Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искажение восприятия оппонента






Если вы окажетесь в окружении людей злых, враждебных, не­объективных, если это разрушает вас, причиняет неудобства, вам будет необходимо установить что-то наподобие психологическо­го барьера. Это может оказаться особенно полезным, если вы не можете просто уйти или прервать общение (например, это может быть ваш сотрудник или родственник, который живет неподале­ку). Для людей, которым по роду своих обязанностей приходит­ся контактировать с клиентами в конфликтогенных ситуациях, предназначены техники управления своими эмоциональными ре­акциями с помощью искажения восприятия оппонента.

Суть этих техник заключается в том, что вы воспринимаете ва­шего оппонента избирательно. Для этого вы воспринимаете толь­ко ту часть информации, которая непосредственно касается ре­шаемой вами задачи, и игнорируете все его болезненные прояв­ления: интонации, замечания лично в ваш адрес. Заметим, что в такой ситуации необходимо рационально оценивать и степень ва­шей физической безопасности, чтобы в случае необходимости принять меры для самозащиты.

Человек не может усилием воли вызвать у себя слюноотделение, но может представить себе кислый лимон. Для создания «фильт­ра», предназначенного для защиты от психологического вторже­ния, предлагается прибегнуть к использованию возможностей сво­его воображения.

«Купол». Вы можете создать вокруг себя мысленную энергети­ческую ограду, которая препятствовала бы влиянию на вас отри­цательного эмоционального заряда. Как только вы почувствуете, что вам угрожает воздействие чьей-либо «отрицательной энер­гии», что производится «психологическое вторжение», вы воз­двигаете воображаемый прозрачный купол. Этот купол не должен быть преградой для всех, он предназначен только для защиты вас от людей с отрицательным потенциалом. Неадекватные оценки вашей личности, несправедливые эпитеты и проклятья — вся их отрицательная энергия останавливается невидимым куполом и стекает с него как вода. Если вы почувствуете, что напор возра­стает, отодвиньте ваш «щит» поближе к тому, кто ее излучает. Вы почувствуете себя более устойчиво и уравновешенно и сможете более спокойно и комфортно делать то, что вам необходимо.

«Стрелоуловитель». Вы представляете, что несправедливые реплики в ваш адрес — это стрелы, посылаемые в вас оппонентом. Он намерен причинить вам боль, задеть вас или ранить. Но у вас есть толстая невидимая подушка, которая обладает свойством за­держивать острые стрелы и пропускать данные, важные для кон­троля над ситуацией. Подушка не отбивает стрелы обратно в оп­понента, она их мягко поглощает. «Перемещая» эту подушку в во­ображаемом пространстве, поглощайте острые стрелы. Будьте внимательны! В потоке стрел могут оказаться важные сведения, которые, возможно, понадобятся для преодоления конфликта, а также примиряющие жесты.

«Отводная труба». Вы можете образно представить себе, что у вас внутри вставлена тонкая трубка. Ее начало находится у вас в ухе, а конец выходит из пятки. На вашем рабочем месте есть спе­циальное «сливное отверстие». Оказавшись объектом бестактно­сти, несправедливости, резкости в условиях неравноправного об­щения, вы немного разворачиваетесь к оппоненту «дежурным ухом» и «вставляете» пятку в это отверстие. Колкости, исходящие от собеседника, с легким шуршанием проходят в землю, не затро­нув вашего самолюбия и не причинив ему никакого вреда. Прием часто предлагается продавцам, кассирам для единоборства с гру­бым клиентом.

Важное уточнение: в верхней части трубки есть фильтр, кото­рый «отцеживает» данные, необходимые для контроля над ситу­ацией.

«Самонаблюдение», или «вторая пара глаз». Выполняя эту тех­нику, вы как бы раздваиваетесь. Продолжая взаимодействовать с окружающими или решать какую-то свою внутреннюю задачу, вы в то же время стремитесь направить часть своего внимания для наблюдения за собой. Этот «внутренний наблюдатель» должен быть беспристрастным и объективным. С помощью «второй пары глаз» вы стремитесь как можно глубже разобраться в собственных реакциях, изучить, как они возникают, как протекают и как прохо­дят, проследить, как влияют на них разные приемы, и оценить дей­ствие этих приемов. Взгляд «второй пары глаз» должен быть мак­симально критическим: нужно зафиксировать в сознании все, что подлежит исправлению в себе, а в дальнейшем отмечать все успехи и все неудачи. Например: «Посетитель очень трудный, но я не раз­дражаюсь, не напряжен, однако опять говорю слишком громко... Теперь ошибки исправлены, все в порядке... Так держать!»

«Анализ собеседника». Часть внимания обособляется от не­посредственного взаимодействия с собеседником и направляет­ся на изучение его со стороны. Здесь также действует «вторая пара глаз», но взгляд обращается уже не на самого себя, а на другого. Что может быть объектом такого анализа?

• Попытка построить гипотезу о роде занятий собеседника, его характере, семейном положении и т. д. Материалом для гипотезы могут служить внешность, поведение, интересы и любые другие признаки.

• Наблюдение за состоянием мышечного тонуса и дыхания собеседника. Попытка распознать по его движениям и ма­нерам его «зажимы», зафиксировать присущие ему излиш­ние стереотипные движения (можно и обороты речи). Заме­тим, кстати, что подобное наблюдение за другими может оказать большую пользу в работе над собой.

• Речь собеседника. Его голос, особенности произношения, интересные обороты, терминология, которой он пользует­ся, речевые дефекты, ошибки и многое другое.

• Лицо человека. Обычно прежде всего сосредоточиваются на глазах. Взгляд может быть: теплым, внимательным, присталь­ным, лукавым, насмешливым, сверлящим, гневным, презри­тельным, невидящим и т. д. Очень тонко отображают состоя­ние и характер человека его губы. В качестве примера можно назвать губы «нервные» (дрожащие), капризные, обиженные, насмешливые, брезгливые, упрямые, надменные и т. д. Более легкий путь — выделить какую-то особенную черту лица со­беседника и попытаться найти в памяти аналогию среди сво­их знакомых или среди образцов мировой живописи.

• Любое, чисто случайно выбранное направление. Например, заняться изучением одежды человека, его украшений, ча­сов и т. п.

«Чужая роль». Эта техника близка к предыдущей и может применяться вместе с ней. Вы принимаете на себя роли собесед­ника, смотрите на происходящее его глазами и пытаетесь пред­видеть его дальнейшие действия. Затем можно сравнить реаль­ные поступки оппонента с предполагавшимися, а позже поду­мать о причинах расхождений.

Описанные выше техники построены на «расщеплении» кон­фликтной обстановки, а точнее — собственной реакции на об­становку. Благодаря этому человек оказывается противопостав­ленным не всей, часто весьма сложной, ситуации, а какой-то вы­деленной из нее части.

Одновременно он получает возможность перенести долю сво­его внимания с конфликта на другую, менее эмоционально зна­чимую деятельность. Тем самым уменьшается степень его «вклю­ченности» в конфликт.

Для того чтобы успешно пользоваться этими техниками, их следует первоначально освоить. Приступая к разучиванию како- го-либо приема, надо сформулировать для себя конкретные зада­чи, а затем отмечать, как идет их выполнение, каких удалось до­биться успехов, какие встречаются трудности и неудачи и какие надо из этого сделать выводы и поправки.

Техники этой группы предназначены для сохранения самооб­ладания и регулирования человеком своего поведения в сложной обстановке и во взаимодействии с трудными, неприятными для контакта людьми. Но часто применять их в нормальной обста­новке не стоит, потому что это может ослабить их действие или же сделать обращение к ним привычным, 'автоматичным, а это нежелательно, поскольку они искусственно строят помехи в об­щении и таким образом отрывают от реальности, ограничивают активность человека. Особенно проблематично их применение в отношениях с близкими, поскольку оно может привести к на­капливанию отчуждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.