Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дворец графа М. C. Воронцова






ДВОРЕЦ ГРАФА М. С. ВОРОНЦОВА. ТЕЩИН МОСТ

 

Слушателя курсов экскурсоводов

Яременко С. Г.

 

 

ОДЕССА 2016

 

Дворец графа М. C. Воронцова

На плане Одессы 1794 г. место, где ныне находится дворец, было «совершенно пустое», намечены лишь «…стены крепости Хаджибея, а в районе пересечения Дерибасовской и Ришельевской указаны разбросанные землянки и домики форштадта». Тимофеенко В. И. утверждает, что будущее строительство дворца будет размещено на месте, где когда-то был турецкий замок.

В период правления Э. И. Ришелье земельный участок принадлежал статс-советчице Вильбельгорнишовой. При А. Ф. Ланжероне его владельцем становится помещик Куликовский, выстроивший здесь «незначительный домик».

В 1820 г. эту усадьбу приобрел у Куликовского за 63 тыс. рублей граф М. С. Воронцов.

21 июля 1823 г. М. С. Воронцов прибывает в Одессу в качестве генерал-губернатора Новороссийского края. Для М. С. Воронцова был снят казной на четыре года двухэтажный особняк на углу Херсонской и Торговой улиц. В доме Куликовского поселился адъюнкт генерал-губернатора Н. М. Логвинов. «…этот дом служил столовой графа, где он давал обеды и своим подчиненным, в числе которых был Пушкин. Стоявший над обрывом Военного спуска и морским обрывом дом был тогда единственным на морском берегу, из него открывался величественный вид на море».

Архивное дело «О постройке дома для жительства градоначальника» указывало, что в разработке проекта дворца было «не только участие архитектора Боффо как главного архетектора проекта, но и архитекторов-подрядчиков П. И. Фраполли, К. Томазини, Г. И. Торичелли, Даллаква, Риглера».

В 1822 г. М. С. Воронцов представил на утверждение комитета по градостроительству проект дворца, на разработку которого, возможно, имел английский архитектор Томас Харрисон, с которым был лично знаком отец Михаила Семеновича. Комитет отверг, вероятно, проект и заказ был передан архитектору Ф. Боффо, который «после доработки и привязки, возвел дворец».

В начале 1826 г. территория участка, предназначенного под строительство дворца, была расчищена от старых построек, причем, подрядчик вывозил мусор туда, куда прикажет полиция. В конце года был заложен фундамент, а в 1827 г. началось возведение стен, которые следовало класть из «...самого крепкого и крупного дикого камня, на густом составе из извести и песка…» и снаружи все строение «окрасить …бледно-палевой краской, а карнизы и орнаменты побелить». Весной 1828 г. во дворце уже велись отделочные работы.

Архитектура дворца выполнена в формах классицизма с «налетом» мотивов итальянского Возрождения. Дворец представлял собой строение, состоящее из «простого двухэтажного объема на массивном цоколе, северная и восточная части которого образуют прогулочную площадку, огражденную чугунной литой решеткой с фонарями».

В сторону бульвара дворец обращен плоским портиком с колоннами тосканского ордера. Фасад, выходящий к морю, напоминает храмовую апсиду, по всей высоте он расчленен пятигранным выступом, ребра которого оформлены ионическими колоннами. Со стороны подъезда – портик с дорической колоннадой. Здание венчает классический антаблемент, фриз которого декорирован пышным орнаментом. Отделочные работы дворца В. А. Пилявский приписывает живописцу-декоратору И. К. Скотти.

В архитектурный комплекс усадьбы Воронцова входит ныне не существующий служебный корпус, который находился в глубине двора, и двухэтажный флигель, пристроенный к дворцу под прямым углом, где находилось несколько гостевых комнат. Постройка не имел окон, обращенных к морю, поэтому гости довольствовались видом на овраг и конюшни, расположенные с противоположной стороны дворца.

Узкий двухэтажный «орловский флигель», примыкающий с запада к дворцу под прямым углом, а также низкая стена хозяйственного здания, не сохранились.

С южной стороны к дворцу был пристроен зимний сад, от которого после второй мировой войны осталась лишь колоннада тосканского ордера.

Колоннада «в четверть круга», состоящая из десяти пар колонн дорического ордера, находится на краю обрыва, выгнутая в сторону моря. Колоннада бельведера находится на высоком ступенчатом цоколе, на краю обрыва. Десять пар колонн образуют легкую дугу. Рядом во времена М. С. Воронцова находился мраморный фонтан.

Полукруглая площадь возле дворца зрительно делилась на две части – внутренний дворец с хозяйственными постройками и конюшней, и часть, расположенная возле колоннады бельведера с фонтаном и видом на море.

Усадьба, находясь на Приморском бульваре, все же оказалась замкнутой и обособленной от общественного бульвара, главное здание «повернулось» к бульвару не фасадной плоскостью, а углом.

Внутри здание дворца можно разделить на три части: массивный подвальный этаж, где находились погреба и кухни со служебными помещениями; нижний (первый) этаж с парадными комнатами; второй (верхний) этаж – семейные покои.

Подземные помещения размещали кухню, склады с продуктами, а также шел подземный ход на берег моря.

Из вестибюля дворца направо располагалась комната манускриптов, за ней – турецкий кабинет с библиотекой, с помощью балкона сообщавшийся с зимним садом, затем «китайский кабинет» графини Воронцовой и «парадная зала». На первом этаже также были бильярдная, столовая, гостиная и буфетная.

Второй этаж занимали приемная, кабинет, две библиотеки. Здесь же детская комната, которая отличалась весьма скромным убранством. На полу «вделаны» инкрустированные солнечнее часы.

Спальни делили белые колонны (имитировавшие мрамор) на две равные части. Также была комнатка-молельня.

На стене турецкой гостиной были надписи древнеперсидской вязью, высказывания Саади:

Мир, о друг мой, для всех един,

Как для сидящих на троне,

Так и лежащих во прахе земном.

А посему не опирайся на спины рабов своих,

Ибо все мы окажемся во прахе земном.

В конце галереи в стене были размещены «черные камни с золотыми надписями, привезенные из Варны…» Арабские письмена на стенах дворца, в том числе, Зимнего сада, стали, вероятно, причиной домыслов о том, что дворец включал в себя турецкую мечеть, составлявшую часть Хаджибейского замка.

Во дворе находились две небольшие пушки «из числа взятых графом в Варне и подаренных ему государем». Также находился сад (спускался по склонам к морю), а зимний сад имел летницу, по которой можно было спуститься к морю.

Архивные документы свидетельствуют, что архитектору Боффо было отпущено 1500 рублей на роспись комнат первого этажа, однако работой руководили подрядчики, строившие дворец – Фраполли и Торичелли.

В некоторых комнатах роспись заменяли «художественной работы матерчатые обои».

10 апреля 1854 года атака англо-французским флотом одесских батарей привела к тому, что пострадали прибрежные строения, особенно усадьба М. А. Нарышкиной и М. С. Воронцова. «заделанная пробоина» в полуциркульной гостиной содержит надпись «стр. суб. 10 апр. 1854 г.», в комнате, расположенной рядом, было «вделано ядро, попавшее в 1854 г. во дворец».

Здание дворца Воронцова содержит символы, в которых А. О. Кадурина рассматривает символы плодородия, античные, солярные и лунные, охранные символы. Присутствует античная лепнина с ионическими колоннами, карнизы и фасады с растительным орнаментом, изображения льва – над окнами с маскаронами львов в венках. Львы, стоящие между дворцом и колоннадой, раньше охраняли вход у кованной решетки, выходящей на бульвар. Одной лапой они придерживают шар, символизирующий солнце, усиливая, таким образом, солярную защиту, оберегают покой хозяев и гостей дома.

В 1841 году известная тогда писательница Елена Ган в повести «Теофания Аббиаджио» так описывает дворец: «На самом углу земляного утеса стоит великолепный дом с садом, оранжереями, террасами и красивою колоннадой впереди».

«Это большое гладкое здание, как и все в Одессе, оштукатуренное. К дому примыкают конюшни, выстроенные против главного входа. Вокруг здания находится сад, оканчивающийся в сторону бульвара великолепной решёткой. Под прямым углом к дому находится большое крыло, содержащее несколько обширных комнат» — писал английский врач Эдвард Мортон.

Возвратившийся из Одессы американский путешественник Стеффенс утверждал, что дворец «по орнаменту и отделке внутри много выше таких в Италии».

«Оранжерея, окруженная вверху оббегающей галереей, является одним из прекраснейших мест дворца» — писал польский писатель Юзеф Крашевский.

Усадьбу ограничивала красочная чугунная металлическая решётка, отлитую известным петербургским мастером Ч. Бёрдом и отправленную на металлолом в 1950-х годах.

Во дворе также располагается цистерна для сбора дождевой и талой воды, позже цистерну заполняли «сладкой водой», привезенной из фонтанов. В цистерну по водосточным трубам и подземному каналу вода попадала в резервуар. Вода, до поступления в цистерну, проходила фильтр из древесного угля и гравия. Цистерны снабжались оголовком (срубом), который выступал над уровнем земли, и сооружался из твердого известняка или бутового камня. Оштукатуривались стены цементом-пуццоланом, привезенным из Италии и Франции. Редко цистерны делались из железа и мрамора. Над оголовком располагался ворот для подъема воды из цистерн. Устье цистерны закрывалось створчатой крышкой, а над ним устраивался зонтообразный навес для предотвращения попадания непосредственно в резервуар дождевой воды.

Дочь Воронцовых, Софья Михайловна, вышла замуж за графа А. П. Шувалова. На открытках начала ХХ века здание указывают как «дворец Шувалова». Затем во дворце размещалась частная мужская гимназия А. В. Юнгмейстера, арендовавшая здание в 1905 году. В 1911 году владелицей дома числилась Ворнцова-Дашкова. Во дворце никто не жил, поэтому его сдавали в аренду.

4 марта 1917 во дворце разместился Совет рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов. В 1921 году располагался комитет охраны памятников искусства и природы, здание использовалось под естественноисторический музей.

В 1936 году, 31 декабря, здание передано одесским пионерам и школьникам. Реконструкция комплекса и реставрация Дома пионеров в 1935-1936 гг. была передана архитектору В. И. Кундерту.

В годы румынской оккупации в здании находилась резиденция губернатора Транснистрии (1941-1944).

В 1947 году была проведена реставрация здания (архитектор Д. М. Лихтенштуль).

В 1960 году 21 апреля в здании начал функционировать Одесский дворец пионеров и школьников имени Яши Гордиенко.

В 1986-1988 году была проведена послепожарная реставрация залов главного здания (архитекторы Иваненко И. А. (2 этаж), Мотырева Н., Пилявский В. А. (1 этаж).

С 20 апреля 2004 года – Одесский дворец детского и юношеского творчества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.