Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы коррекции внимания в дошкольном возрасте.






- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

- Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Игра – диагностика:

Проверьте, как развита у ребенка способность к внутреннему плану действий. Сначала покажите, как при повороте квадрата (рис. 1a) по часовой стрелке на 90 градусов - для ребенка говорим: «при повороте один раз» - меняется рисунок внутри квадрата (рис. 1b). Когда малыш разберется, что происходит, предложите ему аналогичные задания: как изменится рисунок при повороте квадрата два, три раза (рис. 1c и 1d)?


а б в г

Рисунок 1. Игра-диагностика.

Для коррекции внутреннего плана действия, связанного с вниманием, можно подобрать различные варианты подобных рисунков в квадратах и попросить ребенка в уме совершить вращение каждого квадрата заранее заданное количество раз, нарисовать на бумаге конечный результат.

Способность к внутреннему плану действий можно потренировать с помощью букв. Задания могут быть такими:

- если поменять в слове «ПИЛА» букву «П» на букву «С», какое слово получится?
- если в слове «СПОРТ» отбросить первую букву, какое слово получится?
- если в слове «КОШКА» поменять букву «К» на букву «М», а букву «О» на букву «Ы», какое слово получится?

У старших дошкольников степень устойчивости внимания значительно возрастает. Дети пяти - семи лет способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении до 20 секунд. Важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

- типа нервной деятельности ребенка;

- общего состояния организма;

- эмоционального состояния малыша;

- наличия интереса к деятельности;

- условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. Поэтому четвертым принципом коррекции внимания будет:

- Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Объем внимания определяется количеством информации, на которую ребенок может обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника - 4-6 единиц информации. Так, если ребенку пяти - семи лет медленно продиктовать 10 одно- или двусложных слов, то, скорее всего, он запомнит от 4 до 6 слов. Если поочередно показать 10 картинок, то он расскажет об изображении на 4-6 картинках. Можно предложить ребенку не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с ребенком, родители узнают о развитии объема внимания своего малыша.
Игра-диагностика:
Игра «Три пункта» стимулирует развитие у ребенка объема внимания. Предложить ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Команда: «Раз, два, три - беги!» - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласить в гости друзей -усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -" переключатели", которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.

Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.
Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением вписаться в строку и соответствовать правилам каллиграфии.
Игра-диагностика.
Для развития внимания играть с ребенком в игру по типу теста " корректурная проба". Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.
Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: " По сигналу зачеркни все буквы " о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: " Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: " Наверно, ошибка в этой строке", далее: " Посмотри в начале строки", " Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:
- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать " о" и подчеркивать " а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;

- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.

Необходимо дать ребенку ощущение удачи, победы, тогда он будет знать к чему стремится, и будет уверен, что может быть успешным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.