Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф № 28. Западные этика, мораль и общественные нравы — образец для подражания







Пояснение мифа: поскольку Запад идёт по магистральному пути развития, этика и мораль западного общества являются образцом для подражания. Нам, русским нужно усилено учиться у Запада, как жить правильно, но мало шансов, что когда-нибудь научимся.

«То, чего жаждет твоя душа, о человек, возьми и заплати положенную цену», — сказал американский философ Ральф Эмерсон, идейный вдохновитель либералов конца XIX века.[309]

Сам Эмерсон прожил достойную жизнь, верил в силу разума и считал, что человеческая душа должна жаждать свободного развития и труда.

В современном обществе потребления эту мысль вспоминают, как правило, в контексте получения удовольствий — нет моральных запретов, а есть только цена вопроса.

Голландия. Страна тюльпанов первая в Европе подала пример установления официального прейскуранта на «запретные плоды».

««Посмотрите на голландскую модель!» Эта фраза стала своеобразной мантрой для защитников либерализации законов, касающихся наркотиков, в Европе и США. Голландцы, сторонники либерализации, считают, что поступают правильно, узаконив, c определёнными ограничениями, торговлю наркотическими веществами в их знаменитых кафе и проводя мягкую политику в отношении всех форм употреблений наркотиков и связанных с ними правонарушений, базирующуюся на принципе «уменьшения зла».

Как же изменилась ситуация за это время?

Первое и наиболее очевидное — это то, что Голландия (по словам старших таможенных чинов и офицеров полиции Великобритании, Франции и Бельгии) стала «наркостолицей Западной Европы» — и не только мягких наркотиков, легализованных голландским парламентом, но и сильнодействующих, таких так героин, кокаин, а теперь и экстази.

Каковы же последствия данной политики для самих голландцев?

«Наша либеральная политика в отношении наркотиков полностью провалилась, но её сторонники настолько привыкли считать себя правыми, что не допускают и мысли о пересмотре своих взглядов, — говорит Др. Франц Коопман, директор наркологического реабилитационного центра «De Hoop» («Надежда») в Дордехте, ярый оппонент официальной голландской политики в отношении наркотиков.

Прежде всего, мы свели потребление конопли к абсолютно банальному явлению. Мы приучили наших детей к мысли, что курить её — самое обычное дело. А от этого легко сделать следующий шаг к признанию того, что употребление веществ, затуманивающих сознание, типа экстази, тоже является нормой.

Именно такой ход мыслей стоит за небывалым ростом потребления синтетических наркотиков, наблюдаемым в последние 3 года, что является серьёзной опасностью для этой страны, как, впрочем, и для остальных стран Европы».[310]

«Коготок увяз — всей птичке пропасть». От легализации наркотиков легко сделать следующий шаг к… В СССР сказали бы вежливо — «к моральнобытовому разложению».

Так, например, инцест в Голландии не является преступлением с 1991 года.

Голландия вошла в историю как первая европейская страна в новейшей истории, где легализованы однополые браки (2001 г.)

Многие парламентарии стран Евросоюза видят в «передовой» Голландии пример для собственных стран. Вот, например, в Италии и Швейцарии в парламент внесены законопроекты, отменяющие уголовную ответственность за инцест.

Италия. По мнению женщины-сенатора от Радикальной партии Италии Донателлы Поретти, одной из разработчиц нового закона, отменяющего уголовную ответственность за инцест, в Италии до сих пор смешиваются определения греха и преступления. Это, как считает она, наследие прошлых столетий, когда нормы поведения и законы создавались католической церковью.

По её словам, нынешнее законодательство в любом случае защищает лишь общественную мораль, рассматривая инцест не как преступление против личности. Следует отметить, что до 1996 года в Италии изнасилование также считалось преступлением не против личности, а против общества. [311]

Швейцария. Швейцарское правительство (Федеральный совет) хочет сделать инцест ненаказуемым. Согласно новому законопроекту уголовного закона, половая связь между матерью и сыном, при обоюдном согласии сторон, отныне не должна быть наказуема.

Швейцарское правительство намеревается вычеркнуть из уголовного кодекса инцест в качестве состава преступления на том основании, что таковое требование закона на сегодняшний день имеет лишь второстепенное значение, как объясняется в пояснении к пересмотру закона.

Декриминализация коснётся лишь половой связи между близкими кровными родственниками (кровные родственники по прямой линии, братья и сёстры) при обоюдном согласии сторон.[312]

Слово «лишь» звучит в данном контексте как издёвка. И всё это, несмотря на вялые, но всё же протесты со стороны Христианско-демократической партии (название-то какое!) и Евангелистской народной партии.

Австрия. Недавно в широко известном «Австрийском врачебном журнале», который получают все врачи страны, вышла объёмная статья, посвящённая теме хирургической стерилизации. Справка: в медицине стерилизация, или дефертилизация — процесс, при котором человек или животное лишается способности к размножению.

Большая части статьи рассматривает с профессиональной точки зрения стерилизацию у мужчин. Вначале разговор ведёт университетский профессор, заведующий кафедрой урологии и андрологии в Вене Пауль Шрамек о том, как несправедлив по отношению к мужчинам тот факт, что они в высокой степени ограничены в средствах предохранения от нежелательной беременности партнёрши.

Дальше он описывает операцию вазэктомии [313] как самую надёжную, эффективную и простую методику, чтобы достичь неспособности иметь потомство. Профессор сожалеет, что в Австрии эта методика ещё не нашла широкой поддержки в обществе и подчёркивает, что в Германии и Швейцарии число мужских стерилизаций гораздо выше.

Далее в статье описываются правовые условия для проведения операции. Обратите на них своё внимание. Согласие партнёрши не обязательно, но желательно. Рекомендуется проводить операцию мужчинам в возрасте, как минимум, от 25 лет (если есть слово «рекомендуется», значит, разрешено и ниже 25 лет), при законченном планировании семьи с количеством детей от 1 до 3-х.

После повествуется, насколько свободной и более полной становится сексуальность мужчины вследствие такой операции. Подробно описывается ход операции и то, насколько быстро и легко она проводится. Операция, само собой, частная, весьма дорогая и оплачивается пациентом.

Дальше акцент ставится на то, что при желании иметь ребёнка мужчиной после стерилизации есть возможность повторной операции по восстановлению плодотворной функции. Стоимость такой операции во много раз превышает стоимость самой стерилизации (что для «свободной» рыночной экономики, видимо, является вполне логичным) и не даёт гарантии возвращения способности иметь потомство. В случае неудачи, можно провести искусственное оплодотворение собственным же «материалом» (прим. — соответственно, за ещё большие деньги).[314]

Получается наподобие отличной рекламной кампании. Думаю, что многие парни уже «клюнули» на такого рода предложение. Только вот трудно и страшно себе представить, что некоторые из них остаются за свои же деньги в возрасте 25 лет (а то и меньше), имея одного ребёнка, бесплодными навсегда. И мало кто из них отдаёт себе в этом возрасте отчёт, что жизнь ещё предстоит долгая и в ней многое может измениться, а желание продлить свой род, скорее всего, больше никогда не сбудется.

Зато, как мы с вами понимаем, мужчина приобретает за свои немалые средства способность к «свободной и более полной сексуальности», а главное — страховку от нежелательной беременности партнёрши. Неужели западному человеку только этого и надо? Ответьте себе сами на этот вопрос.

Великобритания. «Исследования с использованием человеческо-животных эмбрионов разрешены.

Для исследования стволовых клеток в Великобританнии разрешено использование человеческих эмбрионов и яйцеклеток животных. Родителям больного ребёнка разрешено зачать с помощью искусственного оплодотворения генетически подходящего ему братика или сестрёнку, чтобы он (или она) мог (могла) служить донором органов или тканей для первого ребёнка.

Для создания человеческо-животных эмбрионов исследователи подсаживают человеческое ДНК в яйцеклетку коровы или зайца. С помощью разрядов электрического тока оплодотворённую яйцеклетку провоцируют к делению и формируется зародыш, у которого забираются стволовые клетки.

В то время, как сторонники такого исследования ожидают, что за счёт использования яйцеклеток животных восполнится недостаток человеческих яйцеклеток, его противники утверждают, что нет доказательств того, что использование гибридных (человеческо-животных эмбрионов) действительно поможет больным».[315]

Лаборатория Франкенштейна шлёт привет из старой доброй Англии! Об экспериментах с человеческими эмбрионами по превращению их в человеко-животные пишется статья, как будто речь идёт о скрещивании гороха. О том, что «выстругивается» нужный и здоровый братик, чтобы после рождения вырезать у него органы для больного братика, повествуется в стиле волшебной сказки. И, наконец, так называемые сторонники и противники этого проекта спорят лишь о том, действенным или недейственным окажется чудо-средство.

США. Один из способов понять людей — это узнать, чем они любят заниматься в свободное время. Портал «Не очень скучная жизнь» составил список 50 самых популярных хобби среди американцев.[316]

Вполне ожидаемо, первые два места занимают чтение и просмотр телевизора. На 4 месте в списке значатся походы в кино, а на 6 — «компьютер». Конечно, речь не идёт о массовом увлечении программированием, а, прежде всего, об играх и социальных сетях.

Для анализа западных телепередач, фильмов и компьютерных игр предлагаем читателям обратиться к четвёртой части книги Александра Богатырёва «Мы и Они». [317] А сами рассмотрим другие интересные позиции.

Хобби №15 — «Shopping» (покупки в магазинах).

Для человека русского, особенно для воспитанного в Советском Союзе, такое занятие не может считаться хобби по определению. Это просто, как говорил Карлсон, «дело житейское», связанное с повседневными нуждами или с праздничными событиями.

В Америке такое хобби привело многих в долговую яму и поставило семьи на грань развала. В особо клинических случаях шопперы-любители могут прославиться на всю страну. Про таких снимают телепередачи на тему «Как освободиться от долгов».[318] Вот, например, видел я такую. Главные герои — семейная пара, обоим хорошо за 30, у мужа — залысины, у жены — лишний вес, выражение лиц — инфантильное, лет на 10 меньше настоящего возраста.

Как выясняется, при совокупном годовом доходе семьи около $100 тыс. они умудрились накопить почти $300 тыс. долгов, в основном за счёт страсти супруги к шоппингу.

— Когда я вижу хорошие вещи на распродажах, я просто не могу остановиться — говорит жена. Глядя на её выражение лица, можно поверить, что, да, действительно не может. Камера показывает одёжные шкафы, доверху набитые шмотками, с которых даже не сняты магазинные этикетки. Большинство этих вещей она никогда не наденет.

— Я всё равно люблю её, и мы будем совместно работать, чтобы решить эту проблему, — говорит муж, а у самого в глазах тоска по холостой жизни.

Мудрый психолог сообщает, что выработает для них индивидуальный план, по которому они теперь должны строить свои расходы и всю свою жизнь. Затем зрителям показывают «романтический ужин при свечах», и шоу переключается на следующую пару.

Поистине, удивительные плоды может принести сочетание кредитной карты в кармане и пустой головы на плечах.

Времена больших шоппингов совпадают с национальными праздниками: День Президента, Пасха, День Памяти, День Независимости, День Труда, День Благодарения и Рождество.[319] Есть праздники рангом поменьше: День Отца и День Матери, День Начальника, День Секретаря, Хэлловин и прочие.

На следующий день после каждого праздника во всех магазинах выстраивается большая очередь желающих сдать свои подарки и получить деньги, все товары для вчерашнего праздника продаются в полцены, а магазин начинает готовиться к следующей дате.

В американском шоппинг-календаре есть особый день, кульминация всего года, он называется «Чёрная пятница» (Black Friday). Этот день приходится на пятницу, следующую сразу после Дня Благодарения, то есть четвёртая пятница ноября, и является началом Рождественского сезона покупок. Только раз в году, в день Чёрной Пятницы, магазины устраивают распродажи по невиданно низким ценам и работают в необычное время, включая ночные часы.

Официально этот день является рабочим, но большинство компаний присоединяют его к выходному на День Благодарения, всё равно от работников толку не будет.

Для многих людей и целых семей это стало традицией, своеобразным «спортом» — отпраздновать День Благодарения, а потом идти в ближайший Торговый центр (Mall) на Чёрную Пятницу, занимать очередь с вечера, ночевать на автостоянке перед магазином, а когда откроется, успеть вбежать раньше других и схватить, пока не кончилось.

Каждый год в Чёрную Пятницу перед входами в магазины происходят конфликты, драки, увечья. Кто споткнётся, может быть затоптан жадной толпой в самом прямом, физическом смысле.

Вот случайная подборка новостных заголовков:

«Покупатели затоптаны в Чёрную Пятницу в Нью-Йорке».[320]

«Инцидент с пистолетом в магазине игрушек Toys R US».[321] Интересно, что главной виновницей скандала оказалась совсем молодая женщина.

«Два покупателя арестованы за драку в Чёрную Пятницу».[322]

В Чёрную Пятницу 2008 года в магазине Волмарт (Walmart) в городе Александрия, штат Вирджиния, толпой, ринувшейся в открытые двери, был насмерть затоптан 34-летний работник магазина.[323]

В том же 2008 году в магазине игрушек «Toys R US» в городе Пам Дезерт (Palm Desert), штат Калифорния, произошёл конфликт и драка между двумя покупательницами. В дело вмешались сопровождавшие их мужчины, которые достали пистолеты и застрелили друг друга насмерть, прямо в магазине игрушек.[324]

Так, для некоторых «Чёрная Пятница» становится совсем чёрной.

После таких новостей можно совсем по-другому взглянуть на выступления некоторых критиков очередей в СССР. Вот, например:

«Советские очереди были поистине многолики и многообразны. Их история при Сталине — свидетельство того, что тоталитарные режимы, несмотря на репрессии и в противовес существующим мифам, не могут обеспечить порядка и повиновения закону. В условиях экономики дефицита стояние в очередях было образом жизни, а часто и способом выживания. Советские очереди ушли в историю только вместе с породившей их плановой экономикой».[325]

А как вам нравится такая мысль?

«Советские очереди отточили и кристаллизовали образцы конкурентного поведения, которые после крушения Советского Союза определили специфику «дикого российского капитализма»».[326]

Можно порадоваться за то, что русские люди ещё не дошли до того, чтобы стрелять друг друга из-за дешёвой игрушки, как при «цивилизованном западном капитализме».

Как отклик на массовую страсть к «шоппингу», в 2009 году вышел в свет голливудский фильм «Исповедь шопоголички», [327] в России он демонстрировался под названием «Шопоголик». Жанр фильма — «романтическая комедия», то есть фильм не только про «шоппинг», а в первую очередь про любовь или про то, что под этим понимают многие современные американские женщины.

Известный кинокритик Дмитрий Юрьевич Пучков (Гоблин) написал на фильм отличную рецензию. Автор этих строк, который имел неоднократную возможность наблюдать героинь фильма в повседневной жизни, с оценкой Дмитрия Юрьевича полностью согласен.

«Сюжет в двух словах такой. Жила-была тётенька (девушкой назвать язык не поворачивается, ей уже тридцатник). Тётенька жила покупками самого разнообразного барахла, каковое у нас считается гламурным. Барахло было разное, но всё какое-то американское, т.е. даже с моей точки зрения не шибко стильное. Ну и вот девочка мечется по лабазам, скупает барахло коробками, а потом обнаруживает, что задолжала по кредиткам серьёзную сумму. Надо, стало быть, идти зарабатывать.

Тётенька идёт в модный журнал, но вместо этого устраивается в совсем не модный журнал. Далее отношения с редактором и в конце счастье. Смотрел внимательно, но никакой любви в фильме увидеть не смог. То есть она там есть, любовь, и фильм, в принципе, про неё, про эту самую любовь… Я так понимаю: любовь в фильме получилась такой, как её видит тётенька — автор.

Выглядит она примерно так: я такая замечательная и красивая, что вокруг меня все должны плясать и все должны меня любить. Ну, просто потому, что я вот такая красивая и здоровская. Каждой девочке это поясняют с детства: вокруг тебя должны водить хороводы, потому что ты девочка.

Собственно, многие девочки и тётеньки понимают любовь именно так: все обязаны вокруг меня скакать, и в первую очередь должен скакать мой суженый, по ходу прыжков материально удовлетворяя мои самые разнообразные прихоти.

Причём конкретно он обязан скакать энергичнее и выше всех, дабы я смогла понять, что именно он меня любит. Только по высоте и частоте прыжков можно определить прекрасного принца. Собственно, вот эти прыжки «подай-принеси-купи» — это, с точки зрения большинства тётенек и девочек, любовь и есть. А главная эрогенная зона у них — это, как нетрудно догадаться, кошелёк. В кино тётенька именно такая.

У дяденек это выглядит несколько иначе: изнуряемые похотью дяденьки сперва прыгают, потом добиваются желаемого и резко теряют интерес к прыжкам. После этого дяденьки тоже начинают хотеть, чтобы прыгали вокруг них: готовили еду, наводили порядок, стирали шмотки и пр.

Для дяденьки любовь — это домашняя рабыня. И если встречаются два таких одиночества, картина неизменно получается феерическая. Тётенька готова принимать «ухаживания» (за соответствующую мзду), дяденька готов скакать, как павиан во время течки (пока не даст).

Тётенька благосклонно принимает знаки внимания (см. кабаки, шмотки, бирюльки, салоны), дозировано подпускает павиана к телу — частить нельзя, надо, чтобы ценил. Потом, конечно, свадьба — огромные деньги, лимузины, белые платья, пьяные орды родственников. Страшно подумать, но всё это никак не влияет на семейное счастье. Это влияет только на количество выкинутых денег.

Далее, павиан яростно удовлетворяет половые потребности, не задумываясь идёт на серьёзные финансовые траты. А когда изрядно потратится и пообвыкнет, вдруг начинает требовать любви (см. бодрый секс, еда, стирка, уборка).

Тётенька в ответ начинает визжать о том, что любить надо её. Дяденька, в свою очередь, шлёт её подальше и поясняет, что всё как раз наоборот: любить надо его, потому что деньги — у него. На этом счастье, как правило, заканчивается. Ведь ни тот, ни другой никого любить не собирались — оба хотели, чтобы любили только их.

Не давая ничего взамен. А ведь любовь — это когда тебе ничего не жалко для любимого, когда хочется отдать всё и сделать невозможное. А в кино тётенька мечтает, чтобы любили её, регулярно покупая горы барахла.

В итоге, понятно, всесторонний и жесточайший облом. Тётенька внезапно понимает, что животное-дяденька не хотело ничего, кроме секса. Дяденька внезапно понимает, что имел дело с жадной тварью, которая не способна думать ни о чём, кроме барахла. И чем больше было потрачено денег на свадебные платья и лимузины, тем быстрее это оба осознают.

При этом и тётенька, и дяденька, что характерно, правы. Ибо, когда ты думаешь только о себе и только требуешь от других, не давая ничего взамен, по-другому и не бывает. Любовь — она ведь больше про то, чтобы отдавать. А не получать.

Когда давать/получать за деньги — это не любовь, это несколько иначе называется. Ну, а в фильме показана только часть такой «любви» до замужества, то есть тема не раскрыта. Финал остался за кадром, и зритель как будто верит в то, что дальше всё будет хорошо».[328]

Хобби № 31 — «Eating out», дословно это означает «покушать не дома», тут имеются в виду походы в рестораны, кафе, званые обеды в гостях, пикники на лужайках. Это «увлечение» опережает в списке популярных хобби такие занятия, как лыжи, рисование, танцы, театр и биллиард.

В стране царит культ еды, едят люди почти везде: дома, на работе, в машине, на отдыхе, бывает, что даже в туалете едят (честное слово, сам видел!).

Помните, как в детстве учительница говорила: «Не жуй на уроке»? Наверное, у каждого была такая. Помните, как неприлично было в темноте кинотеатра захрустеть вафельным стаканчиком от мороженого?

А вот в американских школах учителя сами угощают детей, нет, не в обеденный перерыв, а во время уроков: кто конфетку даст, кто печенье, кто чипсы, это может быть «награда» за хороший ответ, а может быть и просто так. Есть учителя-энтузиасты, которые заказывают пиццу на весь класс — ешьте дети и слушайте урок.

Входя во взрослую жизнь, люди не меняют привычек. В корпорациях считается вполне нормальным приходить на важные рабочие совещания с пакетиком какого-нибудь «корма» или даже с тарелкой макарон и жареной куриной ножкой. Такая же ситуация в студенческих аудиториях.

Едой сопровождается любое дело. Если, допустим, молодой художник устраивает выставку своих картин, то его шансы на успех возрастут, если для гостей будут приготовлены пакетики бесплатных чипсов и баночки кока-колы. На больших собраниях в трудовых коллективах народу всегда дают что-нибудь пожевать, чтобы не очень скучали и не очень задумывались.

Количество мест, где запрещено есть и пить, неуклонно сокращается. Пока ещё держатся филармонии классической музыки, музеи изящных искусств, некоторые театры.

При таких привычках нет ничего удивительного в том, что за последние 20 лет в США наблюдается угрожающее увеличение количества людей, страдающих ожирением. Самая плохая ситуация сложилась в следующих штатах:

Миссисипи — 34, 4% людей с ожирением; (это каждый третий!).

Луизиана — 33%;

Кентукки — 31, 5%.

Лишь в штате Колорадо и федеральном округе Колумбия этот показатель составляет менее 20%. [329]

От ожирения страдают 17% детей и подростков США, всего одно поколение назад этот показатель был в 3 раза меньше.[330]

Бывает, что даже техника не справляется проблемой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.