Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические механизмы восприятия, познания и понимания людьми друг друга






Механизм социального восприятия — механизм возникновения у человека и групп образа социальных объектов и явлений: других людей, групп, общества и явлений в них.

Вызывая процесс социального восприятия, он обнаруживает сложность восприятий социальных объектов, их существенное отличие от восприятия материальных объектов. Социальное восприятие отличается большей субъективностью, пристрастностью, индивидуальностью, ролью психологических особенностей воспринимающего человека или группы. Объективность же суждения о человеке или группе по внешним впечатлениям минимальна, т.к. наиболее существенные и характеризующие их мысли, убеждения, цели, мотивы, привычки, качества, способности, традиции и прочее скрыты за внешним обликом и однозначно в нем не представлены.

Поэтому социальное восприятие всегда сопровождается мысленным переходом от внешне наблюдаемого к внутреннему и рассмотрением последнего как сущности, главной характеристики, как причины наблюдаемого. Очевидно, что этот процесс и его результат сильно зависят от умения воспринимающего человека мысленно «увидеть» и понять за внешним внутреннее, от его личных знаний, убеждений, установок, отношений, опыта и пр.

Общие свойства психического процесса восприятия объектов действительности имеют свою специфику при восприятии человеком различных социальных явлений. Выделение значимых для человека признаков другого человека и соотнесение его с определенной категорией людей, социальных групп и общностей. получило название социальная категоризация. Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что одного и того же человека можно отнести к различным социальным категориям, порой даже с полярной оценочной окраской в зависимости от действия других факторов его восприятия.

В процессе восприятия людьми друг друга действуют такие психологические механизмы межличностного восприятия, как идентификация, рефлексия, стереотипизации.

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Однако субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого.

Механизм идентификации может выполнять функцию психологического барьера. Это происходит в случаях, когда личность использует сформировавшиеся в предшествующем опыте образы и представления в качестве устойчивого шаблона без коррекции его в соответствии с имеющейся ситуацией, не стремится понять личность человека, с которым вступает во взаимодействие в настоящий момент.

Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия.

Понятие «рефлексия» в психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Психологическая рефлексия позволяет получить знание того, как другой понимает тебя, каким он тебя представляет себе, какие качества личности увидел в тебе. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам.

Понять другого человека означает, в частности, осознание его отношения к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого.

При восприятии незнакомого человека большую роль играет та изначальная информация, которую получил субъект восприятия. Эта информация создает психологическую установку для восприятия Стереотип - сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Социальные стереотипы выполняют в процессе общения две основные функции:

1. позволяют выделить наиболее типичные, свойственные большим социальным группам характеристики. Это является важным в условиях неопределенности ситуации и необходимости быстро принимать решения. позволяют оценить значимость объекта и на этой основе прогнозировать дальнейшее взаимодействие с ним. В этом случае может возникать предубеждение. Если стереотип возник на основе ограниченного опыта и имеет негативный характер, то каждое новое восприятие сходного объекта будет негативным, по крайней мере, на начальной стадии.

2. облегчают и упрощают общение людей друг с другом, способствуют более быстрому пониманию какого-либо социального объекта или явления, т.к. используются как социально-психологические схемы типов личностей, принадлежащих к определенной социальной группе или общности.

Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. Эти знания могут быть ошибочными, но сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия используются как эталоны.

Один из социально-психологических опросов свидетельствовал о популярности в значительной степени ошибочных стереотипных представлений об однозначной связи между внешностью человека и чертами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 утверждали, что люди с большим лбом - умные. Трое полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер. Пятеро говорили, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми командовать. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы, или себялюбцы. Психологическая установка в общении людей друг с другом влияет на социально-перцептивный процесс в трех направлениях: в отношении личности собеседника (если бы человек говорил с людьми, обладающими другими личностными особенностями, то восприятие информации шло бы иначе), содержания и предмета общения («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо!») и обстоятельств разговора («сейчас не место и не время для подобных бесед»).

Классическим примером действия психологической установки на формирование первого впечатления о человеке являются результаты исследования, проведенного выдающимся отечественным психологом А.А. Бодалевым. Двум группам испытуемых была показана фотография одного и того же человека. Одной группе предварительно было сообщено, что этот человек является преступником, другой группе, что он выдающийся ученый. После этого члены каждой группы составили словесный портрет показанного на фотографии человека. В первой группе были названы элементы лица человека и соответствующие им, по мнению испытуемого, психологические характеристики личности, среди которых «глубоко посаженные глаза свидетельствуют о затаенной злобе», выдающийся подбородок - признак решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Во второй группе те же внешние признаки «говорили» о глубине мысли, о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д. Аналогичные результаты были получены с установками «учительница» и «актриса» в исследованиях Куницыной В.Н. и других.

В широком смысле слова «стереотип» - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека. В процессе общения используются социальные стереотипы, освоенные в процессе приобретения личного жизненного опыта человека, а также личные стереотипные образы людей и различных социальных явлений.

Стереотипы, возникающие в общении людей друг с другом имеют свои специфические особенности. Стереотип возникает в связи с ограниченностью прошлого опыта личности, в результате стремления делать выводы на основе недостаточной информации. Стереотипные образы представителей тех или иных социальных и профессиональных групп являются типичным примером этого.

Социальные стереотипы включают в себя различные характеристики человека, в т.ч. и его внешнего облика. На восприятие человека влияет «оформление» его внешности. Например, перед равными по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе от выходил в другой одежде (в обычном деловом костюме, рабочем комбинезоне, религиозном облачении, военной форме). Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другой одежде, то люди кроме черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, которые включает в себя социальный стереотип, соответствующий одежде. Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям.

Социальные стереотипы включают в себя взаимосвязи особенностей телесного облика человека и психологических качеств личности. Например, распространенными являются такие стереотипные представления, как: квадратный подбородок — признак сильной воли, полные губы — сексуален, тонкие губы — злость, лицемерие, высокий лоб — ум, жесткие волосы — упрямый характер, красивая женщина — глупа, мужчина атлетического телосложения воспринимается как сильный, смелый, энергичный, дерзкий, инициативный, а высокий, худощавый и хрупкий на вид мужчина воспринимается как нервный, честолюбивый, подозрительный, скромный и т.д.

В процессе формирования первого впечатления с использованием стереотипизации возможны ошибки, связанные с тем, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств человека и это может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при стереотипизации. В дальнейшем общении образ партнера уточняется, становится более глубоким и детализированным.

Каузальная атрибуцияявляется одним из главных механизмов познания и понимания людьми друг друга. Каузальная атрибуция (от лат. сausа – причина и аtributiо - придаю, наделяю) – это психологический механизм познания и понимания людьми друг друга, который состоит в приписывании другому человеку причин его поведения, если информация об этих причинах отсутствует. Механизм каузальной атрибуции представляет собой причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. В реальном общении в большинстве случаев информация о действительных причинах поведения других людей отсутствует, поэтому имеет место приписывание другим причин их действий и поступков, исходя из собственных знаний, убеждений, представлений и жизненного опыта.

Теорию каузальной атрибуции разработал Ф. Хайдер (1958). Ф. Хайдер исходил из того, что у каждого человека есть своя теория человеческого поведения, выработанная им в соответствии со своими знаниями и представлениями о людях, обществе, мире в целом. В соответствии со своей субъективной теорией человеческого поведения, каждый человек воспринимает и понимает различные социальные события и явления. Создавая свою теорию человеческого поведения, человек стремится сформировать логически обоснованный взгляд на мир и приобрести контроль над окружающей обстановкой. Такая теория человеческого поведения позволяет людям адекватно воспринимать и понимать друг друга, выполнять различные виды деятельности.

Согласно теории каузальной атрибуции, восприятие людьми поведения других людей обусловлено в значительной степени тем, какие причины человек приписывает поведению других людей, исходя из своей индивидуальной теории человеческого поведения. Причины поведения подразделяются на внешние (экстернальная атрибуция) и внутренние (интернальная атрибуция). К внутренним причинам относятся черты личности, способности, установки, настроения, стремления, состояние здоровья и т.п. Личность при этом обладает свободой выбора вариантов своего поведения. К внешним, ситуационным причинам относят особенности окружающей социальной или физической среды, которые, наоборот, ограничивают возможности выбора личностью вариантов своего поведения. Это особенности конкретной социальной ситуации, в которой находится человек, действия других людей, факторы физической среды, действие случая и т.д. Например, человек под воздействием убеждения и психологического давления другого человека выполняет какие-то действия. Этот вариант встречается в случаях обращения за медицинской помощью пациентов, принявших такое решение под воздействием близких или родственников (алкогольная зависимость, скорая медицинская помощь, диагностическое обследование и т.п.).

Вторая особенность каузальной атрибуции – это устойчивость или неустойчивость причины, вызвавшей данное поведение. Некоторые внешние причины являются очень устойчивыми. К ним относятся действующие в обществе правовые, социальные, моральные нормы и соответствующие им обязанности и т.п. Профессиональный долг медицинских работников традиционно считается одним из наиболее сильных факторов, определяющих поведение личности не только в рабочее, но и во внерабочее время.

Внутренние причины поведения человека могут быть в большей или меньшей степени устойчивыми. Например, направленность личности, черты характера, особенности темперамента являются устойчивыми внутренними причинами поведения человека. В то же время эмоциональное состояние, чувства, интересы, потребности личности подвержены значительным изменениям

Приписывание мотивов поведения другому человеку осуществляется либо на основе сходства его поведения с теми людьми, с которыми уже имелся опыт общения, либо на основе собственного опыта в подобных ситуациях. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: 1) степени уникальности или типичности поступка и 2) степени социальной «желательности» или «нежелательности»[3].

В соответствии с мерой участия субъекта восприятия в атрибуции, различают три типа атрибуции (Г. Келли):

1) личностную атрибуцию, когда причина поведения приписывается самому действующему человеку, например, при обращении пациента за медицинской помощью;

2) стимульную атрибуцию, когда причина поведения заключается в том объекте, на который направлено действие человека, причем объектом может быть и человек, и неживой материальный объект, и другие объекты действительности;

3) обстоятельственная атрибуция, когда причина поведения заключается в обстоятельствах, условиях, ситуации, в которой человеку приходится действовать. Это необходимость выполнения каких-либо действий, которые вызваны условиями ситуации, например, врач и фельдшер несут носилки с пациентом, необходимость выполнения врачом сестринских манипуляций и т.д.

Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Ошибочная причинная интерпретация человеком поступков других людей делает затруднительным, а иногда и вообще невозможным нормальное межличностное общение.

Атрибуция социальна по своему происхождению и направленности. Основой социальной атрибуции являются такие мыслительные операции, как категоризация и типизация, при помощи которых конкретная личность, ситуация, взаимоотношения и другие социальные объекты соотносятся с той или иной социальной группой, типом отношений и т.п. Каузальная атрибуция вступает в действие при интерпретации поведения отдельного человека как самостоятельной личности и как представителя определенной социальной группы.

Фундаментальная ошибка интерпретации с использованием механизма каузальной атрибуции состоит в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. В исследованиях установлено, что люди предпочитают позитивно оценивать личностные факторы и негативно ситуационные. При интерпретации поведения представителей социальных групп негативным эффектом каузальной атрибуции является приписывание различных причин поведения представителям «своей» и «чужой» группы. Позитивные события, качества приписываются своей группе, а негативные – чужой.

В психологических исследованиях установлено, что человек в положении наблюдателя чаще использует личностную атрибуцию, а человек, участвующий в совместной деятельности, объясняет причины поведения других людей сложившимися обстоятельствами. Особенно ярко это проявляется при объяснении причин удач и неудач. Участник деятельности объясняет неудачи преимущественно обстоятельствами, а наблюдающий со стороны – самому исполнителю.

Для профессиональной деятельности медицинских работников при использовании механизма каузальной атрибуции очень большое значение имеет вопрос об ответственности за совершаемые действия. Приписывание ответственности за какие-либо действия осуществляется как медицинскими работниками в отношении пациентов, так и пациентами и их родственниками в отношении медицинских работников. Мотив профессиональной ответственности медработников за свои действия также как мотив ответственности пациента за свою жизнь и здоровье является основополагающим в этико-правовой области медицинской деятельности.

От того, в какой мере, по мнению пациента, ответственен медработник за некачественно оказанную медицинскую помощь, будет зависеть и его психологическое состояние, и мера претензий, которые он может предъявить администрации учреждения и другим государственным и правоохранительным органам.

Физиогномическая редукция является способом познания, который позволяет дать первичную и далеко не точную оценку психологических характеристик личности человека. Физиогномическая редукция – это способ познания другого человека по его внешнему виду. При этом способе познания оцениваются черты лица, телосложение, манера поведения, походка, одежда и другие внешние признаки.

Особенности одежды (стиль, соответствие моде, качество, специфичность для какой-либо профессии, чистота и др.) несут информацию преимущественно о социальных и социально-психологических особенностях личности. Движения и состояние рук могут сказать о характере трудовой деятельности – физическим или интеллектуальным трудом занят человек. Состояние кожи лица, кожные складки и морщины отражают состояние здоровья человека в данный момент, наличие каких-либо заболеваний, преобладающие в жизни человека эмоциональные состояния, а также психологические особенности отношения человека к своему телу и внешнему облику.

При анализе информации о человеке используется метод классификации, т.е. отнесения признаков человека к определенному классу явлений действительности. Классификация может быть общей, при которой человек соотносится с полом, возрастом, расой, национальностью, профессиональной группой и другими социальными группами, выделенными по разным признакам. Более детализированная классификация производится по психологическим критериям: область интересов, мотивы деятельности и общения, способности, тип темперамента и др.

В процессе восприятия людьми друг друга возникает ряд психологических эффектов социального восприятия.

Первое впечатление имеет тенденцию к сохранению и человек испытывает определенные трудности, чтобы изменить его. Хотя все же «встречают по одежке, а провожают по уму».

Эффект ореола («гало-эффект») – это психологический эффект социального восприятия, который проявляется как тенденция воспринимать другого человека в соответствии со сложившимся ранее мнением, впечатлением об этой личности и стремление совместить новую информацию о нем с этим уже имеющимся мнением. В психологии этот термин впервые использовал в 1920г. Э. Торндайк.

Эффект ореола состоит в тенденции переносить предварительно полученную информацию о человеке, как благоприятную, так и неблагоприятную, в реальную ситуацию общения с ним. Ранее сложившийся образ о человеке становится той прочной основой, на которую накладывается новая информация о нем. Эта основа («ореол») препятствует свободному восприятию имеющейся в данной ситуации новой информации.

Тенденция социального восприятия эффекта ореола может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии: вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Другими словами, если имеется представление о человеке как о личности, обладающей рядом положительных качеств, то ему приписываются и другие, тоже положительные качества. И наоборот: если о человеке сложилось неблагоприятное мнение, то предполагается, что он обладает и другими негативными качествами. Например, влюбленный человек преувеличивает все позитивные свойства объекта своей любви, а его негативные свойства преуменьшаются или не фиксируются вообще. Благоприятное мнение, сложившееся при первом впечатлении о человеке, под действием эффекта ореола превращается в мнение о человеке как о личности, обладающей целым рядом положительных качеств.

Эффект ореола проявляется в том, что ранее сложившееся благоприятное впечатление предопределяет позитивную оценку новой информации о ранее неизвестных качествах человека, а неблагоприятное впечатление способствует негативному оцениванию новых качеств человека. Наиболее ярко эффект ореола проявляется при дефиците информации и оценке моральных качеств человека. Положительные качества, как правило, преувеличиваются при восприятии человека, превосходящего нас по каким-либо параметрам – социальному положению, принадлежности к какой-либо профессиональной или социальной группе, наличию званий и наград и т.п.

Эффект ореола проявляется при общении людей, встретившихся через длительный промежуток времени. Ранее сложившееся мнение о личности человека влияет на восприятие людьми друг друга, несмотря на то, что за прошедшее время люди изменились. Типичным примером является встреча одноклассников, однокурсников, бывших коллег через некоторый промежуток времени после их активного межличностного общения. В эффекте «ореола» проявляется инерция влияния уже сложившегося по опыту общения впечатления о человеке на все последующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые факты противоречат ему или человек в действительности меняет свое поведение, приобретая что-то новое в привычках, умениях и др. Все это приводит к тому, что социальное восприятие значительно сложнее восприятия объектов и явлений неживого мира. Оно более субъективно, пристрастно, нередко — тенденциозно.

Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему.

Эффект ореола проявляется также в явлении переноса положительной оценки внешних качеств человека на его личностные особенности. Например, в эксперименте по формированию впечатления о женщинах разной степени внешней привлекательности у мужчин были получены следующие результаты. Группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин, после чего они должны были назвать их предполагаемые качества личности. В результате оказалось, что только в группе красивых женщин есть искренние, уравновешенные, любезные, заботливые, внимательные.

Включение межличностного восприятия в процесс совместной социально значимой деятельности изменяет его характер, делает адекватной каузальную атрибуцию, устраняет отрицательное действие эффекта ореола.

Вероятность ошибок в понимании других людей и групп особенно велика. Его правильность во многом определяется социально-психологической подготовленностью человека, его знанием психологии людей и групп, умением пользоваться ими в практике жизни, желанием и умением быть объективным, не увлекаться «навешиванием ярлыков» и приписыванием им того, чего у них нет. Красный нос еще не означает, что человек пьяница, широкие скулы — что он волевой, накрашенные губы — что она любвеобильна и пр. Справедливы мудрецы: нельзя судить о человеке с первого взгляда.

Социально-психологические особенности взаимоотношений в группе, специфика совместной деятельности членов группы, их личностные особенности и другие социально-психологические явления и процессы являются факторами, определяющими в значительной степени результат процесса восприятия, познания и понимания людьми друг друга.

В процессе восприятия и познания другого человека, развития взаимоотношений с ним действуют такие социально-психологические механизмы и эффекты, как социальная аттракция, социальная фасилитация, социальная ингибиция и другие. В этих психологических механизмах проявляется влияние и воздействие на процесс социальной перцепции людей, составляющих социальное окружение личности.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего субъекта, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. В аттракции проявляется то, что общение есть всегда реализация каких-либо отношений людей.

Аттракция социальная представляет собой механизм социального восприятия, при помощи которого осуществляется познание другого человека и основанный на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-положительное отношение.

Аттракция рассматривается как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Другой человек оценивается в данном случае на основе эмоциональных и аффективных реакций, возникающих при его восприятии. Психологический механизм аттракции состоит в следующем: любой сигнал, поступающий человеку через его органы чувств, исчезает или сохраняется в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение у другим людям, говорит, что не знает, почему он относится к другому человеку так, а не иначе. Следовательно, для благоприятного протекания процесса общения необходимо, чтобы сигнал был эмоционально значимым, значение сигнала было положительным и этот сигнал не осознавался.

На возникновение аттракции влияют такие факторы, как сходство характеристик объекта и субъекта восприятия, их взаимная поддержка в процессе общения, близость, частота встреч и другие. Возникновение аттракции оказывает положительное влияние на весь процесс общения между людьми. Аттракция может проявляться на различных уровнях, отражающих степень близости личностей по многим показателям. Это симпатия, дружба, любовь.

Формирование привязанности возникает у человека как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Психологический механизм аттракции состоит в следующем: любой сигнал, поступающий человеку через его органы чувств, исчезает или сохраняется в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение у другим людям, говорит, что не знает, почему он относится к другому человеку так, а не иначе. Следовательно, для благоприятного протекания процесса общения необходимо, чтобы сигнал был эмоционально значимым, значение сигнала было положительным и этот сигнал не осознавался.

Приемы аттракции предназначены только для того, чтобы сформировать у партнера положительный настрой на общение, а не для того, чтобы в чем-то убедить, что-то доказать партнеру.

На действие механизма социальной аттракции влияют такие факторы, как частота социальных контактов, физическая привлекательность (приписывание положительных личностных качеств), сходство социального происхождения, интересов, взглядов (для установления отношений), взаимодополнение (при продолжении отношений), компетентность в области, которая близка нашим интересам.

Эффект социальной фацилитации состоит в том, что присутствие других людей облегчает выполнение каких-либо действий или деятельности в целом каждого человека.

Данный эффект объясняется возрастанием сенсорной стимуляции на человека, который выполняет какую-либо деятельность в присутствии других людей. В экспериментах было показано, что в присутствии других людей возрастает скорость выполнения какой-либо деятельности, но ухудшается качество ее выполнения. Психологический механизм фацилитации основан на действии силы группы людей, членом которой в данный момент является индивид. Это действие проявляется том, что она облегчает и способствует проявлению своих желаний, возможностей, сил «членами группы (или группой) при нахождении в составе группы (большей группы). Этот механизм способствует повышению (или напротив — снижению) активности и результативности совместной деятельности и иных проявлений активности, совершению поступков отдельными людьми, которые они не совершили бы, будучи одни. Например, трудовой коллектив, спортивная команда или другой тип объединения людей, охваченный энтузиазмом, творит чудеса, а погруженный в конфликты, споры, уныние, безразличие или панику, резко снижает не только общие результаты, но и успешность действий своих членов.

Эффект социальной ингибиции заключается в том, что присутствие других людей тормозит, ухудшает выполнение каких-либо действий человеком. Хорошо обученные люди в присутствии других людей дают положительные результаты, если эта работа не сложная. В том случае, когда плохо обученные люди выполняют трудную работу, имеет место социальная ингибиция.

Термин «идентификация» буквально означает отождествление себя с другим, уподобление себя ему. В реальных ситуациях люди часто создают мнение о другом человеке, исходя из представления себя на месте другого, исходя из собственного жизненного опыта.

Межгрупповая дискриминация – это психологический механизм восприятия людьми друг друга, который состоит в признании своей группой больших достоинств и привилегий, чем у другой группы. Такое искаженное восприятие реальных явлений создает барьеры для взаимопонимания и взаимодействия людей друг с другом.

Децентрация – это психологический механизм восприятия и понимания людьми друг друга, который состоит в том, что человек стремится понять другого человека, исходя из представлений, мнений, убеждений, знаний другого, а не своих собственных, т.е. занимает позицию другого человека, «становится на его место».

Механизм референтности — осознаваемая или мало осознаваемая ориентация индивида (или группы) на нормы, ценности, мнения, уже имеющиеся у определенной (или большей) группы людей, общность с которой признается им существующей или желательной.

Механизм социально-психологической идентификации состоит в психологическом приобщении себя группе и деятельности в ней, отождествление своих взглядов, отношений, интересов и прочего с соответствующими психологическими феноменами их; принятие групповых целей, ценностей, норм, образцов как собственных, порождающее чувство общности и подталкивающее к сближению, единству, объединению, приобщению к группе, подчинение ей.

Механизм подражания — осознанное или мало осознаваемое следование чьему-то примеру в группе, образцу поведения. Считается что подражание выступает основным механизмом так называемого научения человека или группы, постепенного, нередко неконтролируемого приобретения в опыте жизни и действий некоторых форм поведения, навыков, привычек.

Механизм конформизма — проявляющийся в тенденции членов группы (или малой группы, находящейся в психологической среде большей) так изменять свои поведение, мнение, оценки, выборы ценностей и решений, чтобы они не противоречили господствующим в группе. Бывают и люди, называемые нонконформистами, которые при любых обстоятельствах в группе сохраняют собственное мнение.

Механизм группового давления заключается в проявлениисилы воздействия группы на человека, которая действует значительно больше, чем воздействие на него другого человека. Такое групповое воздействие может быть разовым, намеренным, организованным (например, обсуждение группой поступка отдельного члена группы), но психологическое давление мнений, настроений, традиций, обычаев и других социально-психологических явлений его члены ощущают постоянно. Человеку психологически трудно сделать что-то, что не согласуется с существующими в группе мнениями и нормами поведения. Один из первых социальных психологов Г. Тард писал, что обычай старше и сильнее закона.

Психическое заражение – это форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека в условиях непосредственного общения с другими людьми. Механизм заражения состоит в неосознанной передаче эмоционального состояния от одних членов группы другим.

Психическое заражение обусловлено неосознаваемой человеком способностью подвергаться воздействию определенных психических состояний, которые переживают окружающие люди. Эти психические состояния обладают большой эмоциональной силой и переживаются людьми как паническое чувство греха, восторга, дошедшего до экстаза, интереса, достигшего уровня азарта и т.п. В истории человечества есть много примеров массового психического заражения в процессе ритуальных танцев и религиозных обрядов, массовых праздников и торжеств, вооруженных конфликтов и стихийных бедствий.

Механизм психического заражения сводится в основном к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. При этом сила переживаемых чувств и страстей находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоциональных переживаний человека, воспринимающего происходящее с окружающими людьми.

Психическое заражение выполняет ряд функций в процессе общения и жизнедеятельности людей. Психическое заражение может при определенных условиях использоваться целенаправленно. Это происходит с целью усиления групповой сплоченности, которая оценивается как недостаточная и имеет неустранимые в конкретной ситуации причины. Например, недостаток информации по жизненно важным вопросам может вызвать разобщенность людей, расхождение во мнениях. В этом случае эмоциональный настрой большой интенсивности даже одного человека, уверенного, оптимистично настроенного может объединить людей и вселить в них веру в благоприятный исход событий.

Данный механизм психологического воздействия и регуляции процессом общения может успешно использоваться в профессиональном общении медицинских работников. Врач или медсестра в общении с родственниками пациента, который находится в критическом, угрожающем жизни состоянии, или ожидающими окончательного диагноза о наличии или отсутствии у их родственника неизлечимого заболевания и в других трудных ситуациях лечебно-диагностического процесса, могут заразить их своей верой в благоприятный исход обоснованным оптимистическим настроем.

Заражение представляет собой способ сопереживания общего психического состояния одновременно несколькими людьми, которое усиливается в процессе этого переживания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.