Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родительство как педагогический менеджмент семьи






Отечественный классик детской психологии Д.Б.Эльконин понимал детское развитие как изменение форм общности детей и взрослых, что по сути означает возможность развития ребенка только в системе детско-взрослой взаимности. В таком контексте воспитание личности ребенка невозможно вне саморазвития личности родителя.

Словарик. Личность – совокупность социально значимых качеств человека, проявляющихся в его способности быть самостоятельным и ответственным носителем общечеловеческой культуры.

 

Современной педагогике известны пять универсальных качеств личности:

· физические – способность сохранять здоровым свое тело – дом своей Души;

· нравственные – способность строить конструктивные отношения с окружающими субъектами (людьми, животными и растениями), а также материальными ценностями как продуктами труда человека на основе принципа «не навреди!». Способность жить не за счет других, т.е. умение удовлетворять свои потребности без вторжения в границы потребностей и интересов других субъектов, является центральным показателем нравственности;

· умственные – владение способами решения как учебных, так и жизненных задач (противоречий, рассогласований, конфликтов);

· эстетическиепотребность и умение созидать Красоту на основе развитой способности воспринимать, понимать и различать красивое и безобразное, комическое и трагическое, а также драматическое как в жизни (природе и действиях субъектов), так и в искусстве (продуктах деятельности человека);

· трудовые – способность концентрировать энергию эмоций на преодоление барьеров (внутренних и внешних), препятствий, инертности (лени) при достижении цели или реализации жизненной (или учебной) задачи.

Особенности соотношения уровней развития каждого из этих качеств обусловливает уравновешанную гармоничность или негармоничную асимметричность характера личности.

Структура каждого из универсальных качеств строится на трехкомпонентной основе: 1) мотивационный компонент определяет степень значимости и направленность устремлений (целеполагание) человека; 2) когнитивный компонент обусловливает степень рефлексивных, осознаваемых характеристик, знаний субъекта и 3) операциональный компонент определяет степень владения субъектом способами реализации, выражающимися в конкретном поведении индивида. В целом же эти качества составляют мировоззрение личности – систему разноаспектных убеждений человека, которая и является основной причиной всех побуждений и дальнейших действий (поведения) субъекта (Г.Е. Залесский).

Ответственность как осознание человеком своей способности выступать причиной изменений окружающего его мира и собственной жизни (Д.А.Леонтьев) требует от человека постоянной активности в реализации неограниченного потенциала личностного роста человека.

Способность осознавать, что причиной изменений «выступаю я сам», требует высокого уровня развития эмоциональной саморегуляции как инструмента порождения нравственности (т.е. системы отношений, не наносящих вреда другим), разумности (т.е. ума, способного конструктивно решать жизненные задачи) и духовной направленности (т.е. способности ориентироваться на духовно-нравственные ценности жизни) в управлении своими действиями.

Словарик. Управление – способность человека своевременно выявлять противоречия и адекватно их разрешать с позиции разумной целесообразности.

 

Способность управлять не следует смешивать с современным пониманием непорядочного руководства и тем более с командованием. Управление предполагает лишь такое ответственное вмешательство в процесс, которое окажется разумно своевременным по выявлению рассогласований, возникающих в ходе эволюции личности и адекватно цели, средствами разрешения этих противоречий (именно целям, а не амбициям управляющего).

Если в качестве цели воспитания принимать формирование гармонично развитой личности, то перед взрослыми (т.е. ответственными лицами - управляющими) стоит задача создания соответствующих условий для реализации внутреннего потенциала ребенка.

Воспитание гармонично развитой личности требует от ответственных за организацию этого процесса хорошо развитого родительства: для ребенка - внешнего (в лице своих родителей, воспитателей и педагогов), а для зрелого человека – внутреннего родителя, т.е. способности самоуправления своими действиями и совместного управления в организации условий развития других людей.

Словарик. Соуправление – способность сопричастия двух и более лиц к коллегиальному (соборному, коллективному, партнерскому) сотрудничеству в творческом поиске решения актуальной жизненной задачи или проблемы.

 

Так, в семье родительство проявляется посредством выполнения функций соуправления матерью и отцом условиями развития себя и ребенка.

Обеспечение необходимых и достаточных условий для личностного роста ребенка требует постоянной совместной творческой активности родителей как в учете внутренних особенностей психики и характера ребенка, так и при организации внешних факторов взаимодействия с ним (от цвета стен в его комнате до изменения стиля общения и содержания, способов и средств в поиске решения жизненных задач).

При этом отцовство возможно понимать как способность (или неспособность) быть ответственным за стратегическую направленность развития своего Рода, сохранения традиционных ценностей и создания условий для новых социально-психологических, духовных и материальных рубежей развития семьи. А материнство мы понимаем как способность тактично и бережно (отсюда - «Берегиня») сохранять накопленные ценности духовно ориентированного и материального содержания Рода в настоящем бытие семьи.

Маленькое примечание. В современных здоровых и полных семьях функции отцовства и материнства нередко смешиваются, что по социально-психологическим и экономическим причинам развития общества вполне приемлемо и допустимо.

 

Таким образом, реализация отцовско-материнских функций в семье выражается в управленческих взаимодействиях по саморазвитию и развитию личности детей. Другими словами, личность ребенка формируется только при условии совершенствования самосознания и психосоциальной управленческой зрелости его родителей.

Можно предположить правомочность и обратного тезиса: самосовершенствование взрослого человека происходит только в процессе воспитания своих детей, которые выступают как бы стимуляторами восприимчивости, чуткости, т.е. чувственной культуры родителей, на основе которой формируется нравственность и разумность родительских действий.

Родительство – это способность человека к сотворчеству отцовско-материнского соуправления в развитии личностных качеств ребенка в системе конструктивных семейных взаимоотношений.

Другими словами, родительство - это педагогический менеджмент сохранения здоровья (физического, психического и духовного) ребенка в семье – первичной структуре социальных взаимоотношений. Но родитель не сможет конструктивно выполнять эти функции вне осознания родового опыта своих предков.

Примечание. В противном случае он превращается в «Ивана, не помнящего родства», которого судьба безжалостно бросает на «жизненные скалы», неоднократно напоминая, что вне осознания прошлого нет у человека будущего.

 

Родитель – это человек, способный реализовать ответственное управление эволюцией своего Рода.

Родительство – это сотворение личности. Но творение (или творчество) как создание нового, оригинального продукта по сути может быть двунаправленным – конструктивным и деструктивным. Стремление и умение созидать новое, не разрушая «до основания» родовые традиции, а, переосмысливая прошлый опыт своего Рода, генетическим носителем которого является каждый из нас, конструировать на этой основе современные личностные качества растущего человека и возможно называть родительством.

Таким образом, главнейшим условием сознательного и компетентного родительства является организация полисубъектной деятельности семьи (И.В.Вачков).

Родительство в принципе не может быть эгоистичным. В этом случае оно превращается в деструкцию – властность, т.е. потребность командовать другими во имя удовлетворения жажды абсолютной и неограниченной власти (Э.Фромм), стремления к преодолению чувства неполноценности за счет вынужденного признания другими (А.Адлер) или просто естественной, но не удовлетворенной с детства потребности быть принятым, значимым, быть в центре внимания, быть любимым.

Вместе с тем родительство предполагает безусловное лидерство. Это лидерство предполагает не только первенство материально-физическое (умение строить промысел «хлеба насущного» во имя здравоохранения своей семьи), умственное (поиска эффективного решения жизненных задач в удовлетворении потребностей своей семьи) и эмоционально-эстетическое (энергии созидания красивого в противостоянии безобразному), но и, прежде всего, духовно-нравственного. Нравственность родителя выражается в умении жить самому, удовлетворяя потребности в саморазвитии, и заботиться о сохранении и развитии своих традиционных ценностей, формируя у своего ребенка опыт удовлетворения своих потребностей не за счет других, ориентируясь на приоритет ценностей духовного содержания.

Ответственность за семью как вертикальную спираль развития фамильного Рода, за ее настоящее, прошлое и будущее, за деятельность и поведение членов семьи перед собой (своей Совестью) и ближайшим окружением (той социальной группой, к которой принадлежит семья) и выражает суть родительства как психосоциального качества личности (В.Н.Дружинин, 2000).

Поэтому, самое уязвимое качество человека – его родительство, - самый сложный и интересный, творческий труд.

Маленькое примечание. Разумное государство в качестве реальных шагов социального оздоровления нации создает максимально благоприятные условия родителям для разумного и воспитания здорового ребенка. По-моему, было бы вполне разумно ввести дополнительную социальную пенсию тем родителям, сумевшим воспитать детей как

· достойных продолжателей своего фамильного Рода – семьи, (а значит, и Родины, ибо патриотизм возможен лишь при наличии способности любить свой Род, дом, поместье, а значит и государство как макроусловие сохранения своего Рода);

· и способных быть профессионально полезными, т.е. востребованными в обществе.

Такое стимулирование здоровых семейных отношений будет гораздо более эффективным средством в профилактике различных социальных отклонений и девиаций, чем силовые средства борьбы с ужасающими социальными язвами -наркоманией, коррупцией, терроризмом и т.д. И гарантированно будет способствовать решению демографической проблемы нашей страны.

 

Современная власть, к сожалению, так и не осознает, что основы личности формируются не в вузе, и не в школе, и даже не в детском саду. Личность формируется до трехлетнего возраста в структуре внутрисемейных отношений. И те социальные изъяны в развитии человека, которые так не устраивают любое общество (коррумпированность, наркомания, терроризм, социальный инфантилизм – движение «бомжей», доминирующая «американизированная» ориентация на конкуренцию, развлечения и различные сексуальные отклонения и т.п.) закладываются в раннем детстве укладом жизни семьи – микросоциуме проживания первичных и навсегда закрепляющихся в индивидуальном опыте ребенка примеров супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Основные жизненные ценности усваиваются малышом в семье. Именно родители несут основную ответственность за траекторию личностного развития человека и его дальнейшую востребованность или невостребованность в обществе. Поэтому максимально привилегированное положение в обществе могут занимать президенты (государства и производств) и родители.

Еще одно небольшое примечание. В современной России до сих пор широко распространена позиция многих родителей, которая заключается в том, что за ребенком важно ухаживать физически, материально, т.е., заботиться о том, чтобы он был одет, обут и сыт. А вот о воспитании душевных и духовных качеств пусть заботятся профессионалы – педагоги (детского сада, затем - школы, далее - вуза). Такая позиция была в немалой степени сформирована стараниями неумех («кухарок») в системе образования советских времен, когда действительно эти функции было предписано выполнять, прежде всего, педагогам.

 

Поэтому необходимо поддерживать, прежде всего, здоровую семью как основу государственности, а не стимулировать в сознании молодых родителей мысль о том, что государство позаботится об их детях в любом случае, даже если родители оставят их сразу в роддоме или будут воспитывать кое-как потом (как это происходит сейчас на каждом шагу). Государство обязано позаботиться сегодня об организации системы непрерывного образования не только по форме (вяло осуществляя преобразование преемственности обучения между звеньями образовательных структур), но по содержанию – обеспечив условия для непрерывного обучения и личностного роста каждого гражданина, непрерывного образования, основанного на соборном, - ценностном управлении (А.В.Курбатов, 2005), на здоровых семейных отношениях, являющихся фундаментом, основой воспитания полноценной личности.

Следовательно, родительство предполагает ответственность за воспитание личности ребенка не только в психофизиологическом, но и социально-психологическом и духовно-нравственном смысле.

Психосоциальным продуктом такого воспитания принято считать характер человека, особенности формирования которого рассмотрим в следующем параграфе.

 

4.1. ХАРАКТЕР И УСЛОВИЯ ЕГО ВОСПИТАНИЯ

 

В семье характер формируется в процессе самовыражения человека в трех ролевых функциях: 1) сыновне-дочерней; 2) супружеской и 3) отцовско-материнской.

Для родителей формирование доброго и уравновешанного характера ребенка является одной из важнейших задач.

Словарик. ХАРАКТЕРэто комплекс устойчивых психических свойств и качеств человека, которые проявляются в жизненных ситуациях как привычные для него

· отношения (преобладающая направленность социальных переживаний: осознанно позитивная или негативная; мотивация; волевая регуляция)

· способы мышления (традиционно консервативные и/или креативные) и

· конкретные действия, - поведение (привычные способы физических реакций, внешних манипуляций ).

 

Характер человека формируется под влиянием врожденных (биологических, генетических) факторов, социально-индивидуального опыта человека в конкретных условиях жизни (семье и деловых коллективах) и национальных особенностей мышления.

· Биологической, т.е. генетически обусловленной, основой характера является доминирующий тип темперамента, наследуемый ребенком от родителей.

· Приобретенные параметры характера формируются как индивидуальный опыт, приобретаемый человеком в той социальной среде (семье и других институтах образования), в которой он адаптируется и которую преобразует в процессе своей жизни.

· Макросоциальной основой характера является национально- типологическое мышление.


= темперамент + социальный опыт + национальный тип

мышления

 

Таким образом, формирование характера человека зависит от врожденных свойств нервной системы – доминирующего типа темперамента - и приобретенных в социуме знаний, умений и навыков - привычек поведения (или социального опыта современной жизни) и национальных обычаев, традиций. Социальный опыт складывается под влиянием конкретных условий жизни человека, прежде всего в тех общественных условиях – «институтах», в которых он оказывается волею судьбы или по своей воле.

Первичным и фундаментальным социальным институтом в становлении характера является семья.

Социальный статус родителей, их образование и степень воспитанности, мотивы и реальные способности родителей управлять системой отношений в семье (т.е. разрешать возникающие противоречия, конфликты), состав семьи, сложившийся стиль общения между членами семьи и их реальные достижения, выражающиеся в продуктах-результатах духовной, душевной и материальной деятельности, являются для ребенка образцом для подражания, эталоном соответствующего типа поведения и отношения как к традициям своего Рода, а затем и национальным, а также отношения к новизне современных явлений действительности.

Далее, в силу своей профессионально-рыночной занятости (типичной характеристикой для современной семьи) родители обращаются за помощью в воспитании и образовании своего ребенка к институтам дошкольного, школьного, средне-специального и высшего профессионального образования, условия содержания в которых в значительной мере обусловливают особенности формирующегося характера человека.

От того, с кем и как будет взаимодействовать ребенок в детском саду, школе и институте, что будет усваивать как социальный опыт, чему научится и какие нормативы, эталоны отношений и поведения для взаимодействия в дальнейшей своей деятельности он усвоит, и зависит развитие хорошего характера или его деформация, проявляющаяся в акцентуациях и всевозможных отклонениях и нарушениях психического развития личности.

Из этого складывается образ жизни, который и является социальной основой формирования характера личности. Безусловно, в макросоциальном плане огромное значение имеют государственно-общественные институты информационного воздействия на личность. В современной России, к сожалению, содержание такового воздействия носит провоцирующий агрессивно-коррумпированный характер на фоне хронической социально-экономической нищеты большинства населения.

О характере принято говорить, что он бывает хорошим либо трудным, - не очень хорошим (плохим). Когда говорят о человеке с хорошим характером, то имеют в виду, что с таким человеком легко жить:

1) легко находить общий язык, общаться (про такого говорят: «Он легко меня понимает»);

2) легко вместе вести какие-то дела (в семье - хозяйственные и дела по воспитанию ребенка, а на работе – профессиональные. Могут быть еще дела государственные, т.е. общественные и общечеловеческие - дела человека планеты Земля).

Хороший характер подразумевает сформированность признаков автономного (т.е. самостоятельного) типа личности, что включает, как минимум, три важных фактора:

· понимание личной ответственности за результаты своих действий;

· устойчиво положительное самоотношение;

· опору на нравственно-духовные ценности в ситуациях принятия решения.

Ответственный человек, осознавая, что причиной изменений в собственной жизни и окружающем его мире является он сам, не склонен обвинять других, он способен искать пути решения проблемы самостоятельно или в сотрудничестве с другими. Положительное отношение к себе подразумевает переживание позитивных, оптимистичных эмоций, состояния уверенности в своих конструктивных силах, своем здоровье. Нравственные ориентации человека предоставляют возможность удовлетворения своих потребностей не за счет других.

При этом «счет» может быть предъявлен не только на материальном, но и на психологическом (душевном) и духовном уровнях.

Материальный уровень очевиден – это конкретные материализованные продукты человеческой деятельности, составляющие его собственность. Способность человека сохранять свое физическое здоровье, удовлетворяя свои материальные потребности (в пище, тепле и физическом, мышечно-двигательном напряжении – расслаблении, работоспособности и отдыхе) самостоятельно, не за счет других и определяет первую - материализованную ступень ответственности личности.

Психологический (или нервно-психический, душевный) уровень ответственности касается эмоциональных и рациональных особенностей мышления, речи и взаимоотношений человека с окружающими субъектами. Это центральная характеристика механизма образования различных мотивов и интерпретаций личностью происходящих процессов в своем внутреннем мире и событий окружающего - внешнего мира. Эта способность адекватного восприятия и понимания себя и построения конструктивных отношений с другими обусловливает психическое здоровье человека. Способность личности удовлетворять свои чувственные и умственные (т.е. психические, душевные) потребности, не вторгаясь в границы аналогичных потребностей окружающих его людей, и определяет вторую – психологическую – ступень ответственности личности. Именно этот уровень является гармонизующей (или рассогласующей) ступенью на «пороге» к духовности, согласующей потребности низшего (материально-физического) с требованиями высшего – духовного - уровня развития личности. Именно душевный, психический уровень личности востребует сформированность таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие, эмпатийно-терпимое (позитивно-толерантное) отношение к индивидуальности другого субъекта (если эти индивидуальные особенности являются не угрожающими, не вредными для психического здоровья окружающих).

Духовный уровень личностного развития - высшая ступень ответственности - предполагает способность человека к Любви – созидательной жертвенности, способности удовлетворять позитивные потребности своих партнеров по жизни, а потенциально - и всех окружающих людей. Это способность отдавать свои ценности (материальные, душевные и духовные), ничего не требуя и не ожидая взамен (ничего общего с рыночными отношениями не имеющая), способность жить по законам Совести, благочестия, духовных правил-догматов. Это то, что стремится иметь каждый человек как в отношении себя, так и в отношении к партнеру по жизни.

Каждый родитель хотел бы воспитать в собственном ребенке именно такое ответственное отношение к себе и окружающим на основе самостоятельного осознания и проявления своей миссии духовности. Такого человека называют автономным, независимым, самостоятельным, с хорошим характером.

Таким образом, автономный тип личности человека характеризуется:

· устойчиво конструктивной направленностью самоотношения и отношения к окружающим;

· опорой на внутренние ценностные критерии в ситуациях принятия решения;

· ощущением личной ответственности за результаты своих действий.

Напомним, что по сути такие социальные характеристики индивида современная педагогика и определяет как Личность – человека, способного быть самостоятельным носителем общечеловеческих ценностей и созидателем (деятелем) культуры.

Педагогические условия формирования такого человека сводятся к двум простым требованиям семейного уклада жизни:

1) сохранение эмоционально теплых внутрисемейных отношений – детско-родительской взаимности, любви и

2) стимулирование ответственной самостоятельности (используя естественные и создавая специальные - педагогические - условия для ее формирования).

Родительская любовь проявляется в умении терпимо (не раздражаясь) относиться к ошибочным или неправильным действиям ребенка в выполнении какой-либо деятельности, принимать его таким, какой он есть, выражая эмоционально теплое к нему отношение в любых ситуациях, помогать там, где нужна помощь, направляя ЕГО ДЕЙСТВИЯ, а не его самого. Это требует от родителя умения пристраиваться к потребностям малыша и как бы изнутри (руководствуясь его мотивами, потребностями и желаниями) управлять процессом их удовлетворения в социально приемлемых условиях. Необходимо учиться замечать каждое маленькое достижение, каждый успех малыша, понимая, что его проявляющаяся самостоятельность может оказаться еще недостаточно ответственной или требующей внешней помощи взрослого. Уже к трем годам любой родитель познает тот натиск устремлений малыша все делать самому. «Я сам!», - заявляет кроха. Конечно, ему еще требуется во многом помощь старшего, более опытного и разумного человека, но не менее важно привнести в его сознание уверенность в своих действиях и осторожную ответственность за каждый самостоятельный шаг.

Что же мы имеем чаще всего в обыденной суете современного уклада жизни семьи? В практике мы чаще, к сожалению, сталкиваемся с ситуациями либо равнодушно-некомпетентного, дистанцированно-либерального отношения взрослых к ребенку, либо с проявлением чрезмерной опеки, гипертрофированной любви и неразумно-любовной торопливостью родителя сделать скорее все за ребенка, наивно полагая, что когда он вырастет, то все умения самостоятельности сформируются у него сами собой.

Чрезвычайно редкое нынче явление – гармоничное соотношение поистине родительски разумного любовного принятия ребенка и оказание ему необходимой помощи на основе его мотивированной и уже проявляющейся самости.

Результатом домашнего воспитания ребенка сегодня все чаще становится его социально-педагогическая запущенность, которая приводит к деформации личностного развития, искажениям характера или, как их называют психологи, – акцентуациям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.