Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению темы






и подготовке к учебным занятиям:

При изучении темы курсанты должны уяснить понятие и классификацию мер уголовно-процессуального принуждения, которые в соответствии с УПК РФ классифицируются на: задержание, меры пресечения, иные меры процессуального принуждения.

Изучая учебные вопросы, курсанты должны четко уяснить:

ü отличие меры процессуального принуждения «задержание» от меры принуждения, применяемой в административном порядке;

ü сроки задержания;

ü на основании ч. 1 ст. 91 УПК РФ в уголовно-процессуальном порядке вправе задержать лицо: орган дознания, дознаватель,
следователь;

ü основания для избрания мер пресечения;

ü классификацию мер пресечения;

ü порядок применения мер пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу.

Курсантам в обязательном порядке необходимо изучить Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста», Постановление Правительства от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений».

При характеристике некоторых мер процессуального принуждения курсанты должны запомнить:

ü задержание (понятие фактического задержания, срок задержания и продления, субъекты задержания);

ü залог (сумма залога в зависимости от категории преступлений);

ü домашний арест и заключение под стражу (субъекты применения, исполнения, избрания, процессуальные сроки).

Для лучшего усвоения теоретического материала рекомендуется письменно в тетрадь кратко законспектировать основные положения мер пресечения «домашний арест», «заключение под стражу». Можно в виде таблицы по следующему алгоритму:

ü субъект избрания, контроля, исполнения меры пресечения;

ü основания для избрания;

ü виды ограничений и (или) запретов (для домашнего ареста);

ü процессуальные сроки.

Задания, подлежащие выполнению на практических занятиях:

1. Первая часть занятия проходит в форме деловой игры. Курсан-ты, организовав несколько групп, последовательно демонстрируют порядок избрания и применения мер процессуального принуждения:

ü задержание — 1 группа;

ü домашний арест — 2 группа;

ü привод — 3 группа;

ü заключение под стражу — 4 группа.

2. Разбор и анализ работы курсантов в малых группах. Обсуж-дение процессуальных документов.

 

Задания, подлежащие выполнению в часы самостоятельной подготовки к практическим занятиям:

1. Повторить содержание учебных вопросов.

2. Проанализировав нормы УПК РФ и КоАП РФ, определите, чем задержание, применяемое в уголовно-процессуальном порядке, отличается от административного задержания. Результаты сопоставления занесите в рабочие тетради в виде таблицы.

3. Подготовиться к деловой (ролевой) игре по процедуре осуществления следующих мер процессуального принуждения:

ü задержание;

ü избрание меры пресечения в виде домашнего ареста;

ü порядок применения меры пресечения в виде домашнего
ареста;

ü привод;

ü порядок изменения меры пресечения на заключение под
стражу.

4. Составить необходимые процессуальные и служебные документы по процедурам: задержание, избрание меры пресечения в виде домашнего ареста, привода и заключения под стражу.

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий:

Практические занятия по теме «Меры процессуального принуждения» проводятся последовательно и непрерывно в виде двух учебных занятий. На них будут отрабатываться навыки и закрепляться практические умения по порядку задержания, избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, привода и заключения под стражу.

Как во время подготовки, так и непосредственно на практических занятиях работа должна быть организована в малых группах (курсанты делятся самостоятельно). Каждая группа в часы самостоятельной подготовки составляет процессуальные документы по определенному (выбранному) виду процедуры, а на практическом занятии демонстрирует их с помощью мультимедийного оборудования.

При подготовке к деловой (ролевой) игре

Осуществление задержания. При демонстрации данной меры процессуального задержания курсанты должны проговорить весь порядок задержания, обращая внимание на:

участников задержания (процессуальный статус лица: кто будет задерживать, и кого будут задерживать, право на защиту задержанного лица),

время и место,

основание задержания,

производство личного обыска,

производство допроса.

Задержание должно быть продемонстрировано 10–15 мин. При подготовке к деловой игре по осуществлению задержания, курсанты должны четко обозначить вопросы взаимодействия с разными правоохранительными органами (например, следователь, с сотрудниками полиции, прокурором, судом). Поэтому, в нем должны участвовать:

ü сотрудники полиции (например, ППС-1; 2 –– из числа
курсантов);

ü следователь;

ü прокурор;

ü родственник задержанного. Всего 4–5 человек из числа
курсантов.

По окончании порядка задержания курсанты должны составить: протокол задержания и уведомление прокурору о произведенном
адержании.

Избрание меры пресечения в виде домашнего ареста. При демонстрации данной меры пресечения, курсанты малой группы, исходя из условий фабулы, должны правильно выбрать основания для избрания данной меры пресечения и показать свойство «достаточность» доказательств в зале судебного заседания для избрания домашнего ареста. Для этого, необходимо повторить основные положения Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2013 № 41 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста», а также соответствующие нормы УПК РФ.

В этой группе должны участвовать:

ü подозреваемый, которого задержали;

ü защитник,

ü судья,

ü прокурор,

ü следователь.

Последний должен вынести постановление об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, в котором должно прослеживаться свойство «достаточность». Прокурор также считает доказательства для избрания меры пресечения достаточными, позиция защитника прослеживается, что их недостаточно. Судья должен оценить и принять соответствующее решение. Проект решения должен быть подготовлен
заранее.

При этом, необходимо принимать решение, исходя из представленных сторонами доказательств о необходимости или отсутствии необходимости избрания меры пресечения в виде домашнего ареста.

Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается в том же порядке, как избрание меры пресечения в виде домашнего ареста.

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».

7. Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений».

8. Брыляков С. П., Кабанова Ж. Ю. Уголовный процесс. Общая часть: учебное пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. — 144 с.

 

Дополнительные:

9. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. — М.: Юрайт, 2013. — 630 с.

10. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / отв. ред. Ю. К. Якимович. — СПб., 2007. — 809 с.

11. Булатов Б. Б., Николюк В. В. Привод как мера принуждения в стадии исполнения приговора // Российский следователь. — 2013. — № 13.

12. Булатов Б. Б., Николюк В.В. Задержание осужденного, злостно уклоняющегося от исполнения приговора (отбывания наказания) // Уголовное право. — 2013. — № 6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.