Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению темы. и подготовке к семинарскому и практическому занятиям:






и подготовке к семинарскому и практическому занятиям:

Следует помнить, что предварительное расследование является стадией уголовного судопроизводства, на которой осуществляется в полном объеме процесс доказывания, включающий собирание, проверку и оценку доказательств. Исходя из этого, следует повторить темы: «Участники уголовного судопроизводства. Учреждения и органы ФСИН России как органы дознания», «Доказательства и доказывание в уголовном процессе», «Меры процессуального принуждения», «Ходатайства, жалобы и реабилитация», «Процессуальные сроки, издержки и документы». После повторения данных тем и изучения учебных вопросов к семинарскому занятию курсанты должны уметь соотносить уже пройденный материал с изучаемым и устанавливать взаимосвязи.

Первый учебный вопрос: «понятие и признаки стадии предварительного расследования» рекомендуется рассмотреть, применяя метод параллельного анализа, используя знания по теме: «Стадия возбуждения уголовного дела» (понятие и признаки стадии возбуждения уголовного дела, одновременно выполняя задание № 3 для подготовки к семинарскому занятию и изучая учебный вопрос № 2). Сравнительную характеристику, опираясь на нормы общей части УПК РФ и ст. 163–170 УПК РФ, можно провести по обязательным признакам любой стадии уголовного судопроизводства: целям, задачам, кругу участников, процессуальным средствам, процессуальным срокам, мерам процессуального принуждения, итоговым актам. Данные признаки рекомендуется использовать в качестве критериев для сравнения при заполнении таблицы.


 

Критерии сравнения Стадия возбуждения уголовного дела Стадия предварительного расследования
цели    
задачи    
круг участников    
процессуальные средства    
меры процессуального принуждения    
итоговые акты    

 

Формы предварительного расследования (вопрос 2) рекомендуется изучать через их сравнительную характеристику. Курсантам необходимо уяснить, что в полном объеме преступления расследуются только следователями и дознавателями в формах: следствия (ст. 150, 162–163 УПК РФ) и дознания (простое, сокращенное) (ст. 223–226.9). Для качественного изучения данного вопроса курсантам предлагается письменно выполнить задание № 3 к семинарскому занятию. Сравнительную характеристику форм расследования можно проводить по следующим основаниям: по участникам уголовного судопроизводства, срокам, правила продления сроков и др.

Напоминаем, что во ФСИН России в соответствии со ст. 151 УПК РФ нет следователей и дознавателей, поэтому сотрудники ИУ не расследуют преступления в полном объеме, однако могут принимать участие в его процессе (например, проводить неотложные следственные действия, выполнять поручения о производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий).

При изучении третьего учебного вопроса: «Общие условия предварительного расследования» курсанты должны изучить ст. 152–161 УПК РФ.

При рассмотрении общих условий курсантам необходимо:

ü дать понятие общего условия;

ü проблемы его применения;

ü особенности реализации данного общего условия в условиях учреждений, исполняющих наказания.

Особое внимание необходимо обратить на общее условие, предусмотренное ст. 157 УПК РФ — неотложные следственные действия. При подготовке к семинарскому занятию курсанты должны четко уяснить, что неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела, т. е. на начальном этапе стадии предварительного расследования. Поэтому следует внимательно изучить п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК РФ. Следственные действия в стадии возбуждения уголовного дела могут проводить следователи, дознаватели, орган дознания, в стадии предварительного расследования —
следователи, дознаватели, а по их поручению — орган дознания. После изучения данных аспектов курсанты четко должны уяснить вопрос о производстве следственных действий в ИУ; о сотруднике ИУ, как участнике производства следственных действий. В обязательном порядке следует повторить тему № 3 «Участники уголовного судопроизводства. Процессуальный статус должностных лиц уголовно-исполнительной системы», еще раз обратив внимание на процессуальный статус следующих участников уголовного судопроизводства: «дознаватель» (п. 7 ст. 5, ст. 41 УПК РФ); «следователь» (п. 40.1, 41 ст. 5, 38 УПК РФ); «орган дознания» (п. 17, 17.1, 24 ст. 5; ст. 40 УПК РФ).

Изучая вопрос о понятии и видах подследственности (ст. 151 УПК РФ), курсанты четко должны знать типичные преступления, совершаемые в ИУ осужденными лицами и сотрудниками УИС, и определять вид правоохранительного органа, субъекта расследования и форму расследования. Например, побег из места лишения свободы (ч. 1 ст. 313 УК РФ), согласно ч. 3 п. 1 ст. 150 и ч. 3 п. 1 ст. 151 УПК РФ данное преступление расследуется в форме дознания дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации.

Изучая вопрос взаимодействия органов и учреждений ФСИН России в ходе предварительного расследования с другими правоохранительными органами необходимо обратиться к ранее изученным темам «Участники уголовного судопроизводства» и «Меры процессуального принуждения», после чего изучить указанный вопрос в учебной литературе. Необходимо знать виды и формы взаимодействия правоохранительных органов при расследовании преступлений.

По вопросу 4, по согласованию с преподавателем, может быть подготовлен доклад.

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 630 с.

4. Синкин К. А., Кабанова Ж. Ю., Брыляков С. П. Производство неотложных следственных действий в уголовно-исполнительной системе учебное пособие / ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России — Новокузнецк: ООО «Полиграфист». — Новокузнецк, 2011.

 

Дополнительные:

5. Деришев Ю. Уголовное досудебное производство: проблемы и пути реформирования // Уголовный процесс. — 2005. — № 1.

6. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник / под ред. В. А. Лазаревой, А. А. Тарасова. — М., 2013. — 476 с.

7. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / отв. ред. Ю. К. Якимович. — СПб., 2007. — 890 с.

 

Задачи:

Задача 1

21.05.2011 осужденный Мусанин совместно с осужденным Харьковым совершили побег из производственного участка колонии-поселения п. Майзас ГУФСИН России по Кемеровской обл. Скрываясь от правоохранительных органов, они добрались до г. Барабинска, где совершали 2 грабежа и одно разбойное нападение, после чего, оказавшись в г. Новосибирске, они совершили убийство мужчины и женщины. В последствии осужденные Мусанин и Харьков были задержаны в г. Новосибирске.

Определите подследственность и место производство предварительного расследования.

 

Задача 2

Следователем СО ОВД РФ было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью осужденным И. сотруднику отдела безопасности ИК № 42 г. Мариинска, который в последствии скончался.

Как должен был поступить следователь ОВД в данной ситуации? Определите подследственность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.