Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос представляет собой общий или суммарный спрос на товары и услуги в масштабах всей экономики при данном уровне цен.

Кривая совокупного спроса (AD)
Уровень цен (Р)
Составляющей совокупного спроса (AD)

является С (потребительский спрос), Ig

(спрос на инвестиционные товары), G

Реальный объем производства (Q)
(государственные расходы

(государственный спрос) на товары и

услуги), Xn (спрос со стороны заграничных потребителей, т.е. чистый экспорт). Xn-разница между экспортом и импортом. Нисходящий характер кривой AD объясняется 3 эффектами (ценовые эффекты): 1) Эффект процентной ставки (т.е. если в стране растет уровень цен, то при неизменной денежной массе спрос на деньги увеличится, а раз спрос на деньги увеличится, т.е. цена за пользование деньгами – т.е. процентная ставка увеличится, что ведет к снижению потребительских и инвестионных расходов); 2) Эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков - это запас наличных платежных средств, запас денег (с увеличением роста цен реальная стоимость накопленных богатств или реальных кассовых остатков уменьшается, поэтому покупательная способность населения снижается, потребительские расходы снижаются, совокупный спрос снижается); 3) Эффект импортных закупок (если уровень цен внутри страны повышается, то экспорт уменьшается, импорт увеличивается, чистый экспорт уменьшается, совокупный спрос на продукты данной страны снижается).

Неценовые детерминанты совокупного спроса: 1) Потребительские расходы: а) благосостояние потребителей (накопленные потребителем финансовые активы – акции, облигации, и недвижимость – дом, земля); б) ожидания потребителей (если потребители ожидают увеличение своего дохода, то их потребительские расходы возрастут, и наоборот, если ожидается падение дохода, то потребители сокращают свои расходы, обычно сильно возрастают расходы в ожидании инфляции); в) налоги на потребителей (чем больше налог, тем меньше располагаемый доход и тем меньше уровень потребительских расходов, кривая совокупного спроса смещается вправо); г) задолженность потребителей (чем больше должен потребитель, тем больше денег он сберегает, чтобы вернуть этот долг и потребительские расходы в этом случае сокращаются, а кривая совокупного спроса смещается влево); 2) Инвестиционные расходы они зависят от: а) процентной ставки (чем больше процентная ставка, тем дороже стоит кредит и соответственно инвестиционные расходы уменьшаются, изменение процентной ставки не связано с ростом цен, а объясняется либо увеличением, либо уменьшением количества денег в стране); б) ожидаемой прибыли от инвестиций; в) новых технологий (при создании и разработки новых технологий инвестиционные расходы увеличиваются); г) налоги (при увеличении налогов на прибыль инвестиционные расходы уменьшаются); д) наличие избыточных мощностей (при их наличии инвестиционные расходы сокращаются); 3) Государственные расходы (чем больше государственные расходы, тем больше совокупный спрос и кривая совокупного спроса смещается вправо); 4) Изменение в расходах на чистый экспорт. Здесь существует 2 фактора: а) национальный доход за рубежом (чем он больше, тем больше получают иностранцы, тем больше они могут купить как своих товаров, так и экспортируемых товаров, в результате чистый экспорт возрастет, совокупный спрос увеличится, а кривая совокупного спроса сдвинется вправо); б) валютный курс (если валютный курс понижается, то отечественные товары становятся для иностранце дешевле, в результате экспорт увеличится, и чистый экспорт увеличится, совокупный спрос увеличится и кривая совокупного спроса сдвинется вправо).

Совокупное предложение представляет собой общий объем товаров и услуг, произведенных в масштабах всей экономики, при данном уровне цен.

Р
Кривая совокупного предложения (AS)
1-ый отрезок – кейнсианский отрезок,

 
характеризует экономику в период

 
 
спада, здесь характерен высокий

уровень безработицы и наличие

незадействованных мощностей; 2-ой отрезок –

Q
промежуточный отрезок, характеризует экономику в период подъема, для него характерно, что с увеличением объема производства, цены соответственно увеличиваются; 3-ий отрезок – классический отрезок, в этом отрезке экономика работает на полную мощность, и для нее характерно полная занятость, и при постоянном объеме производства цены растут.

AD
AS
Р
Неценовые детерминанты совокупного предложения: 1) Цена на ресурсы (чем больше цена на них, тем больше издержки и совокупное предложение меньше и кривая совокупного предложения смещается влево); 2) Производительность труда (она равна реальный объем производство разделить на затраты, чем больше производительность труда, тем меньше затраты, а совокупное предложение больше, и его кривая смещается вправо); 3) Изменения в правовых нормах: а) налоги и субсидии (если налоги увеличиваются, то увеличиваются издержки и совокупное предложение уменьшается и его кривая смещается влево, чем больше субсидии, тем меньше издержки, и совокупное предложение больше и его кривая смещается вправо); б) государственное регулирование (считается, что государственное регулирование увеличивает издержки на единицу продукции, а раз так, то совокупное предложение уменьшается и его кривая сдвигается влево).

В точке пересечения совокупного спроса и

Совокупного предложения устанавливается

равновесная цена и равновесный

P1
объем производства.

Q
Q1
P1- равновесная цена;

Q1 –равновесный объем производства.

Q2
Q3
Q1
AD1
AD
AD2
AS
Q
Р
При смещении либо кривой совокупного спроса, либо кривой совокупного предложения устанавливается новое равновесие. Смещение кривой совокупного предложения:

1-ое смещение на кейнсианском отрезке:

При увеличении спроса от AD до AD1

цены остаются постоянными, а объем

производства увеличивается с Q1 до Q2.

При уменьшении совокупного спроса от AD до

AD3 цена остается постоянной, а объем

производства уменьшается от Q1 до Q3.

 

 

AS
AD!
Р
2-ое смещение на промежуточном отрезке:

Здесь при увеличении совокупного спроса от

AD до AD1 цены увеличиваются с Р1 до Р2, а

AD
объем производства увеличивается с Q1 до

Q2.При уменьшении совокупного спроса от

AD до AD3 цена уменьшается от Р1 до Р3,

а объем производства уменьшается от Q1 до

Q
Q2
Q1
Q3
Q3.

 

 
 


P
AD1
AD
Q
Q1
P3
P2
При увеличении совокупного спроса от AD до

AD1 цена увеличивается от Р1 до Р2, а объем

P1
производства остается

постоянным, т.к. экономика

AD2
работает на полную мощность.

При уменьшении совокупного спроса от

AD до AD3 цена уменьшается от Р1 до Р3,

а объем производства остается постоянным.

AS
A
В
AD1
AD2
P1
P2
Q3
Q2
Q!
Q
Р
Но есть один факт, который опровергает снижение цены при сокращении совокупного спроса на промежуточном и классическом отрезках. И этот факт получил название Эффект Храповика. Согласно этому эффекту, при сокращении совокупного спроса цена остается неизменной, т.к.

цены являются не гибкими, т.е. не

имеют тенденцию к снижению. Поэтому

цена остается на уровне Р1, а объем

производства сокращается до уровня Q3.

А это означает, что кейнсианский

отрезок кривой совокупного

предложения перемещается к уровню

цен Р1, а кривая совокупного

предложения в целом будет Р1ВА.

Цены не снижаются т.к. в основе ценообразования лежат издержки, свыше 70% которых составляет заработная плата, а она не понижается или понижается с трудом, т.к. большая часть рабочих работает по трудовым договорам, в которых фиксируется зарплата на определенный промежуток времени и в течении этого промежутка зарплату снижать нельзя. Кроме этого снижение зарплаты ведет к сокращению производительности труда, и в результате издержки не снижаются, а следовательно и цены не снижаются. Обычно предприятия вкладывают определенные средства в подготовку и повышение квалификации своих кадров, а при снижении зарплаты есть опасность, что эти квалифицированные рабочие уйдут с предприятия.

AS1
Смещение кривой совокупного предложения: При сокращении

AS2
AS3
Р
совокупного предложения от AS1 до

AS2 происходит увеличение цен от Р1

до Р2 и сокращение объема

производства с Q1 до Q2.

P2
Одновременно наблюдается

P1
AD
инфляция и рост безработицы, это

P3
явления называется стагфляцией. При

увеличении совокупного

Q1
Q2
Q3
Q
предложения от AS1 до AS3 происходит уменьшение цен от Р1 до Р3 и уменьшение объема производства с Q1 до Q3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конструкция прибора | Группы скоропортящихся грузов, допускаемых к совместной перевозке в одном автомобиле




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.