церкви распалась. До того момента папа был фактором, объединяющим церковь. Этому способствовала церковная иерархия. Реформаторы поставили перед собой задачу отделения церкви от папства. И тогда возник вопрос, как должна выглядеть церковь без папства? Большинство из реформаторов определяло церковь в двух измерениях: как универсальную невидимую церковь, включающую всех, кто истинно принадлежит Богу, и как ее видимое материальное воплощение.

Если мы сравним это двухмерное определение с многообразными проявлениями Божьих людей в Новом Завете, легко сделать вывод, что в работе реформаторов есть один большой пробел. Церковь, которую они описывают, по-видимому, стремилась к объединению больше, чем кто-либо еще. " Странствующие проявления" Божьих людей отсутствуют. И хотя обычные верующие приобрели свободный доступ к спасению и изучению Писаний, они не получили своей доли в служении.

Три из четырех протестантских движений, возникших в период Реформации, - лютеранство, реформатское пресвитерианство и англиканская церковь - превратились в государственные церкви. Лютеранская и реформатская пресвитерианская церкви в соответствующих странах стали во многих отношениях продолжением католической церкви. То же самое можно сказать об англиканской церкви. Каждая из них пыталась стать церковью всего общества. В некоторых странах они в этом преуспели. Люди входили в церковь младенцами с помощью крещения, и впоследствии все крестили своих детей.

Таким образом, в тех областях, которые нас интересуют, практически ничего не изменилось. Духовенство сохранило монополию на служение, а " неверующий мир" был приписан к церкви. Анабаптисты впадали в другую крайность: они были сторонниками отделения и избегали контакта с неверующим обществом.

Почему же в этот исторический период были упущены столь важные моменты? Я думаю, реформаторы не пытались понять, какую цель поставил Бог перед Своими людьми и какова природа их служения, потому что реформы всегда отвечают конкретным целям. Они происходят в контексте этих целей. Деятели Реформации занимались непосредственными проблемами, как они их понимали. Они, не задумываясь, изменяли карту в пользу Евангелия, но не обращались, да и не могли обратиться, к каждой проблеме.

Большинство проблем, оставшихся незатронутыми, - еще более ранние по происхождению, чем римско-католическая церковь. Они восходят к Отцам церкви! Реформаторы не заходили так далеко, чтобы подвергать сомнению прецеденты, созданные Отцами церкви. Отцы церкви были основоположниками разделения между духовенством и обычными людьми. Правда, протестантские реформаторы утверждали, что священство - для всех верующих, но они мало сделали для того, чтобы облегчить им восстановление в служении на том уровне, которое требуется по нашему тезису.

Глава 6
ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ
Наш исторический экскурс в поисках ответа на вопрос, как народ Божий исполнял свое служение среди неверующего мира, переносится в настоящее время. Как уже было рассмотрено в четвертой главе, даже для первого поколения христиан воплощение их идеалов в жизнь было делом очень деликатным, требующим добровольного взаимного подчинения Апостолов и старейшин, которые вели за собой народ Божий. В следующих столетиях свобода I века была утеряна и уступила место иерархической управленческой структуре. Появились две касты: духовенство и миряне - и исключительная роль в служении принадлежала духовенству. Что касается заблудших душ, то они присоединялись к церкви посредством принудительного крещения.

Протестантская Реформация по-настоящему не приняла во внимание эту ситуацию. Она подтвердила ту истину, что Дух Святой постоянно пребывает в верующей душе и наделяет ее дарами для служения, - священство каждого верующего. Но, как отмечает Ховард Шнайдер, " сегодня, четыре столетия спустя после Реформации, полный смысл этого протестантского утверждения требует тщательного изучения". Разделение между духовенством и мирянами все еще остается. Шнайдер продолжает: " Так как мы неоднократно читаем об этом разделении в Библии, это стало для нас величайшим препятствием в библейском понимании церкви. Необходимы некоторые фундаментальные изменения в понимании этого вопроса".
В тени прошлого
Америка XVII века была аграрной страной, центром жизни которой являлась община. Церковь и городская ратуша были в таких тесных взаимоотношениях, которые сейчас трудно себе представить. Церковь полагалась только на проповедь и святилище, как на первичные формы служения. Это помогало людям. Однако сейчас, в конце XX столетия, ситуация невероятно изменилась. Мы оказались урбанизированным, * замкнутым обществом, где церковь и государство все больше отдаляются друг от друга и где библейское и популярное мышление все более не соответствуют друг другу. Прошли те дни, когда мы могли ожидать, что мир сам придет к нам. Однако мы еще ждем. Фактически всю свою энергию мы тратим на то, чтобы убедить мир прийти к нам.
(*Урбанизация [лат. urbanus - городской] - 1) процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах; 2) распространение черт и особенностей, свойственных городу. Напр., у. сельской жизни.)
Несколько месяцев назад вместе с небольшой группой церковных лидеров я участвовал в форуме по достижению людей вне церкви. Пропустив первый день форума, я присоединился к группе, когда шло обсуждение церковных стоянок для автомашин. Кто-то объяснял, как определить, какие автомобили никогда раньше не появлялись возле церкви. Далее началось обсуждение вопроса о соотношении между увеличением числа автомашин на стоянке и ростом церкви. Один из участников рассказал нам о церкви, члены которой рисовали фрески на стенах стоянки, чтобы привлечь внимание людей.

Во время перерыва я попросил одного из моих друзей рассказать, о чем шла речь в первый день. Оказалось, что центром всех дискуссий был вопрос о том, что может сделать церковь, чтобы привлечь людей. Очевидно, стоянки для автомобилей находились так же далеко от развития церкви, как и наши дискуссии от сути проблемы. Мне стало ясно, что я и группа имели разные предпосылки по этому вопросу. Они предполагали, что, имея правильный подход, можно привлечь людей извне к церковной программе. Многие из присутствовавших на семинаре были пасторами и представляли церкви, насчитывающие более тысячи членов. На этом факте и основывались их предположения. Мое предположение, напротив, состоит в том, что, пока мы привлекаем некоторых, все остальные остаются вне церкви. Люди могут быть привлечены в церковь тем, что она предлагает, но проблема в том, кто эти люди? Подавляющее большинство - это те, которые ходят из церкви в церковь в поисках такой, где бы им было интереснее. Такое явление вообще нельзя назвать ростом церкви. Это просто перетасовывание все той же колоды карт.

Конечно, некоторые внецерковные люди могут быть привлечены в церковь. Сегодня в нашей стране есть такие очень обнадеживающие примеры. Но я убежден, что таких примеров всегда было относительно немного. Основной поток внецерковного американского общества, унесенный модернистским течением, которое рассматривалось нами в этой книге, не может прорваться и прийти к нам. Так что же тогда будет с ними? Наше настойчивое " идите к нам" говорит о том, что мы действительно верим в то, что люди, отказывающиеся войти в дверь церкви, навсегда потеряны для Христа.
От " батюшки" и " матушки" к демографическим анализам
Свою учебу в колледже я оплачивал, работая в мясной лавке. Работал я за прилавком небольшого магазинчика в деловой части Миннеаполиса. Мы делили наше помещение вместе с небольшой овощной лавкой. Был конец пятидесятых. В мои обязанности входил и бухгалтерский учет в конце каждого дня. В течение четырех лет моей работы в магазине я заметил, что объем продаж сократился в три раза. Объяснение было довольно простым - стали открываться огромные магазины-супермаркеты в окрестностях города. Мы не могли сравниться с их сервисом: вы приезжаете на машине один раз в неделю только в один магазин и покупаете все, что вам необходимо на целую неделю. И, кроме того, - неограниченное пространство для парковки машин. Каждый раз, когда открывался очередной супермаркет, наши продажи снижались в несколько раз. Такие магазинчики устарели, и, в конце концов, мы вышли из игры.

Дела в церкви не сильно отличались от ситуации в экономике. " Батюшка" проповедовал, " матушка" играла на фортепиано и одновременно руководила хором. Миссис Хансон пела пронзительным сопрано, а мистер Феррис не был способен взять правильно ни одной ноты, но мы смотрели на это сквозь пальцы. Проповеди испытывали терпение каждого присутствующего, но зато у нас было что обсудить за воскресным обедом под жаркое и жареный картофель. Была атмосфера доброй терпимости, но мысли о том, чтобы поискать что-то более интересное, редко получали серьезное продолжение. Такова была наша церковь: сопрано... и все остальное.

Революция 1960-х явилась ударом для церкви, так же, как и для любого другого института нашего общества. Проповеди " батюшки" и наш фальшивый хор естественно не могли достичь мира. Они не могли достичь и нас. Молодые христиане, которые хотели большего, стали объединяться в так называемые парацерковные* группы. И для этого суматошного поколения время оказалось очень урожайным. Помню, наблюдая, как ослабевали местные церкви, я думал, может ли какой-нибудь ураган опять их возродить? Для парацерковных групп не имели значение методы. Они выходили в университетские городки, на военные базы и даже на улицы. Можно делать все неправильно, но no-крайней мере находить отклик. К концу десятилетия благодаря этим усилиям стали заполняться семинарии.
(*Пара...[от греч. para - возле, при, вне] - первая составная часть сложных слов, обозначающая нахождение рядом, а также отклонение от чего-либо, нарушение чего-либо.)
В семидесятых годах в судьбе церкви произошел новый поворот. В середине десятилетия многие члены парацерковных групп окончили семинарии и приобрели некоторый опыт в руководстве церковью, теперь они знали, чего хотят. Работа на улицах и в университетских городках расширила их видение. Многие из них имели новаторское мышление, были одаренными и в этом смысле имели некоторое превосходство над остальными. Семидесятые годы увидели возникновение суперцерквей.

В восьмидесятых появилась новая модель преуспевающей церкви. Она была названа - " предпринимательской". Это тоже отражение нашего времени.

Причину возникновения такой церкви описывает Джордж Варна: " Вопрос очевиден - церковь не достигает жизней и сердец людей. Основываясь на тщательном изучении деятельности американских церквей, я считаю, что главная проблема церкви в ее неспособности воспользоваться маркетинговой* ориентацией в окружении, которое определяется маркетингом".
(* Маркетинг - комплексный подход к управлению производством и реализацией продукции, ориентированный на учет требований рынка и активное воздействие на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.)
Этой модели требуется спектр специальных служений. Как пишет Лейт Андерсен, " все больше и больше американцев выбирают церкви с полным набором служений, которые могут предложить качество и разнообразие в музыке, в насыщенных молодежных программах, в разнообразных возможностях образования, в профессиональных консультантах, в группах поддержки, в служении для одиноких, различных воскресных службах, в работе с детьми и... других служениях и программах". Очевидно, что только большая организация в состоянии все это обеспечить. Я слышал, что эти церкви описывались как " места для духовных покупок", объединяющие множество специальных служений под одной крышей.

Предпринимательская церковь внесла новую лексику во встречи руководства. Проводятся дискуссии по следующим вопросам: " Кто является клиентом? ", " Изучение спроса", " Результаты затрат". Нет ничего неясного при определении успеха в этой модели. Здесь мыслят категориями достигнутых конкретных результатов, оперируя количественными терминами. Результат оценивается в цифрах.

Петер Дрюкер, американский специалист в области менеджмента, ** использует церковь для иллюстрации основного принципа маркетинга: продукция должна продаваться всем потенциальным, а не только своим клиентам. Успешное использование этого принципа он иллюстрирует на примере " пасторских" церквей, которые научились использовать демографические изменения. " Традиционные церкви и синагоги в США в течение последних сорока лет неуклонно теряют своих членов, - пишет он. -
[Людям] надоели традиционные церкви и они просто перестали их посещать... [Лидеры новых] " пасторских" церквей увидели в них " потенциальных клиентов". Они выяснили, в чем эти люди нуждаются и что они хотели бы видеть в церкви. В результате они сосредоточили свое внимание на индивидуальных духовных нуждах, а также на желании человека иметь свободно выбранное, но близкое общение с другими. Они стараются удовлетворить желание молодых людей участвовать в работе церкви и занимать ответственные места в ее руководстве.

Пятнадцать лет назад таких церквей было немного, и они были очень малочисленны. Сегодня мы имеем около 20 тысяч больших, " пасторских" церквей, в каждой из которых от 2.000 членов и более, из них пять тысяч имеют от четырех до пяти тысяч членов".
(**Менеджмент - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности.)
Главная идея Дрюкера состоит в том, что " потенциальные клиенты" составляют некую критическую массу, к которой нужен особый маркетинговый подход.

Хотя эти церкви-мамонты имеют успех, очень малый процент американских церквей пользуется подобной моделью. Как заметил Лейт Андерсен, " в США насчитывается 375.000 церквей, большая часть из которых малочисленна. На воскресных утренних служениях в половине этих церквей присутствует 75 членов или даже меньше. Многие из этих церквей удивительно устойчивы и неразрушимы. Вероятно, они продолжали бы свои встречи, даже если бы умер пастор, сгорело здание и опустела сокровищница. Они спаяны нерушимыми семейными традициями". Итак, большие церкви - это еще не все, но устойчивая тенденция к укрупнению сохраняется.
Как к этому относиться
Кто говорит, что это не помогает привлекать людей в церковь? Можно подумать, что мы хотим каких-то необыкновенных результатов, каких никогда ранее не было. Но наша оценка этих вещей зависит от того, что мы ищем. Она зависит от того, на какой вопрос мы пытаемся ответить.

Если мы исследуем реакцию церкви на демографические и социальные изменения в обществе, другими словами, пытаемся понять, удается ли ей удержать свою паству, то у нас имеется достаточно оснований для ободрения. Церкви удается сохранить своих людей и многих из тех, которые вот-вот могли бы сбиться с пути. Это не такое уж маловажное достижение при столь огромном давлении, которое оказывает наше плюралистическое общество на христианскую общину.

В начале этой книги описаны те факторы, которые привели к большим изменениям в обществе и, что неизбежно, - в церкви. Мы увидели, как трудно стало сохранять семейные связи и как трудно стало семье экономически. Темп жизни увеличился. Мобильность стала образом жизни и проникла во все жизненные сферы. Мы с готовностью передвигаемся из города в город, из дома в дом, с работы на работу и часто из семьи в семью.

Было время, когда церковь была для верующего человека хорошим или плохим, но постоянным домом. Теперь же многие присоединяются к церкви на какой-то короткий период жизни, а затем по мере изменения интересов и потребностей без проблем переходят в другую.6 Если эта мобильность действительно является культурной особенностью, то перед лидерами церквей стоят две возможности: начать бороться с этим явлением и проиграть; или попытаться понять его и найти возможность использовать.

Мы уже описали те усилия, которые прилагает церковь, чтобы достичь этого общества. В чем она действительно преуспела - ей удалось сохранить своих членов. Ей также удалось привести обратно некоторых из тех, которые перестали проявлять активность и начали отходить от церкви. Это немалое достижение. Отчасти ей удалось это благодаря урокам маркетинга. Церковь достаточно хорошо их изучила, если Дрюкер использует ее в качестве хорошего примера, показывая, как в промышленности нужно отвечать на вызов времени!

Но в действительности, используя все эти новшества, нам удалось только сохранить то, что у нас уже было. Остальная часть общества не читает наших объявлений. Мы не мобилизовали себя на то, чтобы проявить инициативу и идти в мир.

Прежде чем мы продолжим изучение сути этой инициативы, приведу некоторые наблюдения по вышеизложенной проблеме.
Скрытая сторона вопроса
На протяжении всей истории управленческая структура церкви строилась по модели системы управления в обществе. Это правило сохранилось и сегодня. Отцы церкви видели церковь как царство и следовали модели империи. Для того времени это казалось хорошей идеей и она " работала". Но мы увидели и горькие плоды этого подражания. В Соединенных Штатах доминирующей моделью является бизнес. Понятия о демократии также нашли отражение в наших церквях, но, как мы уже видели, наибольшее влияние оказывает бизнес.

Сторонники этой тенденции доказывают, что церковь - это бизнес и ее следует рассматривать именно с этой точки зрения. Верно, деятельность церкви включает в себя и экономическую сторону. Так установлено с того времени, которое описано в шестой главе книги Деяний Апостолов. Но эта сторона жизни церкви не может быть определяющим фактором. Интересно заметить, что в Новом Завете использовано множество метафор при описании церкви: тело, невеста, строение, семья, поле, стадо, дом и храм. Я думаю, что Дух Божий сделал это для того, чтобы мы не замыкались на какой-то одной модели. Я очень опасаюсь, что американская церковь выбрала небиблейскую модель, и это может принести горькие плоды.

Ричард Хальверсон пишет об этом так: " Существует большое различие в том, как человек понимает церковь. Понимание ее как организации требует одних действий... понимание ее как организма - совершенно других. Когда преобладает организационный аспект - численность церкви, здание и бюджет имеют решающее значение... это можно подсчитать. Когда мы имеем в виду органическую природу церкви, то на первый план выходят образ жизни, позиции, взаимоотношения - и это уже не поддается исчислению".
Количественное мышление

Когда мы пользуемся деловой моделью, мы вынуждены определять успех в цифрах. Мы мыслим категориями прибыли: что мы получаем за наши деньги, за наши усилия?

Но можно ли измерить количество дрожжей в готовом тесте или рост горчичного зерна? Как можно вычислить рост семени, посаженном на поле? Как мы определим качество духовного служения? Как мы оценим время, проведенное в молитве? Настоящие духовные результаты невозможно контролировать, часто мы даже не видим их и, конечно, не в состоянии объяснить, как это происходит. Мы не только не сможем измерить служение количественно, мы извратим представление о нем, если попытаемся это сделать.

Недавно я консультировал руководителей одной организации, которая работала с трудными детьми. Через несколько месяцев у меня были выработаны определенные рекомендации. Почувствовав некоторое сопротивление новым идеям, я понял, в чем дело. Они оценивали свою деятельность в количественных категориях. Итоги, когда вы считаете каждое " брыкание ребенка", выглядят неплохо. То, что рекомендовали мы, изменило бы результаты этого служения, но они больше не смогли бы представить такие же ясные и впечатляющие отчеты.

Количественная оценка деятельности в конце концов приводит к манипуляциям. Это может иметь хорошее начало, но, когда наступает кризис, появляется искушение воздействовать на людей, чтобы навязать им свое мнение об успехе. Когда это происходит, дело принимает иной оборот. Люди, ради которых осуществляется служение, становятся для лидеров средством для достижения их целей, потому что они являются просто показателем успеха в этом " бизнесе".

Я мог бы привести массу примеров, чтобы подтвердить это. Какое-то время и моя организация тоже шла по этому пути. Наши люди стали делать только то, что можно было измерить и подо что они могли получить кредит. Они пренебрегли тем неуловимым, что только и должно быть душой служения.
Конкуренция

У деловой модели есть еще одна отрицательная черта - конкуренция. Конкуренция хороша в бизнесе, и спорт ничто без нее, но она уродует Тело Христа.

Не так давно я встретил одного моего приятеля и спросил, как идут дела в его церкви. Я знал, что у них произошла смена руководства, а также были некоторые другие дестабилизирующие обстоятельства. Он ответил: " Дела у нас идут нормально, но очень туго. Городские власти не разрешили нам расшириться на нашем участке, а в городе есть другие церкви, у которых более грандиозные проекты по строительству. Сегодня в этих церквях кипит жизнь. Наша церковь была впереди в конце 70-х -начале 80-х годов, а теперь мы в тени. Интерьер церкви устарел и требует замены. Это стоит денег. Трудно конкурировать. Я понимаю, что это звучит ужасно, но так обстоят дела сегодня".
Действительно, ужасно, но, если мы берем за основу модель бизнеса, это неизбежно. Когда успех измеряется посещениями, бюджетами и зданиями, то в этой ситуации любая община очень скоро увидит себя конкурирующей с другими общинами города. Как это несовместимо с тем, что говорит Писание о Теле! Как могут люди испытывать удовлетворение от того, что в церковь влились 100 новых членов, когда 87 из них пришли из церкви в двух милях отсюда, в которой дела идут неважно? Апостол Павел пишет: " Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены" (1 Кор. 12: 26). Мы призваны ничего не делать " по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию", почитать " один другого высшим себя" (Флп. 2: 3).
Итак, мы имеем дело с мобильным обществом. Поэтому то, что происходит в 9.30 или в 11.00 воскресным утром в церкви, не всегда означает, что так было и несколько лет назад. Зачастую быстрый наплыв нескольких сотен человек воспринимается как стабильный рост церкви, делается вывод, что пришло время строить, на это тратятся миллионы, а некоторое время спустя фортуна отворачивается, и стадо уходит. Исполненный веры остаток проводит следующие годы в поддержании вида. Лайл Шаллер, консультант по вопросам церкви, сказала: " Многие из общин деморализованы, потому что для них задача номер один состоит в том, чтобы прокормить белого слона".8 Время ярких событий прошло. Пассивное участие воспитывает посредственную личность. Нам следует быть бдительными, чтобы устоять против тенденций, или ценностей, которые присущи " деловой модели". Необходимо позаботиться о том, чтобы заменить эти ценности, рожденные прагматизмом, ценностями, рожденными от Слова Божьего Святым Духом.
Возвращение нашей мобильности
Итак, наше представление об успехах церкви, зависит от вопросов, на которые мы отвечаем. Если смотреть на себя с точки зрения перспективы, то можно сказать, что почти ничего не изменилось. Мы по-прежнему работаем по тому же образцу, как и в те времена, когда наше общество было аграрным и к тому же неграмотным. Хотя сегодня общество стало урбанизированным и грамотным и хотя основная часть внецерковных людей в вопросах философии ушла далеко от церкви, наш принцип остается прежним: придите и послушайте. По форме - в центре служения остается проповедь и святилище. В результате мы продолжаем собирать людей, которые сами хотят сделать первый шаг, и продолжаем терять остальных.
Недавно я провел несколько часов с группой христиан, учащихся средней школы. Мы обсуждали их неудачную попытку привлечь в церковь одноклассников. Они столкнулись с трудной ситуацией. Мы говорили об основных проблемах школьного мира: наркотики, алкоголь, секс, насилие и самоубийства. Они оказались в затруднительном положении, так как не существует внушающего доверия окружения, где откликнувшиеся на призыв Христа, могли бы найти помощь. Их неверующим друзьям нужно было место, посещая которое, они не потеряли бы уважение таких же, как они. Некоторые из христиан пытались сделать то единственное, что они знали, - пригласить своих друзей в церковную молодежную группу. Но результат был практически везде одинаков: совершенно не вписываясь, их друзья исчезали навсегда.
В конце концов, один из студентов в отчаянии произнес: " Давайте посмотрим правде в лицо. В этой стране, чтобы попасть на небо, вы должны быть белым, англосаксом, среднего класса и протестантом". Конечно, он преувеличил, но в этом что-то есть. Настал наш черед. Если мы хотим привести американцев, которые вне церкви, нам надо взять инициативу в свои руки и встретиться на их территории. Почему нам так трудно это понять?
Незавершенная Реформация
Одна из наших основных проблем состоит в том, что реформаторы, как мы видели, оставили нам в наследство определение церкви, которое в основе своей двухмерно. Они охарактеризовали церковь как всемирную, а также дали определение поместной церкви. И это все. Печально, но в нашей экклесиологии* не говорится о том, как идти к потерянным, как жить, подобно Христу, среди них и как явить им Христа. Верующие не проявляют ни малейшего стремления к тому, чтобы занять свое место в этом служении. Церковь, пришедшая из времен Реформации, не имеет никаких понятий о том, как верующим войти в светское общество, и никакого видения о работе народа Божьего в этом окружении.
(*Экклесиология - раздел богословия, в котором содержится набор аргументов о святости, соборности, непогрешимости и апостольской верности церкви и ее решающей роли в деле спасения верующих.)
Подготовка верующего для служения

Верующий занимает стратегическое положение. Он находится в гуще событий, в самом центре происходящего и может использовать возможность послужить людям в нужный момент. Именно с помощью верующего мы сможем понять наше общество.

Основная обязанность руководства в данном случае - работать с такими верующими, подготавливая их к служению. Они нуждаются в средствах, навыках и постоянной поддержке. Им необходима свобода и уверенность во время исполнения своих функций в Теле и среди своих неверующих друзей. Есть только одна проблема. Лидеры не знают, как это делать. Это подводит нас к вопросу о восстановлении нашей способности " передвигаться".
" Двигательные" функции Тела

Тело не совершенно, если не используются двигательные функции. В Послании к Ефесянам, 4: 11-12, написано: " И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова". Если мы не используем эти дары в полной мере, то Тело не работает должным образом. Есть вещи, которые пастор-учитель не может исполнить. Таким образом, миряне несут урон, так как необходимое снаряжение им недоступно.

Мобильные, двигательные части Тела предназначены не только для миссий в других странах, как мы можем подумать. Это никогда не сможет полностью удовлетворить стремление церкви к великому видению и служению. Необходимо использовать все функции, чтобы поддержать нужды тех верующих, которые хотели бы начать это делать на своем собственном поле. Эти мобильные люди также нуждаются в руководстве при " засевании" новых семян в труднодоступных местах нашего собственного общества.

Реформация положила начало. Она принесла ту свободу, которой мы пользуемся сегодня. Она возвратила нам нашу Библию. Но, думаю, и сами реформаторы не хотели бы, чтобы мы остановились на этом. Наша задача - продолжить движение, возрождая многофункциональное назначение народа Божьего, как это описано в Новом Завете.
Голоса лидеров
По-видимому, Дух Божий заставляет и некоторых людей церкви задуматься над тем же вопросом, который я поднял в своей книге. Например, Роберт Е. Слокум в книге " Расширяй свое служение" пишет: " Церкви необходимо сосредоточить свое внимание на децентрализованных группах подготовленных прихожан, рассматривая их как церковь в мире, а не концентрировать всю свою активность на воскресном служении". Он также говорит: " Я убежден, что в скором времени большие общины нашего высокотехнического века не будут оцениваться по своей численности, по показателям роста и количеству духовных " звезд" на их небосклоне. Они станут центрами для служения тем мужчинам и женщинам, которые услышали призыв Христа и ответили на этот призыв, решив покорить свою высоту".

Другая небольшая, но известная книга, в которой исследуется тот же вопрос, " Любовь, принятие и прощение", написана Джерри Куком, Он пишет следующее: " Труд пастора состоит не в том, чтобы удовлетворять нужды каждого... Пастор обязан быть содействующим, помощником... Необходимы две вещи: люди должны быть подготовлены, чтобы использовать собственные дары в служении; церковь должна предоставить верующим право служить людям в трудных ситуациях в самых различных местах". Он отмечает, что когда речь идет о концепции церкви, то в большинстве случаев подчеркиваются " видимые вещи: организация, программа и продвижение... Цели... определяются в цифрах: количество посещающих, бюджет, оборудование... [Поэтому] если вы собираетесь выполнить великое дело для Бога и оно если будет выполняться внутри здания, то вам потребуется очень большое здание". И, естественно, - большой, хорошо подготовленный штат.
Заключение
Итак, нововведения и изменения, происходящие в церкви, находятся в зависимости от нашего исторического подхода. Нам еще нужно выяснить, на каких предположениях основывается этот подход. Я думаю, что время для этого уже настало, но это надо делать очень осторожно, с большим смирением перед Богом и друг другом. Мы должны начать с правильно поставленных вопросов.

Чаще всего задается вопрос: " Каким образом мы можем увеличить численность церкви? " Этот вопрос показывает наш прагматизм. " Хорошо" то, что " работает". Необходимо поставить другой вопрос: " Что говорит Писание о служении? " Тревожит то, что редко найдешь людей, которые пытаются понять современность и роль Божьего народа в этих условиях в контексте библейской истины. Мы можем это сделать - у нас есть люди, свобода и средства. И это не так уж сложно.

Наши церкви богаты одаренными Божьими людьми, которые жаждут посвятить свою жизнь Христу и исполнению Его воли. У нас много одаренных учителей, пасторов и администраторов, которые хорошо делают свое дело и обладают большими познаниями в Писании. Многие из них, как штатные сотрудники, так и простые члены церкви, живут со смутным чувством неудовлетворенности своим христианским опытом. Некоторые из них пытаются жить в двух мирах: они продолжают свою церковную деятельность и одновременно благовествуют в своем окружении, испытывая при этом давление с обеих сторон. Другие убеждают себя ничего не менять, так как не видят никаких реальных альтернатив. Третья категория верующих просто исчезает из поля зрения, и таковых становится все больше.

Но факт остается фактом - среди народа Божьего сегодня очень много духовно зрелых, готовых к служению верующих.

Другое ценное качество, которое есть сегодня в церкви, -это свобода. Прошли времена постоянного давления на церковь, когда от нее требовали подчиненности. Сегодня мы имеем полную свободу мыслить, спрашивать и изменять. Действительно, некоторые из нас еще должны осознать, что дверь тюрьмы открыта, но свобода уже есть. Свидетельством этого являются многие захватывающие новаторские эксперименты.

Финансовые возможности у нас также имеются. Журнал " Форчен" сообщает: " Если бы религия США была компанией, то со своим 500 миллионным годовым доходом, она стояла бы под номером 5 в списке крупных компаний после Ай-Би-Эм, но перед " Дженерал Электрик". Церковные земли и здания оцениваются во многие миллионы... и сюда еще не включена добровольная работа верующих, которую в худшем случае можно оценить в 75 миллионов долларов ежегодно".

Божий народ сегодня одарен и богат и имеет неограниченные возможности. Все это возлагает на него огромную ответственность перед Богом! Как же распределить эту ответственность так, чтобы быть в том месте, где мы должны быть, чтобы делать то, что мы должны делать, и в то же время укреплять и утверждать то, что полезно для церкви и для нас? В остальной части книги будут рассмотрены пути достижения этого идеала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.