Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сканирование» детства






Трансформация дискурса детства и достижение существенных условий становится возможным, в случае если проделана специальная работа по прорисовке сфер, которые имеют отношение к детству. Это не аналитический срез предметных областей, а восстановление всех контекстов, в окружении которых находится тема, формирование и прорисовка карты сфер, поиск и выделение стейкхолдеров и лиц, принимающих решения.

Такую работу в западных публикациях по форсайту называют «scanning» («сканирование»). Здесь применяются самые разнообразные методы – от анализа современных мировых тенденций и трендов до экспертного интервьюирования.

Проведенная в рамках этого этапа проекта показала, что детство в России появляется на пересечении разных сфер, каждая из которых самостоятельна и несет собственное содержание.

Для проекта в качестве ключевых по результатам проведения глубинных интервью с экспертами были выделены следующие сферы:

Родительство[17]. От желания родителей заводить или не заводить ребенка, от их подготовленности к факту родительства, от их готовности участвовать в жизни ребенка (в том числе от желания или нежелания отдавать воспитание своего ребенка на откуп учителям и директорам школ) зависит будущее детей.

Образование. Образовательные институты сейчас в России во многом формируют и задают среду становления ребенка. Большую часть времени дети проводят именно в них – школа становится главным местом времяпровождения ребенка. Причем главным стейкхолдером в образовании выступают преподаватели – именно на них держится весь учебный и воспитательный процесс, они являются его носителями и воспроизводят главную идею образования – идею передачи знаний и необходимости удержания ребенка от взрослой жизни.

Бизнес детских товаров. Бизнес формирует как вещественную (мебель, игрушки, еда), так и средствиальную (компьютерные игры, обучающие программы, книги, мультики) среду, в которой вырастает ребенок. Анализ российского бизнеса детских товаров показал, что стейкхолдеров этой сферы в России очень мало – есть всего несколько крупных проектов в сфере бизнеса детских товаров (такие как «Смешарики» и «Мир Детства»), бизнес детских товаров России не превращен в индустрию, как в развитых странах.

Семья и семейное право. От того, в каком типе совместной жизни вырастает и воспитывается ребенок (один родитель, оба, несколько разных родителей, родители нескольких поколений и т.д.) зависят его первоначальные возможности – как материальные, так и возможности строить свою дальнейшую жизненную траекторию. Семейное право, как регулятор совместной жизни людей, может как способствовать, так и ограничивать детей в их возможностях.

Демография и миграция. Состояние общества и происходящие в нем процессы, социальная карта населения и качественные характеристики общественных явлений – оказывается важной составляющей темы «детство». Демографическая политика оказывает значительное влияние на состояние общества (можно оценить разницу между обществом, где государство платит людям за рождение детей и обществом, где люди, перед тем как завести ребенка, вынуждены обучиться и получить сертификат родителя).

Социальные службы. Схема работы социальных служб оказывает значительное влияние на общественный уклад. Если мы имеем дело с собесом – то это общество, в котором легализованы иждивенцы. Если мы имеем дело со сложной системой социальных лифтов – общество способных и талантливых.

Благотворительность. Благотворительность – очень важный указатель на направление общественных усилий. Что общество считает важным, что поддерживает и на что оно готово выделять свои материальные блага.

Медицина. Технологический уровень медицины, качество предоставляемых услуг и ориентация на то или иное состояние (здоровье или болезнь) не может быть проигнорировано. Ориентация на болезнь и больных приводит к росту числа больных и больниц, ориентация на здоровье приводит к культивации здорового образа жизни и разнообразию профилактических мер.

Жилье. От того, как организовано детское пространство, есть ли специальные места для детей, зависит многое – от организации детского времяпрепровождения до развития у детей разнообразных способностей (воображение, вкус, развитие тела).

Анализ и выделение экспертов по каждой из сфер показало:

1. По ряду сфер лица, принимающие решения отсутствуют. К примеру, в сфере родительства или социальных служб таковых нет.

2. Есть ряд сфер, в которых эксперты ангажированы, то есть придерживаются одного взгляда и не выходят к обсуждению возможных альтернатив. Так, например, один из основных стейкхолдеров сферы жилья – архитектор или проектировщик (имеется в виду позиция архитектора, а не конкретные люди), не обсуждает альтернативных существующим прототипам и образцам вариантов проектирования жилья.

3. Существующие стейкхолдеры и лица, принимающие решения в значительной степени распределены по профессиональным областям. Их действия чаще всего не выходят за рамки профессиональной области и зачастую противоречат друг другу, пространства, где они могли бы вступать в коммуникацию по поводу детства и его развития, не сформировано. Так, педагоги не разговаривают с медиками о том, возможно ли культивировать практику здорового образа жизни и как это сделать. Родители не вступают в коммуникацию с государством по поводу того, какие формы совместной жизни актуальны и приемлемы для общества. Архитекторам оказывается неинтересны образы жизни людей, - где дети, кстати, занимают немалое место, - они проектируют городское пространство и жилье по известным образцам. Демографов и социологов, кричащих о демографическом кризисе и грядущем кризисе миграции, не слушает государство. И так далее.

В связи с перечисленными проблемами, потребовалось проведение специальной работы по организации коммуникации между экспертами. В рамках форсайт-проекта «Детство 2030» такая работа была проделана путем организации серии специально сконструированных экспертных семинаров[18] по выделенным темам. На семинары приглашались эксперты, представители разных областей и сфер, являющиеся стейкхолдерами своей сферы, а также лица, принимающие решения в той или иной области. Специфика организации работы состояла в том, что было специально сформировано пространство коммуникации, в котором эксперты - представители разных профессий, пользующиеся разной терминологией и отстаивающие разные точки зрения – могли бы разговаривать и понимать друг друга.

По результатам работы по ряду сфер удалось сформировать экспертную среду, в которой возможно обсуждение современных тенденций и трендов в сфере детства, возможных сценариев будущего развития этой темы, выделение зон, которые требуют мобилизации усилий.

Итогом годовой работы стала дорожная карта, разработанная совместно с экспертами, отражающая актуальные зоны, в которых необходимо принимать решения и которые могут вывести на достижение существенных условий и трансформацию дискурса детства в России.

 

 

Дорожная карта «Детство 2030»

При построении дорожной карты были разделены явления, которые имеют собственную логику развития и не зависят от прилагаемых усилий, и зоны, по отношению к которым решения еще возможны и находятся в поле общественной компетенции.

Учитывались:

1. Технологические инновации будущего, уже сегодня заложенные в программы различных организаций.

2. Зоны возможных социальных трансформаций России, предпосылки которых эксперты уже сегодня обнаруживают в структуре общества.

3. Возможные точки изменения дискурса – какие понятия, организующие жизнь людей, будут изменяться и каким образом.

 

На экспертных семинарах был введен специальный режим имитации того, что будет происходить при тех или иных изменениях – введения инноваций, социальных трансформациях и изменениях дискурса – и были выделены зоны, в которых действия актуальны и могут привести к достижению существенных условий, были определены временные горизонты, в которых это еще возможно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.