Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установка.






Установка - весьма важный шаг алгоритма. Без нее запоминание иногда может вовсе не происходить, а в случае неправильной установки мощность памяти значительно уменьшается. В понятие установки входит несколько элементов.

Во-первых, установка - это самоприказ, команда самому себе на запоминание. Причем, отдавая эту команду, надо четко представлять цель работы: глубокое усвоение материала или знакомство с материалом и выборка основных мыслей.

Установка ведь может быть и непроизвольной: во время поездки в транспорте, например, мы читаем газету, но через некоторое время не можем вспомнить, что читали. Это сработала непроизвольная установка на времяпрепровождение. Нужно было убить время, и мозг эту установку выполнил буквально. Однако, если нас заинтересовала какая-то статья и мы решили ее с кем-то обсудить, то ситуация резко меняется. Заметьте: дело не в том, что статья оказалась интересной, а в том, что мы решили ее обсудить. Процессы, происходящие в коре головного мозга, тут же меняются - происходит осмысление и запоминание информации. Лучшей установкой в этом смысле является установка на контроль. Пообещайте сами себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, - результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать.

Во-вторых, в понятие установки входит настроенность на определенный объем изучаемого материала. Представьте, например, что у вас задание извлечь из статьи, скажем, 6 главных мыслей. Многие сразу начинают читать, не интересуясь размерами статьи. Верно ли это? Объем ее может быть в 2 страницы, а может быть в 12. На одну мысль может в среднем приходиться от одного абзаца до страниц текста. А ведь характер работы в каждом случае будет другой. В одном случае необходимо вчитываться в каждое предложение, в другом - резко увеличить скорость чтения, иначе вместо 6 главных мыслей можно получить несколько десятков - и работа не будет выполнена.

В-третьих, в понятие установки входит настроенность на определенную сложность материала. Материал может быть конкретным - и тогда ЕИ формируется легко, а может быть в высокой степени абстрактным, не совсем понятным, содержащим запутанные логические цепочки. Конечно, подход к работе тоже должен быть разным.

Итоги.

1. Чтобы память работала с высокой производительностью, необходимо добиваться автоматизма в выполнении операций запоминания. Для этого надо тренировать их во всей совокупности, в едином алгоритме запоминания.

2. Установка на запоминание - это не только самоприказ, но и выбор наиболее оптимального режима работы мозга, зависящего от объема и сложности материала.

3. Чтобы в процессе работы не происходила подмена установки и для борьбы с непроизвольными ассоциациями, надо овладеть умением работать ритмично, с чередованием напряжений и расслаблений.

4. При запоминании правил, определений и проч. выгодно сочетать образное запоминание с запоминанием цепочек опорных слов.

5. По окончании запоминания необходимо убедиться в твердом знании материала. " Доводка" отнимает немного времени, но оказывает положительное психологическое воздействие.

7.7. Метод логической цепочки:

Цепочка строится на возможно большем объеме информации (в зависимости от характера текста - 1, 5-3 страницы, а то и более); резко увеличивается скорость чтения, чтобы избавиться от явления гиперболизации; материал упрощается и обозначается образами-символами; по окончании первого чтения необходимо уметь видеть всю цепочку целиком, как единое целое.

В качестве примера рассмотрим работу со статьей Джозефа Вейсса " Подсознательная работа разума". В школе развития интеллекта " МОЛЬТО" мы предлагаем курсантам запомнить эту статью с двумя установками. В первом случае требовалось прочитать и пересказать. Результаты при этой установке, как правило, оставляли желать лучшего: курсанты часто теряли нить рассуждений и несколько раз начинали чтение статьи сначала. Это происходило потому, что установка на пересказ заставляла вчитываться в мелкие детали - что приводило к переполнению регистра оперативной памяти. В другом случае требовалось читать быстро, большими кусками, формировать ЕИ с помощью образов-символов. Результат разительно отличался от первого - большая часть курсантов недоумевала: а что же здесь сложного?

Джозеф Вейсс " Подсознательная работа разума"

Как лечит психотерапевт? Он старается воздействовать на подсознание своего пациента. Отсюда другой, не менее важный вопрос: как функционирует подсознание?

Согласно общепринятому мнению, люди не способны подсознательно осуществлять те виды интеллектуальной деятельности, которые производятся сознательно, например, составлять планы. Однако наши исследования терапевтических методов лечения свидетельствуют, что человек способен подсознательно мыслить, предвидеть последствия, принимать решения, составлять и реализовывать планы. Но это еще не все: можно сделать так, чтобы эти способности содействовали выздоровлению больных, помогая управлять иррациональными установками, эмоциями, поведением.

Целью наших исследований было сравнение двух различных психоаналитических (Фрейдовских) гипотез о природе подсознательной работы разума, имеющих ценность для понимания механизмов терапевтического процесса.

Согласно теории психоанализа у человека с самого раннего детства мощные психические образования, " запретные" для сознания, могут вытесняться в подсознание своего рода " цензурой", которая представляет собой силы, не дающие подавленному психическому материалу вновь проникать в сознание. Однако эти вытесненные в подсознание психические образования (к ним Фрейд вначале относил главным образом сексуальные и агрессивные импульсы, а затем причислил к ним убеждения, суждения и такие переживания, как стыд и чувство вины) продолжают влиять на настроение и поведение человека. Следовательно, они могут усугублять симптомы, заставляющие человека обращаться к психотерапевту, - необъяснимую депрессию, беспредметную тревогу и неадекватное поведение, которые, похоже, плохо поддаются контролю со стороны сознания.

Поскольку " цензура" ограничивает осознание человеком причин собственных поступков и переживаний, ограничивая тем самым и его контроль над различными структурами собственной личности, основное внимание в психоаналитической терапии уделяется тому, чтобы помочь пациенту ослабить силы вытеснения и осознать ранее подавленный психологический материал. Психотерапевт предлагает пациенту прибегнуть к свободным ассоциациям, т. е. облечь в слова все приходящие на ум мысли, образы, воспоминания или переживания. Подобные ассоциации дают ключ к пониманию неосознаваемых влечений и интересов пациента. Психотерапевт соответствующим образом интерпретирует заявления пациента, объясняя ему, какие желания, страхи, убеждения, чувство вины или иные психические образования лежат в их основе. Считается, что объяснение психотерапевта помогает больному постичь, каким образом подсознание влияет на его осознанные мысли, переживание, поведение.

Обе гипотезы, на которых мы сосредоточим свое внимание, согласуются с основными положениями теории психоанализа, но они существенно расходятся в положении о том, в какой степени человек способен контролировать работу своего подсознания. Первая гипотеза, которую мы называем динамической, предполагает, что человек вообще не может или лишь в малой степени может контролировать свою подсознательную психическую жизнь. По этой гипотезе деятельность подсознания складывается главным образом из сил двух типов. С одной стороны, требующие удовлетворения сексуальные и агрессивные импульсы стремятся проникнуть в сознание; с другой стороны, им противодействуют силы вытеснения. Подсознательные импульсы и силы вытеснения взаимодействуют подобно тому, как взаимодействуют физические силы. Так, две противоположные силы взаимо-уничтожатся, если они равны по величине; в противном случае большая сила одолеет сопротивление меньшей. Взаимодействие этих сил и определяет поведение человека.

Вторая гипотеза, которую мы называем гипотезой контроля, допускает, что человек способен в некоторой степени контролировать работу своего подсознания: импульсы и другие психические образования хранятся в подавленном состоянии не из-за того, что силы вытеснения неизбежно превалируют над неосознанными импульсами, но благодаря тому, что человек может, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая настоящее, бессознательно решить, что переживание-либо выражение тех или иных вытесненных ранее психических образований представляло бы для него опасность. Так, возможно, подсознательно принимается решение о том, что проявление любви к определенному человеку грозит унижением.

Гипотеза контроля, кроме того, предполагает, что пациенты, решившие прибегнуть к психотерапии, имеют сильное подсознательное желание вылечиться, а следовательно, подсознательно (равно как и сознательно) хотят осознать вытесненный психический материал и уяснить его значение, а значит, могут решиться на извлечение ранее подавленного психического материала и осознание его, если это больше не представляется ему опасным.

ЕИ может иметь следующий вид:

Причем мысль о том, может ли планирование происходить на подсознательном уровне, на этапе первого чтения несущественна: пока важно понять две гипотезы и теорию " цензуры", на которой они строятся. При вторичном, внимательном чтении выстроится полная логическая цепочка, в которой найдет свое место и первая мысль. Однако на практике почти невозможно сразу определить, какая мысль основная, а какая - ее следствие, поэтому обычно в ЕИ включаются все более или менее крупные мысли.

Тем не менее общая картинка ЕИ оказывается небольшой - ее легко удерживать в памяти. Она становится символом общей идеи статьи и служит фундаментом для понимания дальнейшей информации.

 

Вопросы рубежного контроля:

1.Каковы особенности развития процессов и видов памяти в младшем школьном возрасте.

2.Каковы методы развития процессов памяти в младшем школьном возрасте.

3.Каковы методы развития видов памяти в младшем школьном возрасте.

4.Каковы методы развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовить литературный обзор по методам развития памяти в младшем школьном возрасте.

2.Подобрать методы развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.