Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская таможенная академия ГТК РФ, 2004 2 страница






Дигесты (пандекты) были составлены в 530 ‑ 533 годах. Это были выдержки из сочинений 40 юристов. Одна треть всего объема Дигест составляли сочинения Ульпиана, одну шестую – выдержки из сочинений Павла. Дигесты регулировали широкий круг общественных отношений.

Кодекс – собрание императорских конституций был составлен в 529 г. (последняя редакция – 534 г.). Состоял из 12 книг. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Книги 1, 9 ‑ 12 были посвящены различным вопросам публичного права, книги 2 ‑ 8 – частному праву.

Новеллы Юстиниана были составлены в 535 ‑ 555 годах и представляли собой распоряжения императора Юстиниана, сведенные в общий сборник по вопросам публичного и частного права.

В 12 в. в Византии была проведена полная кодификация Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, которая получили название «Свод гражданского права».

Рецепция римского права. За тысячелетнюю историю Римского государства римское право превратилось в инструмент правового регулирования отношений в обществе с развитой товарно-денежной экономикой. Как отмечал Ф.Энгельс, римское право – это «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Соч. т. 20, с. 105). И хотя в средние века римское право практически вышло из употребления, его продолжали изучать в университетах, как «разум, выраженный в текстах».

Традиции изучения римского права в университетах и его приспособленность к нуждам рыночных отношений позволили ему получить вторую жизнь в период зарождения капиталистических отношений в Европе в Новое время. Произошла рецепция – то есть сознательное его заимствование и использование в судах, а также при разработке собственного законодательства стран Европы.

Рецепция римского права происходила в следующих формах:

1) изучение в учебных заведениях как юридической общеобразовательной дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих юристов;

2) изучение римского частного права как достояния культуры;

3) исследование, анализ и комментирование римских юридических источников;

4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;

5) использование норм позитивного РЧП (источников) как образца при создании нормативных актов;

6) использование римско-правовой методики создания нормативных правовых актов или практики их реализации;

7) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий РЧП.

В реальной практике рецепция, как правило, происходит не в одной какой-либо форме, а в их совокупности и взаимодействии.

Различают рецепцию прямую и опосредованную. Прямая рецепция встречается не часто. Пример тому, рецепция римского права в Византии. Чаще заимствование происходит путем заимствования идей из римской правовой системы, уже рецептированной какой-либо страной.

Рецепция бывает также явной и латентной. Это бывает, как правило в тех случаях, когда заимствование определенных идей РЧП происходит в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально иной подход, отказ от «устаревшего права» и т.д. Такой подход имел место в советском гражданском процессе.

Существует три оригинальных типа рецепции РЧП: 1) византийский; 2) западноевропейский континентальный; 3) английский. Суть их заключается в следующем.

Византийский тип рецепции – это проведение систематических работ в отношении РЧП на материалах первоисточников, без глубокого исследования принципов и закономерностей римского права; создание собственного частного права по инициативе «сверху»; ограничение в пространстве процесса рецепции – в рамках одной империи, двух ‑ трех городов. Естественный ход рецепции приостанавливался или прекращался в связи с завоеванием Византии крестоносцами, а затем и турками в 15 веке.

Западноевропейский континентальный тип рецепции характеризовался длительным сроком общего процесса рецепции, основательным и творческим исследованием духа и буквы РЧП, наличием философского базиса, проведением рецепции по инициативе «снизу», разнообразием форм рецепции; доведением ее до логического конца, фундаментальностью кодификации, проведенной на основе положений РЧП.

Англосаксонская рецепция проводилась в специфических формах и заключалась в восприятие духа РЧП, концепции создания норм позитивного права, юридической техники.

Для современного юриста знание основ РЧП очень важно для будущей деятельности. Это позволит расширить правовой кругозор и культуру, освоить юридическую технику, приобрести практические навыки аналитической работы с нормой закона, фактическим составом конкретного жизненного случая, делать правильные, юридически выверенные выводы и рекомендации.


 

ТЕМА 2. ЛИЦА В РИМСКОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

Правоспособность по римскому праву. Правовое положение римских граждан.

Правовое положение других категорий жителей Рима. Юридические лица

 

Система римского права строилась по принципу деления права на: а) лица; б) вещи и в) юридические действия.

Первым из этих институтов следует рассмотреть положения, относящиеся к правовому статусу лиц. Это соответствует римской правовой доктрине, отдававшей приоритет определению принципиальных положений правосубъектности: «Сперва поговорим о лицах, ‑ писал Юстинианн, ‑ недостаточно ведь знать права, если игнорируются лица, ради которых они установлены» (Институции Юстиниана. 1.2.12).

Правоспособность по римскому праву. По природе все люди равны, говорили римские юристы, но jus gentium (право народов) налагало определенные ограничения на отдельных из них. Принадлежность к сообществу (civitas) определяло как их права, так и обязанности. Члены сообщества имели право на защиту своих интересов со стороны закона, принятого в данном сообществе, при условии, что они сами ему следуют.

В римском праве различали несколько категорий лиц – personae. Personae это то качество, в котором отдельный индивид предстоит перед законом или находится в отношении с другими лицами. Лицо – это всегда ипостась конкретного человека. Римское право не знало юридических лиц в современном понимании этого термина.

Не все члены римского общества могли быть носителями прав. Рабы, например, не обладали такими качествами, они являлись говорящим орудием, вещью.

В силу социальной неоднородности рабовладельческого общества, и вследствие этого, неодинаковой способности членов общества быть носителями прав римляне ввели институт правоспособности.

Правоспособность – это способность физического лица быть субъектом, носителем прав. Она возникала в момент рождения. В особых случаях зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом права, например права на имущество. Он мог быть наследником отцовского имущества.

Полная правоспособность состояла из трех элементов: 1) состояния свободы (status libertatis); 2) состояния гражданства (status civitatis); 3) семейного состояния (status familiae).

Утрата одного из них приводила к умалению правоспособности: свободы (maxima), гражданства (media) и семейного положения (minima).

В силу состояния свободы различались – свободные и рабы; в силу состояния гражданстваримские граждане (квириты) и другие свободные (латины, перегрины, вольноотпущенники); в силу семейного состояниясамостоятельные отцы семейства и подвластные какому-либо лицу (рабы, домочадцы и дети). Полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Persona sui iuris – это лицо, которое никому не подвластно. Практически таким в древнюю эпоху являлся только господин большой патриархальной семьи.

Правоспособность свободных не оставалась неизменной. По мере развития Рима различия между отдельными группами населения сглаживались. В соответствии с конституцией Каракаллы в 212 г. было закреплено формальное равенство свободных людей в области частного права.

Правовое положение римских граждан. Как уже отмечалось выше, по состоянию гражданства различались римские граждане – квириты и другие свободные.

Римское гражданство приобреталось четырьмя способами, а именно путем:

1) рождения от римских граждан;

2) освобождения от рабства;

3) усыновления римским гражданином иностранца;

4) предоставления римского гражданства отдельным лицам или общинам (главным образом в период империи).

Римское гражданство прекращалось: естественной смертью; в случае захвата в плен; в случае осуждения к тяжелому уголовному наказанию (изгнание, высылка, бессрочные каторжные работы).

Правоспособность квиритов в области частного права складывалась из права вступать в законный брак и из права совершать сделки, торговать.

Для раннего римского цивильного права было характерно установление различной гражданской правоспособности для различных социальных слоев квиритов, в частности для патрициев, клиентов и плебеев.

Патриции, будучи полноправными членами родовой организации раннего Рима (имевшие отцов в Сенате), обладали всей совокупностью публичных и частных прав, некоторые из которых носили монопольный характер.

  Пример: только патрициям первоначально принадлежало право оккупации земель из общественного фонда (ager publicus). Только они имели право заключать некоторые виды брака (cum manu), что, в свою очередь, давало привилегии в будущем детям, рожденным в таком браке.

Клиенты входили в семьи и роды патрициев в качестве зависимых членов и должны были выполнять ряд обязанностей по отношению к своему хозяину. Но эти отношения порождали определенные обязанности патрициев – они должны были охранять и защищать клиентов, что обеспечивалось санкцией сакрального характера: «Пусть будет предан богам подземным (то есть проклятию) тот патрон, который причиняет вред (своему) клиенту», ‑ гласила Таблица 8.21. Кроме этого, клиенты имели право доступа к общественным землям, как члены фамилии патрона. Постепенно их статус изменился, но зависимость сохранилась даже в период Империи.

Плебеи не были первоначально включены в родовую структуру раннего Рима, очевидно, потому, что эта категория граждан начала формироваться позже, чем остальные, возможно, за счет вновь пришедших после образования Рима. По этим причинам плебеи, хотя и были свободными гражданами, оставались неравноправными с патрициями в правовом отношении. Наиболее существенным ограничением их гражданской правоспособности было то, что они не допускались к разделу земель общественного фонда. Многих плебеев за долги обращали в рабство. Они не принимали участия в управлении государством.

Уже с самого начала V века до н.э. между плебеями и патрициями разгорелась острая борьба. Эта борьба растянулась на два столетия. В результате долгой и трудной борьбы плебеев за уравнение их в правах с патрициями, двух сецессий (удалений на Священную Гору у реки Аниен приблизительно в 5 км от города) и угрозы третьей сецессии им удалось добиться опубликования древнего устного права, знание которого было монополией жрецов (Законы XII таблиц), отмены запрета на брак плебеев с патрициями, допуска к распределению общественных земель. Начиная с IV в. до н.э. они были также постепенно уравнены с патрициями в политических правах, что привело к стиранию различий между ними и обеспечило социальный мир до периода гражданских войн. Они получили право избирать народных трибунов, которые защищали плебс от произвола патрициев.

Таким образом, динамику правового статуса в раннем Риме определяла дифференциация свободных граждан в зависимости от принадлежности к тому или иному слою, определяющая отношение к основному богатству Рима того времени – общественным землям. Кроме того, правовое положение свободных римских граждан зависело от их статуса в фамилии, являвшейся основной ячейкой древнеримского общества.

Способность приобретать права и нести обязанности римские юристы называли дееспособность. Она признавалась в Риме не за всеми квиритами. Выделяли недееспособных, частично недееспособных, ограниченно дееспособных.

Недееспособными признавались: дети в возрасте до 7 лет; душевнобольные и слабоумные.

Для душевнобольных и слабоумных назначался попечитель, который мог от их имени совершать различные сделки, торговать.

Частично недееспособными признавались: мальчики в возрасте 7 ‑ 14 лет; девочки в возрасте 7 ‑ 12 лет.

Они могли совершать действия, которые были связаны лишь с приобретением чего-либо, но не влекли потерь и не устанавливали обязанностей. В двух последних случаях для совершения сделки требовалось разрешение опекуна (ближайшего родственника по указанию отца, сделанному в завещании). Такое разрешение опекун должен был дать в момент совершения сделки.

Ограниченно дееспособными были: лица в возрасте с 14(12) лет до 25 лет; «расточители»; бесчестные.

Лицам в возрасте 14(12) – 25 лет предоставлялось право обратиться к претору, чтобы последний дал возможность отказаться от заключенной сделки (так называемая реституция). Со 2 века н.э. эти лица имели право требовать для себя попечителя(куратора). В этом случае для действительности совершаемых ими сделок, с которыми было связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое последний мог дать в любое время. Без согласия попечителя эти лица могли вступать в брак, составлять завещания.

«Расточителями» признавались слабовольные лица, то есть те, кто был не свободен соблюдать необходимую меру в расходовании имущества, что создавало угрозу разорения. В силу этого сделки, связанные с уменьшением имущества этих лиц и установлением обязательства, а также составление завещания совершалось с участием попечителя.

«Бесчестие» наступало: а) при осуждении за уголовные преступления; б) при осуждении за особо порочные правонарушения; в) при присуждении некоторых исков (где необходима исключительная честность – договоры хранения, товарищества и т.п.); г) при нарушении некоторых норм, касающихся брака (например, вдова не вправе была вступать в новый брак ранее, чем через год после смерти мужа). Эти лица существенно ограничивались по римскому классическому праву. Они не могли вступать в законный римский брак со свободнорожденными, были ограничены в области наследования и процессуальной сфере. Им запрещалось представлять в суде интересы других лиц, а также возлагать на кого-либо обязанности по представлению в процессе своих интересов. К этой категории относились и лица, некоторых профессий, считавшихся уже само по себе позорящими. Например, актерство, проституция, сводничество и т.п.

Женщины в республиканский период находились под опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. Они не могли заключать договоры. Предполагается, что такое ограничение возникло в древнейшие времена, когда защита прав являлась делом личным и защищать их можно было лишь при помощи оружия. Поскольку женщина не могла этого делать, она нуждалась в опеке. Уже к концу классического периода женщины, не находящиеся под властью мужа или отца, получили право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Однако они не имели права принимать на себя ответственность по чужим долгам.

И все же римские юристы считали, что женщины являются легкомысленными от природы и могут попасть в сложное положение вследствие своих личных качеств (Гай. Институции. 1.144 – 145). Поэтому они не могли принимать на себя чужие долги, быть опекуном (исключение из этого правила появилось только в позднем римском праве), составлять завещание.

Однако признание женщины особо легкомысленной имело для нее свои преимущества. Например, им разрешалось при определенных обстоятельствах ссылаться на незнание закона как основание для освобождения от ответственности.

Правовое положение других категорий жителей Рима.Наряду с квиритами в Рима были и другие жители, которые имели ограниченную дееспособность. Они назывались «чужаками», негражданами. К ним относились латины, перегрины, либертины и колоны.

С развитием хозяйственной жизни и торговли, по мере их втягивания в торгово-денежные отношения с квиритами ограниченная правоспособность снималась. В Риме не было выработано каких-либо общих правил о правоспособности чужаков. Их правоспособность определялась путем установления правового положения отдельных категорий «неграждан».

Чужестранцы (hostes – враги) не обладали ни политическими, ни имущественными, ни семейными правами. Из этого правила было сделано исключение лишь для латинов, т.е. жителей общин Лациум, входивших вместе с Римом в Латинский союз, который распался в IV в. до н.э. Это так называемые древние латины. Они хотя и не включались в состав римских граждан, но могли заключать сделки на территории Рима и выступать в суде. Иногда им разрешалось вступать в брак с римскими гражданами и участвовать в работе народного собрания с правом голоса. В I в. до н.э. латинские общины в Италии получили право римского гражданства.

Позднее появились латины колоний – жители колоний Рима, внеиталийских общин. Они пользовались правом заключать сделки, участвовать в суде, но были лишены права заключать браки с римскими гражданами и составлять завещания.

После предоставления императором Каркаллой в 212 г. римского гражданства всем подданным Империи, категория латины утратила свое значение.

Все остальные (кроме латинов) чужестранцы именовались перегринами. Это были: а) жители «сдавшихся» областей, включенных в состав Римского государства, но не получившие ни прав квиритов, ни прав латинов; б) римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания.

Вначале на них не распространялось римское право, поэтому на территории Рима они были наиболее бесправными. В своих общинах они жили по своему праву. С развитием хозяйственных связей правоотношения между перегринами и квиритами, между перегринами в Риме стали регулироваться «правом народов». Императором Каркаллой также в 212 г. им были предоставлены права квиритов.

Существовала еще одна категория свободных – либертины (вольноотпущенники). К ним относились отпущенные на волю рабы в результате манумиссии. Манумиссия получила развитие в начале нашей эры. Общее правило было здесь таковым: либертины приобретают статус того, кто дал им волю. Даже имя его было связано с бывшим хозяином. Он получал прономен (личное имя) и номен (имя рода) своего прежнего хозяина, а его прежнее имя становилось когноменом (именем, прозвищем, сохранявшимся за ветвью рода).

Из этого правила были исключения: во-первых, если даже либертин был отпущен римлянином, он не приобретал политических прав квирита в полном объеме (не мог занимать почетные должности). Во-вторых, они не могли вступать в брак со свободнорожденными квиритами, а позднее, после 1 века – с лицами сенаторского звания. В-третьих, с бывшим хозяином сохранялись отношения патроната, он не мог обращаться в суд с иском против бывшего хозяина, был обязан предоставлять ему некоторые услуги. В период империи существовало правило, согласно которому в случае злостного неисполнения отпущенным его обязанностей, он мог быть возвращен в рабство своему хозяину или продан в рабство на сторону. При патронате устанавливались также взаимные обязанности помогать либертину материально, давать алименты. Однако назвать эти отношения равноправными нельзя.

Если прежний хозяин был латинянином или перегрином, то вольноотпущенник получал соответствующие ограниченные права.

Особенности в своем правовом положении имели и колоны. В период Республики и принципата колоны – это арендаторы чужой земли, но юридически независимые. Арендатора и хозяина связывали обязательства по договору аренды.

При доминате колоны постепенно попадают в зависимость от хозяев. Так, Конституцией 322 г. впервые предусматривалось, что колоны могут быть принудительно возвращены на самовольно оставленные ими участки. В 357 году законом было запрещено продавать землю без колонов, живущих на ней. Они превратились в крепостных, наследственно прикрепленных к земле.

Это была новая категория граждан: не лишенных правоспособности в сфере гражданско-правовых отношений, но прикованных к земле, на которой они живут и которую возделывают.

Основаниями для установления колоната какому-то человеку по Юстиниану были: а) если один из родителей – колон; б) при наличии соглашения о колонате; в) при проживании в течение 30 лет на чужой земле на тех же условиях, на которых живут колоны; г) обращение в колонов трудоспособных лиц, которых обнаружили занимающимися попрошайничеством.

Наиболее бесправной категорией населения были рабы. Рабство устанавливалось в следующих случаях:

а) военный плен или захват лиц, не принадлежащих к государству, связанному с Римом договором;

б) рождения от рабыни, даже если отец являлся свободным (если мать была свободной, а отец рабом, то ребенок признавался свободным);

в) лишение свободы в связи с осуждением к смертной казни или к работам в рудниках;

г) продажа в рабство (в древнейшие времена).

Первоначально раб не считался вещью, был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же садился за стол. Личность раба защищал обычай – никто не имел права обращаться с ним изуверски.

С ростом завоеванных территорий увеличилось число рабов, рабство стало основой производства. Труд рабов использовался на тех объектах, которые были направлены на рынок. Это изменило социальное положение рабов. Он стал необходимой говорящей вещью, орудием. Его можно было купить, продать, заложить, сдать внаем. Его можно было убить. Если имело место убийство господина, то все рабы, находившиеся в это время под той же крышей, подлежали смертной казни.

В первые века нашей эры на смену небольшим рабовладельческим поместьям пришли огромные хозяйства ‑ латифундии. Рабский труд стал малопроизводительным. Раб не оправдывал расходов даже на свое содержание. В этих условиях появилась новая форма их эксплуатации – пекулий. Пекулием называлась часть имущества рабовладельца, предоставляемая последним рабу для ведения хозяйства – земля, деньги и т.п. Иногда раб мог быть назначен капитаном судна, управляющим. В ходе управления имуществом он мог заключать сделки, но ответственность по ним падала на хозяина. Она ограничивалась стоимостью пекулия. Рабу давался иск против хозяина, если тот проводил расчеты с ним неправильно.

Кроме пекулия, существовали специальные преторские иски, характер которых определялся видами деятельности раба:

1. Actio institoria давал претор в тех случаях, когда хозяин назначал раба руководителем своего предприятия. На хозяина возлагалась ответственность за деятельность раба в полном размере.

2. Аналогично решалась проблема возмещения убытков или исполнения обязательств по договорам, заключенным рабом – капитаном судна. Здесь давали иск – Actio exercitoria.

3. Actio quod jssu – раб заключал сделку на основании предварительной договоренности своего хозяина с третьим лицом. В этом случае хозяин отвечал полностью.

4. Actio de in rem verso – хозяин в пределах полученного имущества отвечал за сделки раба, по которым имущество перешло в собственность хозяина.

Кроме того, хозяин отвечал за вред, причиненный его рабом другому лицу.

Юридические лица. Римскому праву известны два вида субъектов: лица физические, о которых речь шла ранее, и лица юридические.

Вместе с тем детальной характеристики, разработки этого понятия в то время еще не было. В Древнем Риме существовали образования, которые выступали как единое целое и не были зависимы от состава участников и его изменений (сколько бы воинов не поменялось в легионе, он оставался самим собой, то есть. легионом). Но имущество еще не считалось принадлежащим организации по нормам частного права, не было отделенным от имущества членов организации и не участвовало в гражданском обороте.

Уже в древнейшие времена существовали различные частные корпорации (религиозные, профессиональные союзы и другие. Они упоминаются в Законах XII таблиц. Однако более четко идея юридического лица была сформулирована только во второй половине существования Республики, когда в состав Римского государства вошло множество новых административных единиц, за которыми традиционно признавалось право на самоуправление. Это municipium гордские общины, которые ранее были самостоятельными, а затем вошли в состав Рима с сохранением той или иной степени самостоятельности. В силу этих обстоятельств они были отнесены к числу субъектов частного права. Эдикт претора признавал за ними право быть истцами и ответчиками в суде. Свою процессуальную правоспособность они осуществляли через представителей, которые назначались в каждом конкретном случае декретом муниципального сената. Они действовали от имени всей общины, как совокупность. Со временем была признана возможность для муниципий заключать в таком же порядке договоры и осуществлять иные действия с юридическими последствиями. Однако даже в классическом римском праве не определялась ответственность муниципии за деликты ее представителей, и классическими юристами обсуждался вопрос о том, может ли она быть субъектом владения, суть ее как юридического лица сомнений не вызывала.

Со временем выработанную в отношении муниципий идею юридического лица переносят на частные корпорации, коллегии. Если в первой половине существования Республики объединения граждан могли создаваться без каких-либо ограничений, то в последние столетия до нашей эры вводится ряд ограничений, связанных с политическими, религиозными и морально-этическими соображениями. Сенатусконсультом 64 г. до н.э. были распущены все коллегии, которые после расследования магистратов были признаны вредными для общественного порядка. Через шесть лет они были восстановлены, но еще через два года сенат снова их ликвидировал поскольку они превратились в политические клубы. Цезарь вообще ликвидировал все коллегии, кроме наидревнейших. Законом императора Августа было установлено общее правило, по которому для создания объединений требовалось разрешение Сената.

В начале империи юридическими лицами признавались муниципии и частные корпорации. Приблизительно на это же время приходится признание в качестве юридического лица государства, которое персонифицировалось в казне.

Со временем юридическими лицами стали признаваться учреждения. Побудительным толчком к этому послужило признание в 380 году христианства государственной религией. Церковные учреждения приобрели право получать имущество по договорам и завещаниям, быть кредиторами, выступать в суде и т.д. От церкви правоспособность распространялась на различные частные благотворительные учреждения – госпитали, приюты и т.п., поскольку они находились под надзором церкви.

Прекращение юридических лиц имело место по достижении цели их деятельности, при распадении состава юридического лица, если деятельность организации принимала противозаконный характер.

Таким образом, римское частное право не имело детально разработанного понятия и теории юридического лица. Вместе с тем была четко обозначена его идея и сформулированы основные практические выводы этой идеи: определено понятие правоспособности особой, отдельной от правоспособности физического лица; разработаны приемы искусственной дееспособности и главные типы юридических лиц.


 

ТЕМА 3. ЗАЩИТА НАРУШЕННЫХ ПРАВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Государственный суд в Древнем Риме. Производство дел по частным спорам.

Особые средства преторской защиты. Понятие и виды исков. Исковая давность

Государственный суд в Древнем Риме. Одной из особенностей судебной системы Рима являлось отсутствие там, на протяжении длительного периода времени органов, которые специально наделенных только судебными полномочиями. Отправляли правосудие органы государственной власти и управления.

Так, если преступление было направлено против государства, то преступник отвечал перед народным собранием или царем. Некоторое время часть преступлений против религии рассматривалось коллегией жрецов.

В случае правонарушений в отношении частных лиц потерпевшие сами защищали свои права. Подтверждением этого являлось закрепленная законом форма защиты нарушенного права в виде непосредственной расправы потерпевшего с виновным. Если возникали имущественные споры, вытекавшие из сделок между лицами, то государственные органы защищали права граждан лишь тогда, когда для данной категории дел была установлена возможность предъявления иска.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.