Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как основа самостоятельности ребенка






Самостоятельность ребенка зависит, прежде всего, от эмоциональной устойчивости – способности управлять своими эмоциональными состояниями, проявляющихся в потребностях, реализацию которых необходимо осуществить в соответствии с социальными ожиданиями, нормами.

В структуре поведения человека именно эмоциям принадлежит причинно-ключевая роль.

Эмоции (по Н.Н.Даниловой) выполняют следующие функции:

· отражательную, - выражающуюся в обобщенной (позитивной или негативной) оценке событий;

· побуждающую, - направляя желание, стремление человека к предмету или от него;

· предвосхищающую, - связывая переживания с предчувствием, догадками, идеями прогноза событий;

· переключительную, - побуждая человека к изменению действий;

· коммуникативную, являясь языком чувств, способом передачи информации о своем состоянии, самочувствии и отношении к явлениям окружающей действительности.

Эмоциональная сфера ребенка – фундамент его общения с окружающим миром и развития его интеллекта.

Чуткость основана на чувствительности соответствующих образований мозга, на их врожденной утонченности и разнообразии «внутренних голосов». Если использовать сравнение с музыкальным инструментом, внутренних «струн» мозга должно быть много и разных по звучанию, способных легко откликаться на соответствующий им тон извне. Здоровому ребенку присуща высокая степень врожденной чувствительности ко всем проявлениям окружающей жизни и воздействиям людей, находящихся рядом. В том числе он от природы чрезвычайно восприимчив ко всем характеристикам звука: высоте и ритмической организации, динамике и тембру. Однако в современной (излишне дистанцированной от ребенка или невротичной) семье врожденная чувствительность ребенка детренируется либо чрезмерным ограничением доступа многообразных звуков («ходят все на цыпочках»), либо разрушается сверхсильными звуковыми раздражителями (излишне резкими источниками шума, криками, диссонирующей и чрезмерно контрастной звуковой атмосферой, порождающей стрессовые, деструктивные состояния субъекта). В итоге, эмоциональная сфера, становится похожей на испорченный аппарат, который накапливает в основном лишь деструктивный опыт эмоциональных состояний, негативных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития.

Психология эмоций дифференцирует все переживания человека, прежде всего, по векторам направленности эмоциональных реакций: позитивному и негативному переживанию.

К базовым (основным) позитивным эмоциям принято относить симпатию, бодрость, радость, восхищение, уверенность. Базовые негативные эмоции характеризуются как сомнение, усталость, антипатия, презрение, страх, гнев. Зарождение любой познавательной эмоции начинается с такой базовой эмоции как удивление (Е.П.Ильин). Без способности удивляться не бывает познания, в том числе и психоэмоционального. Кроме того, степень выраженности эмоционального состояния зависит от интенсивности переживаний, обусловленных, во-первых, типом нервной системы, доминирующим темпераментом человека (врожденными параметрами) и, во-вторых, от приобретенного параметра - социально-перцептивного опыта реагирования на невербальные формы воздействия (П.В.Симонов, Н.Н.Данилова). Таким образом, накопленный в психологии эмоций материал позволяет построить первичную матрицу-модель категоризации основных эмоций человека в соотношении направленности (позитивной-негативной) и степени выраженности процессов возбуждения-торможения (см.Схему 1).

 

 

позитивные эмоции

восхищение

радость

       
   
 
уверенность
 

 

 


удивление удивление

 

торможениевозбуждение

удивление удивление

       
 
   

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.