Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания






Проследите за тем, чтобы группа не сильно обвиняла Коммуникатора, если у него что-то не получилось. Попытайтесь сделать акцент на улуч­шение коммуникационных отношений и утешьте тех Коммуникато­ров, которые не достигли успеха, словами Тома Уотсона, председателя правления компании IBM: «Лучшее средство достижения успеха — увеличение числа ошибок».

Варианты ^

Вы можете разделить участников на пары и посадить их на пол спи­ной к спине. Один из партнеров будет Коммуникатором, второй — рисовать картину. Дайте Коммуникатору простой рисунок, который он будет описывать для рисующего. В этом случае рисующий может задавать вопросы.

Затем партнеры меняются ролями. Дайте паре новый рисунок с такой же степенью сложности.


Приложение к упражнению «Копия»


 

Опишите знаки словами с такой точностью, чтобы слушатели моглц нарисовать картину, не видя ее.


 


 
 


Рисование под диктовку

30 минут

то упражнение — вариант предыдущего. Только здесь Коммуникатор транслирует информацию командам, состоящим из трех человек. При этом раскладе члены троек обычно успешнее справляются с заданием, так как уравновешивают промахи Коммуникатора. Вам потребуется для каждой тройки копия Приложения к этому упражнению.

 

1. Спросите группу, кто хочет играть роль Коммуникатора. Дайте этому игроку экземпляр материала. Он может подготовиться к своему зада­нию в то время, когда группа делится по трое. Тройки садятся за стол, и каждая мини-команда готовит свой рисунок. После этого сравнива­ется, чья картина оказалась наиболее похожей на оригинал.

2.'Коммуникатор описывает рисунок. При этом он не должен его пока­зывать — ему разрешается лишь помогать себе жестами. У каждой группы есть право задать только три вопроса.

3. Практика показывает, что команды обычно бывают достаточно често­любивы — они предпочитают работать так, чтобы не создавать дру­гим командам возможности пользоваться их идеями. Некоторые команды даже отказываются задавать вопросы Коммуникатору, чтобы не дать преимущества другим.

4. Не указывайте командам на то, что им можно работать вместе. Предо­ставьте участникам самим додуматься до этого.

5. После завершения инструктажа, дайте каждой тройке копию образца, чтобы они могли сравнить его со своим произведением.

6· В подведении итогов речь пойдет не о коммуникации, а о кооперации:

• Насколько хорошо тройки работали как единые команды?

• Вкладывали ли члены команд свои собственные достижения в об­щие достижения группы?

• Согласовывали ли тройки свою работу с другими командами или были нацелены на соревнование?

• Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Приложение к упражнению «Рисование под диктовку»

 

Опишите знаки словами с такой точностью, чтобы слушатели могли нарисовать картину по вашим словам, даже не видя ее.


 

Бартерная торговля

60 минут

Три маленькие группы начинают бартерную торговлю, чтобы как мож-но быстрее выполнить задание. Вам понадобится три листа цветного картона. Каждый лист должен иметь свой цвет. Нарежьте все три листа на одинаковые куски (примеры того, как это сделать, приводятся на сле­дующей странице).

1. Группа делится на три команды. Перемешайте цветные кусочки кар­тона и распределите их случайным образом среди трех команд. Ниче­го страшного, если при этом команды получат неодинаковое количество кусочков.

2. Каждая группа садится за стол. Задание ее заключается в том, чтобы сложить кусочки одного цвета в целый лист.

3. Чтобы получить недостающие кусочки, команда снаряжает двоих по­средников, которые будут вести обмен с посредниками других команд. Посредником может быть любой желающий.

4. Каждая группа решает самостоятельно, какой цвет она будет собирать. Каждая группа может ставить любые условия по обмену имеющихся у нее кусочков.

5. Группа, которая первая собрала кусочки одного цвета в полный лист, считается победителем.

6· Когда все три группы собрали свои листы, задайте несколько вопро­сов:

• Что удивило вас во время выполнения упражнения?

• Какие посредники были особенно удачливыми?

• Как можно было бы описать стиль их общения?

• Какая группа справилась с задачей быстрее всех?

• Как у нее это получилось?

• Все ли команды вели себя честно?

• Вела ли себя какая-нибудь команда так, что не хотела менять неко­торые кусочки?

• Какой была атмосфера при обмене: непринужденная? напряженная? веселая?

• Все ли участники внутри своих команд побывали в роли посредни­ков?

• Кто взял на себя руководство процессом?

Картина путешествия

45 минут

В этом упражнении речь пойдет о готовности к кооперации, которая требуется руководителю, чтобы привести свою команду к успеху. Мы снова вводим некоторые ограничения возможностей. Возникающий в ре­зультате этого ограничения стресс — хорошая проверка для процесса об­щения. Однако стресс компенсируется привлекательностью игры и удовлетворением от решения задачи.

Материалы

Каждой команде потребуется большой лист бумаги, тюбик клея и де­сять листов цветной бумаги — чем ярче будут цвета, тем лучше.

1. Группа делится на команды по четыре человека. Один будет директо­ром. Трое будут художниками, которые творят с закрытыми глазами под руководством директора. Директор в отличие от художников мо­жет смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться.

2. Задание для каждой команды состоит в том, чтобы сотворить коллек­тивное произведение под общим названием «Картина путешествия». Это путешествие может быть как реальным, взятым из опыта одного из участников, так и полностью придуманным. Команда художников делает картину вместе. Директор дает указания команде и пытается придать произведению эстетический вид.

3. Необходимые художникам элементы нужно не вырезать ножницами из разноцветной бумаги, а отрывать от листов руками.

4. Чтобы справиться с заданием, у команд есть 30 минут. Как только все инструкции к процессу были даны, каждая команда садится за свой стол или на пол. С этой минуты художники закрывают глаза или наде­вают повязки. Команда сама решает, сколько времени она потратит на планирование, а сколько на сам процесс.

5 Через 30 минут все команды собираются вместе и демонстрируют свои произведения. Затем начинается подведение итогов: сначала внутри самих команд, затем во всей группе.

Костюм из газеты

30 минут

 

В этом задании группа работает со множеством ограничений, чтобы обострить ощущения и разбудить фантазию. Каждая команда может в конце задания отпраздновать победу воображения над силой обстоя­тельств, в которых ей пришлось работать.

Материалы

1. Группа делится на команды по три человека. Каждая команда решает, кто будет А, Б и В. 2. Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:   • А видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться. • Б не видит, не разговаривает и не может ни к чему прикасаться. В ка­честве компенсации ко всем этим ужасам игроки А и В наряжают его в фантазийный костюм! • В не видит, но говорит и может действовать руками.   3. У каждой команды есть 15 минут, чтобы соорудить для игрока Б как можно более экстравагантный костюм из газеты. Настоящая одежда Б должна быть как можно больше скрыта под бумажным костюмом. Кос­тюм нужно закрепить на Б так хорошо, чтобы он смог продемонстри­ровать его на «подиуме». 4. Газету нельзя резать ножницами, можно только рвать руками. Костюм скрепляется клеем и булавками. Как только игра началась, Б и В зак­рывают глаза, а игрок А закладывает руки за спину. Все трое несут ответственность за то, как работает их команда. 5. Команды по возможности не должны видеть друг друга за работой — можно сделать шторы или спрятаться за мебелью. 6. Через 15 минут тройки встают в круг, и каждая команда проводит по кругу игрока Б в придуманном костюме.

Каждой тройке потребуются старая толстая газета, клеящий карандаш и пять английских булавок.


7. Отведите 10 минут на подведение итогов внутри команд, затем сде­лайте краткое заключение для всей группы:

• Какое было настроение у команды?

• Как протекал процесс общения?

• Что более всего мешало взаимодействию команды?

• Как повлияли ограничения возможностей игроков на результат?

Остров сокровищ

30 минут

Это интересное упражнение тренирует способность к коммуникации.

1. Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. Они догова­риваются, кто из них будет партнером А, а кто — партнером Б. У каж­дого должен быть приготовлен лист бумаги и карандаш.

2. Партнер А начинает делать набросок острова сокровищ: общий силу­эт, особо важные пункты и место, где спрятано сокровище. В то время как А рисует, он рассказывает партнеру Б, что тот должен нарисовать на своем листе, чтобы получить как можно более точную копию карты острова. А и Б могут разговаривать, но не должны оборачиваться и смотреть на план, который рисует партнер. На это отводится 10 ми­нут.

3. После этого партнеры сравнивают свои планы и обсуждают следую­щие вопросы:

• Насколько план Б получился похожим на план А?

• Насколько партнер А обращал внимание на трудности, которые могли возникнуть у его партнера?

• Партнер А больше концентрировался на рисовании своего плана или на своем партнере?

• Какой была рабочая атмосфера между партнерами?

• Наслаждались ли оба выполнением этого задания?

• Ощущались ли какие-либо неудобства и напряжение?

• Что бы каждый сделал по-другому в следующий раз?

 

4. Наконец группы собираются вместе. Пары показывают свои планы, и группа делает выводы из эксперимента.


Гпэва 7

УПРАЖНЕНИЯ

НА МОБИЛИЗАЦИЮ

ЭНЕРГИИ ГРУППЫ


Командная аэробика

8 минут

Это упражнение помогает каждому участнику лучше узнать группу. Для успешного выполнения упражнения участники должны хорошо ориентироваться в пространстве и четко определять положение осталь­ных игроков.

Отставьте стулья и столы в сторону, поскольку потребуется много сво­бодного места.

1. Игроки маленькими шагами (но не бегом!) передвигаются по комна­те, причем каждый должен следить за тем, чтобы расстояние между ним и его ближайшими соседями не изменялось при передвижении и комната была заполнена как можно более равномерно. Время от вре­мени ведущий кричит: «Стоп!» В этот момент все должны замереть на месте и осмотреться. Если комната заполнена неравномерно, необхо­димо снова как можно равномернее распределиться по комнате, и уп­ражнение начинается снова. Эта часть упражнения продолжается примерно 3 минуты.

2. На следующем этапе группа должна как можно быстрее поделиться на группы. В этом случае командой будет не просто «Стоп!», а, например, «Стоп три!» Это означает, что все игроки должны тут же разделиться на тройки, причем сделать это так, чтобы равномерно заполнить все пространство игровой комнаты. Ведущий может попросить участни­ков тренинга разбиться на группы по пятеро, по двое, по восемь чело­век и т. д.

3. Еще через 3 минуты группа приступает к последнему этапу упражне­ния. Игроки продолжают двигаться по комнате, а руководитель дает команды образовывать различные геометрические фигуры: «Стоп! Четыре круга!.. Стоп! Три квадрата!.. Стоп! Пять треугольников!.-» и т. д. При этом все участники должны стараться равномерно распре­деляться по комнате, избегая пустоты и скученности.

Стой и иди

5 минут

Аатом упражнении энергия участников мобилизуется несколько не-обычным образом. Правила игры устанавливаются самими участни­ками.

Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить комнату.

1. Участники группы ходят по комнате, причем каждый сам выбирает скорость своего движения. При этом все игроки стараются заполнить комнату как можно более равномерно (это требование особенно важ­но, поскольку в этом случае участники не будут монотонно ходить по кругу и у игры появится динамика). Итак, все перемещаются по ком­нате до тех пор, пока кто-нибудь не крикнет: «Стоп!» В этот момент все должны застыть на месте.

2. Движение возобновляется, когда кто-нибудь скажет: «Дальше!» Иг­роки ходят по комнате до очередной команды остановиться, выбирая свой собственный темп ходьбы и следя за тем, чтобы в комнате не ос­тавалось пустого места. Суть игры в том, что любой участник в любой момент времени может отдать команду остановиться, а затем снова продолжить ходить. В итоге группа находит свой собственный ритм движений и пауз.

Бух!

10 минут

Это упражнение помогает группе расслабиться и посмеяться. Оно тре-бует свободного пространства, поэтому отставьте в стороны столы и стулья. Участники разбиваются на группы по трое. На каждых трех чело­век Вам потребуется одно полотенце, которое следует завязать узлом по­середине. Во время игры его нужно будет бросать и ловить без помощи рук. Помимо этого, приготовьте пустую чистую корзину для бумаг, по­ставив ее в центре игровой площадки. В эту игру можно играть и на ули­це, и в помещении.

1. Группа делится на команды по три человека. Двое из них будут «лов­цами». Они становятся на расстоянии 3-5 м от третьего, который бу­дет бросать им связанное узлом полотенце. Задача «ловцов» состоит в том, чтобы поймать полотенце без помощи рук (надо заметить, что полотенце следует бросать не изо всех сил, а осторожно).

2. Когда «ловцу» удалось поймать полотенце указанным образом, он дол­жен донести его до стоящей в середине игровой площадки корзины и бросить туда, также без помощи рук (корзина находится от него на расстоянии около 10 м).

3. Если «ловцы» теряют полотенце по дороге, они должны вернуться на исходное место и начать все сначала.

4. Когда полотенце оказалось в корзине, игроки меняются ролями. Те­перь один из «ловцов» будет бросать полотенце.

5. Команда, которой удалось три раза положить полотенце в корзину, победила и может прокричать: «Гип-гип-ура!» или что-нибудь в этом роде. Продолжайте игру до тех пор, пока еще двум командам не удаст­ся три раза забросить полотенце в корзину. После этого упражнения участники обычно приходят в хорошее настроение и готовы к реше­нию более серьезных задач.

Heтолкайменя

15 минут

Для этого упражнения Вам потребуется много места. Лучше всего по-дойдет лужайка, но можно провести его и в спортивном зале. Уп­ражнение предназначено только для тех групп, члены которых уже хорошо познакомились друг с другом и доказали, что могут совмещать спортивный азарт с заботой о безопасности своих товарищей. Вы долж­ны остановить игру, если заметите, что участники нарушают правила. Нужно постараться избежать травм и синяков.

1. Игроки разбиваются на пары, партнеры встают друг напротив друга на расстоянии 15 м. Руки они должны держать у груди, ладонями на­ружу. Игроки двигаются навстречу друг другу прыжками. Задача зак­лючается в том, чтобы подобраться как можно ближе к своему партнеру, но при этом его не коснуться.

2. На первом этапе позвольте игрокам потренироваться и прыгать друг другу навстречу медленно.

3. На втором этапе игроки передвигаются мелкими прыжками.

4. На третьем этапе партнеры сами договариваются, в каком темпе бу­дут прыгать на этот раз.

5. Когда участники справились с этим заданием, они сходятся по трое и встают в треугольник. Задача прежняя: прыгать друг другу навстречу в центр треугольника. На первом этапе — тренировка в замедленном темпе, затем — мелкие прыжки, третий этап — ускоренный темп.

6· Когда станет ясно, что участники поднаторели в прыжках и получают удовольствие от процесса, то можно еще увеличить сложность зада­ния, предложив игрокам поделиться по четверо. Правила остаются теми же.


 

Замедленная съемка

5 минут

Это упражнение можно проводить везде, даже в небольших помеще-ниях, для него не требуется дополнительных материалов. После него все без исключения участники приходят в хорошее настроение.

1. Группа разбивается на пары. Партнеры встают друг напротив друга, соприкасаясь носками ботинок, руки держат перед собой, соприкаса­ясь ладонями. Необходимо постоянно удерживать контакт рук. Теперь каждый пытается вывести своего партнера из равновесия, так чтобы тот сошел с места. Для этого нужно нажимать на ладони партнера, слегка его подталкивая. Задача состоит в том, чтобы не делать быст­рых движений, а действовать как в замедленной съемке.

2. Очень скоро партнеры поймут, что эта игра доставляет удовольствие только тогда, когда оба координируют свои действия, так что возни­кает своеобразный «танец силы» при помощи рук. Большинство же подобных взаимодействий заканчивается одновременной потерей рав­новесия у обоих партнеров.

3. Ограничьте время упражнения 3 минутами, чтобы игроки не растяну­ли мышцы рук. В конце игры участники должны хорошо встряхнуть руки и ноги.


Уйди с моей дороги

5 минут


Это — упражнение с четко выраженной групповой динамикой. Участ­ие ники могут имитировать агрессию, не причиняя при этом вреда ос­тальным. Темп игры очень быстро мобилизует энергию группы. Отставьте в сторону столы и стулья, чтобы освободить место.

 

1. Участники хаотично ходят (не бегают!) по комнате. Каждый держит руки на уровне груди ладонями наружу. При ходьбе участники стара­ются равномерно заполнить пространство помещения.

2. В тот или иной момент двое игроков, которые находятся на расстоя­нии примерно в 5-6 метров друг от друга, встречаются взглядами. Это означает вызов на соревнование. Оба начинают сходиться в быстром темпе. В последний момент один из них кричит: «Уйди с моей доро­ги!» Второй тут же отвечает: «Да, охотно!» и меняет направление, так что столкновения не происходит. Решение о том, чтобы крикнуть «уйди с моей дороги», принимается в последний момент. Это правило созда­ет в игре напряжение.

3. Если Вы почувствовали, что игроки расслабились и привыкли к темпу, можно ускорить его — игроки начинают ходить быстрее, не сбиваясь на бег. Естественно, что и конфронтации будут возникать быстрее.

4. Остановите игру через 3-4 минуты.
Замечания |

Обратите внимание на то, чтобы выполнялись следующие требования: участникам разрешается только ходить, но не бегать, их руки должны находиться на уровне груди, в защитной позе.

Орел или решка

5 минут

При выполнении этого упражнения наблюдается подъем энергии, и уже через 5 минут большинство игроков будут рады, если им пред­ложат какую-нибудь процедуру поспокойнее.

Для упражнения потребуется площадка 10 на 10 м. Обозначьте границы площадки, чтобы сделать упражнение более динамичным.

1. Продемонстрируйте участникам две основные позиции в игре: а) рука лежит на голове и б) рука лежит на левой или правой ягодице. Каж­дый для себя решает сам, какую позицию выбрать.

2. Теперь все, кто выбрал «орла» (голову), собираются на левой стороне игровой площадки, а выбравшие «решку» (ягодицу) — на правой. Обе команды должны быть приблизительно равными. Когда определились с этим, команды снова смешиваются.

3. Дайте сигнал к старту, подкинув в воздух монету. Пока монета нахо­дится в воздухе, каждый должен показать, кем он будет: «орлом» или «решкой» — и положить руку на голову и ягодицу соответственно. Если монета упала «орлом», то команда «орлов» будет охотиться на «решек». Когда «орел» осалил «решку», осаленный автоматически пе­реходит в команду «орлов» и начинает ловить своих бывших товари­щей по команде. Игра длится до тех пор, пока все не станут членами одной команды.

4. Проведите игру три раза — этого вполне достаточно. Интереснейшим моментом является бросание монеты, исход которого фактически оп­ределяет, какая команда победит. Но независимо от этого игра доста­вит участникам огромное удовольствие.


 

Совместный рост

8 минут

Это упражнение даст участникам возможность почувствовать себя чле-ном единой команды и поможет определить, насколько это удалось тому или иному участнику. Многим людям приятно ощущать свою при­надлежность к группе, но вполне вероятно, что есть и такие участники, которые испытывают иные чувства и вовсе не желают близости с коман­дой. Поэтому очень важно в конце упражнения провести обмен мнения­ми.

Отставьте столы и стулья в стороны, чтобы освободить пространство.

1. Участники ходят по комнате. Проходя мимо другого, каждый участ­ник слегка прикасается к нему, так легко, как будто делает это перыш­ком. Никто не останавливается, движение должно быть постоянным '(2-3 минуты).

2. Когда два игрока коснулись друг друга, они должны представить, что теперь связаны невидимой нитью, которая не разрывается и дальше. Постепенно эти нити становятся все длиннее, пока не охватывают всю группу. Группа стала единым организмом, который, как и положено организму, начинает двигаться намного медленнее. Каждый участник пытается почувствовать, как ограничивает его движения то, что он является частью организма, с одной стороны, и какие возможности для него открываются теперь — с другой.

3. Этот большой организм постепенно приходит в состояние покоя: встает на месте или ложится на пол. Все пытаются дышать в одном ритме.

4. Когда это состояние достигнуто, игроки закрывают глаза и представ­ляют себе, что огромное золотое солнце пронизывает их общий орга­низм насквозь, и этот свет растапливает напряжение и дарит ощущение тепла и жизни.

Воображаемые предметы

5-10 минут

Самым важным в этом упражнении будет получаемое от него удоволь-ствие. Игра начинается спокойно и размеренно, но с каждым новым ее витком возникает все большая динамика, и в конце концов контроль за событиями теряется и воцаряется хаос. Любому коллективу полезно вре­мя от времени оказываться в состоянии творческого хаоса, особенно пос­ле длительной и напряженной работы. Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.

1. Все участники вместе с Вами встают в круг. Вы начинаете игру: под­нимите над головой руку, в которой держите воображаемое яйцо. Ес­тественно, Вы объясняете, что за предмет находится у вас в руках: «Я держу в своей руке прекрасное куриное яйцо. Это сырое яйцо. Если я брошу его вам, ловите его, пожалуйста, очень осторожно, не уроните его. Каролина, я хочу бросить яйцо тебе. Ты готова поймать его? Я бы не хотел, чтобы яйцо разбилось. Ты действительно готова?» Прояснив таким образом ситуацию, Вы можете бросить воображаемое яйцо по дуге — то есть сымитировать движение, которым бросили бы настоя­щее яйцо.

2. Тот, кто «поймал» яйцо, должен в нескольких словах рассказать бро­сившему о том, как он это сделал.

3. Когда яйцо «перебросят» несколько раз по кругу, можно ввести в игру второй воображаемый предмет, например бумажный самолетик. При этом следует заметить, что траектория движения самолетика будет отличаться от траектории движения яйца, и все бросающие должны это учитывать. Вы, как и в прошлый раз, поднимаете воображаемый предмет над головой, поясняете, что это такое, и обращаетесь к тому, кто должен будет поймать его. Ловящий также должен имитировать то движение, которым он поймал бы конкретный предмет (в данном случае — бумажный самолетик).

4. Когда по кругу «летают» яйцо и самолетик, введите третий предмет. Например, большой мыльный пузырь, который Вы мастерски выдули из воображаемого кольца; горячие картофелины, которые нельзя дол­


го держать в руках; снежки, которыми, если их долго держать, можно отморозить руки; ананасы или кокосовые орехи и т. п.

 

5. Чем больше предметов введено в игру, тем сложнее группе концент­рироваться на их свойствах и манере движения, тем больше произойдет воображаемых падений. Остановите игру, когда общее замешатель-

I ство достигнет предела.

Ногакноге

30 минут

 

Это упражнение направлено не только на то, чтобы отдохнуть. Группа будет выполнять задание, которое лишь на первый взгляд кажется простым, на самом же деле оно достаточно сложное. Только хорошее вза­имодействие и способность почувствовать другого могут помочь выпол­нить это упражнение, а именно пройти дистанцию в 5 м особым образом. Отставьте в сторону столы и стулья, чтобы освободить место.

 

Материалы

Вам понадобится веревка или моток ленты.

1. Поставьте всю группу (не более пятнадцати человек) плечом к плечу и щиколотка к щиколотке (если в группе двадцать и более человек, образуйте две команды).

2. Положите на пол веревку, которая будет обозначать финишную ли­нию. Задача участников заключается в том, чтобы пройти заданное расстояние, не нарушив телесного контакта со своими соседями. На­стройтесь на то, что группе, возможно, понадобится несколько попы­ток, чтобы справиться с задачей. Пожалуйста, удержитесь от советов и рекомендаций, дайте участникам возможность самим решить про­блему с синхронностью движений.

3. Если группа из пятнадцати человек никак не может справиться с зада­чей, то целесообразно установить временной ограничитель и дать уча­стникам, например, еще две попытки. Возможно, это поможет группе лучше сконцентрироваться.

4. Если в упражнении принимает участие больше одной команды, то та команда, которая справилась с заданием раньше, может помочь дрУ' гим. В заключение обсудите происходящее, чтобы участники при лю­бом исходе извлекли для себя что-то полезное из этого задания.

Китайский тест на равновесие

5 минут

Т

олько когда группа приложила серьезные усилия, она приобретает важнейшие качества для командной работы — способность коорди­нировать свои действия и общаться — и может спокойно воспринимать ситуацию соревнования и смиряться с поражением. Это упражнение не только красиво, но и заставляет участников бороться с глубоко запрятан­ными в них комплексами. Как правило, предлагаемое соревнование длится не очень долго.

На полу в помещении должен лежать ковер.

1. Группа разбивается на пары. Партнеры садятся друг перед другом на корточки на расстоянии вытянутых рук, соприкасаясь ладонями. По условиям игры нужно вывести из равновесия своего партнера, нео­жиданно надавив на его ладони. Выигрывает тот, кому удалось это сделать так, что партнер был вынужден сойти с места или потерять равновесие. Ладони обязательно должны находиться в постоянном контакте (касание другими частями тела запрещается). Естественно, партнера можно дразнить и отвлекать.

2. У каждой пары есть три попытки.

Замечания

Если Вы располагаете достаточным запасом времени, можно устроить настоящий чемпионат, где победители сражаются друг с другом и в конце концов выявляется абсолютный чемпион.

Красная кнопка

10 минут

1< этом упражнении все борются против всех. Примите во внимание, что игра динамична и обычно вызывает смех. Отставьте столы и сту­лья в стороны, чтобы освободить место. Ограничьте игровое поле — для четырнадцати игроков площадка должна быть 5x5 м.

1. Участники распределяются по игровой площадке, и каждый кладет руку чуть ниже спины ладонью наружу. Эта рука будет символизировать «красную кнопку», при нажатии на которую «отключается» нижняя половина тела.

2. Каждый старается коснуться «красной кнопки» любого другого игро­ка и одновременно следит, чтобы этого не произошло с ним самим.

3. Когда на «красную кнопку» все же нажали, то у игрока «отключается» нижняя половина тела. Это означает, что теперь он больше не может ходить и должен стоять на месте. Однако на этом его участие в игре не заканчивается. Теперь он может действовать обеими руками и вращать­ся на месте, по-прежнему пытаясь нажать на «красную кнопку» тех зазевавшихся игроков, которые проходят мимо него.

4. Если игрок по каким-то причинам (забыл, увлекся бегством или охо­той) убрал руку с «красной кнопки», то он также должен остановить­ся и пытаться осалить остальных из этого положения.

5. Упражнение заканчивается, когда почти все игроки оказались стоящи­ми или когда ослабел игровой азарт.

Варианты

Если игра затягивается, предложите «замороженным» игрокам частич­ное восстановление возможностей — теперь они могут делать один шаг в любом направлении. Если в конце игры остались два игрока с рав­ными силами, установите временное ограничение: за пятнадцать се­кунд нужно успеть нажать на «красную кнопку» другого. Если этого не случилось, игра заканчивается без выявления абсолютного побе­дителя. Считайте секунды громко, в обратном порядке.

Звездопад

10 минут

Эта очень веселая игра кажется соблазнительно легкой, но одновре-менно показывает ограниченность наших реакций. Участники, всту­пающие в игру, должны помнить, что им едва ли удастся справиться с заданием лучше, чем тем, над кем они смеялись. Игра доставляет боль­шое удовольствие и рождает хорошее настроение. Вам понадобится очень много свободного места, потолок в помещении должен быть высоким. Лучше всего проводить игру под открытым небом, но можно использовать и спортзал.

 

Материалы-------------------------------------------------------------------

Каждому участнику понадобятся один-два предмета, которые можно подбрасывать. Они должны быть мягкими: завязанные узлом полотен-' ца, маленькие мягкие мячи, плюшевые игрушки и т. п.

1. Группа встает в круг диаметром примерно 10 м. В центр круга встают два-три игрока, прижавшись спинами друг к другу. Они могут двигаться только вместе, при этом контакт спинами должен сохраняться. (Есте­ственно, диаметр круга и число стоящих в центре зависят от количе­ства игроков.)

2. Каждый игрок внешнего круга держит в руках один-два предмета — это «звезды», которые ему предстоит бросать стоящим в центре.

3. Кто-либо из группы громко считает до трех, и все игроки внешнего круга одновременно подбрасывают находящиеся у них предметы, при­чем стараются сделать это так, чтобы «звезды» падали прямо на стоя­щих в центре. Игроки, стоящие в центре, должны ловить «звезды» руками. Процент успеха, как правило, достаточно небольшой, и в ско­ром времени игроки замечают, что их возможности исчерпаны.

4. Дайте через некоторое время и другим игрокам попробовать свои силы. Если кто-то поймает хотя бы одну «звезду», то это уже считается дос­тижением, а результат в две «звезды» вообще можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса.


 

Облава

20 минут

За воинственным названием этого упражнения на самом деле скрыва-ется игра, требующая не столько силы и скорости, сколько правиль­ной стратегии и коммуникации.

Вам понадобится площадка для игры, границы которой Вы сможете, если надо, увеличить. Лучше всего играть на улице, на лужайке, спортивной площадке или в спортивном зале.

Материалы-------------------------------------------------------------------

Для игры потребуется множество старых газет, которые нужно свер­нуть в трубки.

1. В этом упражнении могут одновременно принимать участие от деся­ти до тридцати человек. Участники разбиваются на пары и берут друг друга за руки. В другую руку каждый берет «дубинку» — свернутую трубкой газету.

2. Задача охотников — прикоснуться своей дубинкой к кому-нибудь из других пар. Если им это удалось, то пары сливаются в квартет. Квар­тет тоже держится за руки, а дубинками орудуют только два крайних игрока.

3. Если квартет во время игры расцепил руки, он выбывает из игры. (Вы­бывшим следует покинуть игровое поле.) Если какая-нибудь убегаю­щая пара расцепляет руки или выходит за границы игровой площадки, то она автоматически считается пойманной и вливается в пару своих охотников, превращая ее в квартет.

4. Из соображений безопасности запрещается проскакивать под сцеп­ленными руками других игроков.

5. Чтобы игра быстрее набрала темп, начинать ее нужно на небольшом игровом поле. Ограничьте его с трех сторон, а сами встаньте, раски­нув руки, с четвертой стороны, чтобы можно было расширить поле по ходу игры, просто отойдя на несколько шагов назад.

6. Чтобы сделать игру более захватывающей, разрешите игрокам изме­нять направление бега. Допустим, игроки могут на мгновение расце-

* пить руки, повернуться на 180 градусов, взяться за руки и бежать в другом направлении.

 

7. Особый интерес придаст игре следующее правило: если команда охот-
ников возросла до восьми человек, она делится на две и продолжает
игру квартетами. Вы должны в этом случае раздать недостающие ду-
бинки крайним игрокам квартетов.

 

8. Команды могут действовать чрезвычайно эффективно, если будут ко-
ординировать свои действия. Если они так и действуют, это говорит
о проницательности входящих в них участников и их способности к ко-
операции. Упражнение продолжается до тех пор, пока не будет поймана
последняя свободная пара.

 

9. В конце подведите итоги, обсудив прежде всего вопросы координа­ции и взаимодействия участников.


Пять секунд и пять игроков

10 минут

Это упражнение кажется на первый взгляд простым, но подобное впе­чатление обманчиво. Чтобы достичь поставленной цели, группа долж­на действовать очень внимательно.

1. Во время выполнения упражнения все участники должны видеть друг друга, поэтому усадите их в круг на полу.

2. Запрещено разговаривать.

3. Каждый из участников в любое время может встать, но стоять дольше 5 секунд не разрешается, затем игрок должен будет снова сесть. При желании можно встать сразу после этого. Задача группы состоит в том, чтобы в каждый момент времени стояло ровно пять игроков — не бо­лее и не менее.

Замечания |

Наиболее подходящая для этого упражнения величина группы — во-семь-двенадцать человек. Если же группа больше, то разбейте ее на подгруппы в среднем по восемь человек. Скорее всего подгруппы най­дут свой ритм, и достаточно быстро, но участникам не вредно и потре­нироваться. Вы можете усложнить игру, если уменьшите время стояния на 2-3 секунды.


Ян-Кем-По!

10 минут

Эта японская игра соответствует распространенной у нас игре «Ка-мень-ножницы-бумага». Игроки показывают:

• камень (сжатый кулак),

• ножницы (образуя указательным и средним пальцами знак «V»),

• бумагу (показывая раскрытую ладонь). Каждый символ может победить другой:

• камень тупит ножницы,

• ножницы режут бумагу,

• бумага заворачивает камень.

 

1. Два игрока стоят друг напротив друга. Оба трясут сжатой в кулак пра­вой рукой и восклицают: «Ян-Кем-По!»

2. Как только прозвучал возглас, оба вытягивают вперед правую руку и показывают выбранный ими символ, рассчитывая, что он победит сим­вол партнера (камень побеждает ножницы, ножницы побеждают бу­магу, бумага побеждает камень).

3. Когда пары потренировались так несколько раз, вся группа встает в круг. Один игрок встает в центр, сжимает в кулак правую руку, все кричат: «Ян-Кем-По!» и показывают свои символы. Тот, кто стоит в центре, тоже выбирает свой символ и поднимает руку над головой.

4. Тот игрок, который трижды победит стоящего в центре, занимает его место.

Замечания

Это упражнение дает участникам возможность отдохнуть и быть гото­выми выполнять более сложные задания.

ГУ


Преувеличение

10 минут

Это очень хорошее упражнение для начала занятия, когда все прихо-дят на тренинг с различным настроением. Во время упражнения каж­дый сможет выразить свое сиюминутное настроение и почувствовать, как оно изменяется, когда его пародируют все остальные члены группы.

1. Все участники ходят по комнате. Руководитель группы принимает активное участие в игре, чтобы «разогреть» игроков и показать, как проходит игра.

2. Через некоторое время Вы изменяете характер движения, начиная пантомимически выражать свое настроение в данный момент. Если Вас переполняет жажда деятельности, Вы можете прыгать по комнате и при этом громко кричать, петь, в общем — делать то, что Вам сейчас хочется. Остальные должны копировать Ваши движения и звуки и даже слегка их преувеличивать.

3. Через 30 секунд Вы кладете руку на плечо какому-нибудь участнику. Это означает, что теперь наступила его очередь выражать свои чув­ства при помощи разнообразных звуков и движений. Группа, как и в предыдущем случае, пародирует ведущего, слегка искажая его дви­жения в сторону большей комичности.

Замечания

Так продолжается до тех пор, пока каждый участник не выразит свое настроение. Обычно в результате этой процедуры группа приходит в бодрое, рабочее состояние.

Стена

10 минут

Е

сли Вы работаете с физически подготовленной группой и участники хорошо друг к другу относятся, то эта игра оставит у них самые при­ятные впечатления.

Вам потребуется достаточно большое пространство, освобожденное от мебели с острыми углами, о которую игроки могли бы удариться. Можно провести упражнение на открытом воздухе.

1. Группа собирается в круг. Один из участников встает в центр круга, еще один остается за кругом. Все стоящие в круге должны снять часы и кольца и взять друг друга под руки, при этом образуется сплошная «стена».

2. Цель игры состоит в том, чтобы двое «свободных» участников преодо­лели «стену». Тот, кто снаружи, представляет себе, что ему жизненно необходимо оказаться внутри круга, и начинает ломать «стену» сна­ружи. Тому, кто находится внутри круга, необходимо освободиться и выйти наружу.

3.Договоритесь с игроками о правилах безопасности:

 

• Запрещено, чтобы игроки взбирались на «стену» (то есть на плечи и головы товарищей).

• Если хотя бы на ком-то из участников тяжелые ботинки, желатель­но, чтобы вообще все играющие разулись.

• Если кто-то крикнет: «Стоп!», то игра должна быть немедленно ос­тановлена. Стоп-сигнал может подать руководитель группы или один из участников, если чувствует, что сейчас произойдет неприятность.

4. Во время игры разрешается разговаривать, это могут делать в целях
взаимодействия и двое ломающих «стену». Но не говорите им об этом.
Конечно, так им будет намного проще достичь своей цели. Однако мо-
жет случиться и так, что они не догадаются об этой возможности.

 

5 Игра заканчивается, когда «стена» преодолена обоими игроками. В конце предложите всем рассказать о своих чувствах и наблюдени­ях.

Часы

10 минут

 

Очень динамичное упражнение, в котором группа борется сама с со-бой и пытается раз за разом улучшить свой результат. Здесь наилуч­шим образом сочетаются разминка и упражнение на взаимодействие. Отставьте в стороны столы и стулья, так чтобы образовалось свободное место. Эту игру хорошо проводить на открытом воздухе.

1. Подготовьте группу при помощи упражнения «Командная аэробика» (см. первое упражнение этой главы).

2. Участники встают в круг, держась за руки. Задача состоит в следую­щем: играющие должны пройти полный круг сначала по часовой стрелке, а затем в обратную сторону таким образом, чтобы каждый участник снова оказался на том же месте, где стоял в начале упражне­ния. Сложность в том, чтобы совершить эти движения как можно быстрее. Скажите, что Вы засекаете время (лучше всего воспользо­ваться секундомером, который считает сотые доли секунды).

3. Если контакт между участниками вдруг прервался, попытка не засчи­тывается.

4. По всей видимости, Вам пригодятся некоторые критерии для оценки успехов игроков. Хорошее время для тридцати участников — 30 се­кунд. Можно использовать следующую формулу: отведите на одного человека 1 секунду и прибавьте еще 1 секунду на каждые десять игро­ков.

5. Положите на пол напротив друг друга два предмета, которые будут служить ориентирами для группы на время вращения: их можно ис­пользовать как знаки старта и финиша.

6. Если Вы захотите усложнить игру, предложите игрокам выполнять все действия на корточках. Не давайте группе никаких указаний, кото­рые могли бы повысить скорость вращения, но в любом случае предо-ставьте участникам возможность подвести итоги и обсудить процесС взаимодействия и стратегию.

Сибирская дуэль

5 минут

Г

оворят, что эта интересная игра была придумана в Сибири. Если Ваша группа невнимательна, потеряла интерес к занятиям или по каким-то причинам пребывает в плохом настроении, это упражнение предос­тавляет отличную возможность справиться с усталостью и поднять тонус. Вам потребуется много свободного места, так что отставьте в стороны стулья и столы.

 

Материалы

Вам потребуются четыре ложки — чайные или столовые — и две очень маленькие луковицы. Вместо луковиц можно использовать стеклян­ные шарики (однако луковицы предпочтительнее). Помимо этого, Вам понадобится веревка длиной около 4 м.

1. Для игры нужны двое добровольцев. Положите веревку на пол в фор­ме круга — это будет площадка для дуэли. Игроки встают в круг друг напротив друга. Каждый кладет свою луковицу на одну из ложек, и после этого до луковиц уже нельзя дотрагиваться. Во второй руке каж­дый держит пустую ложку. Игроки должны будут пытаться сбросить чужую луковицу и при этом удержать свою на ложке.

2. Во время игры действуют три правила:

 

• игроки не должны покидать пределы круга,

• нельзя прикасаться ложкой к партнеру,

• нельзя умышленно сталкиваться.

3. «Сибирская дуэль» похожа на балет, она нравится и участникам, и зри-
телям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.