Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый месяц. Первый месяц жизни малыша называют периодом новорожденности.






 

Первый месяц жизни малыша называют периодом новорожденности.

Родителям необходимо постоянно помнить о том, что малыш воспринимает все впервые (!):

· видит (цвет, свет и линии, рождающие композиции);

· слышит (звуки громкие и тихие, высокие и низкие, короткие и долгие, разные по тембру – материальному источнику);

· ощущает кожно-мышечные прикосновения (теплые и прохладные, жестко-колючие и мягкие, гладкие и шершавые, а также активно напряженные и расслабленно спокойные состояния своих мышц);

· реагирует на запахи (свежие, естественно приятные или резкие, искусственно-неприятные, сперто-душные);

· переживает вкусовые ощущения (сладкие и горькие, соленые, кислые и пресные).

Поэтому главная задача родителей в первый месяц жизни – создание необходимых условий для успешной адаптации новорожденного к окружающим информационным потокам, к мировосприятию реальности.

 

Словарик. Адаптацияприспособление органов чувств к изменяющимся условиям окружающей действительности.

 

При этом необходимо постоянно помнить, что акт рождения малыша связан со стрессом (т.е. переживанием резко негативного эмоционального состояния), который необходимо компенсировать позитивными переживаниями в течение первых девяти месяцев, убеждая малыша, что здесь – в новых для него условиях жизни – так же безопасно, как было для него и в животике у мамы.

Никому из родителей еще не удавалось избежать негативных переживаний малыша, которыми он «извещает» родителей о неудовлетворенных своих потребностях. И это естественно. Негативные переживания, так же как и позитивные, необходимы для нормального психического развития, и здесь сама жизнь «заботится» о их предоставлении в достаточном объеме. Забота родителя как педагога состоит в том, чтобы обеспечить доминирование позитивных переживаний над негативными в соотношении 4: 1. Только в таком случае у родившегося человека сохранится чувство безопасности и защищенности, доверия к окружающему миру.

Чувство безопасности является главной жизненной потребностью ребенка (да и взрослого человека) и означает субъективное ощущение защищенности. В свою очередь, чувство защищенности переживает любой человек только тогда, когда ясно ощущает, что его любят, что он не одинок в этом огромном Мире. Стало быть, именно ЛЮБОВЬ, как выражение эмоционально теплых отношений родителей, становится главным условием адаптивности ребенка и его счастливой дальнейшей жизни. При этом любовь должна проявляться не только на физическом (ласковые прикосновения, прижимания к своему телу, поглаживания) и материальном уровнях (некоторые родители проявляют свою «любовь» в демонстрации лишь материальных благ: мы и кроватку ему самую лучшую купили, и костюмчики у него самые престижные), но и на психоэмоциональном (посредством интонаций голоса, энергии взгляда), и духовном (искренности, подлинности, совестливости устремлений).

Психологически важно обеспечивать условия для удовлетворения врожденной потребности ребенка в познании окружающего мира и себя в нем. Для этого надо удовлетворять его чувственные (зрительные, слуховые, кожно-мышечные, обонятельные и вкусовые) потребности, постепенно «переводить» этот опыт на вербальный (словесный) уровень посредством удовлетворения потребности в общении. Другими словами, психика ребенка развивается полноценно только при удовлетворении его психоэмоциональных потребностей, сознания и общения.

Духовный же уровень ребенка проявляется в его простом неумении наносить вред другому, жить за счет другого. Появившись на свет по воле родителей, младенец может претендовать лишь на удовлетворение своих естественных потребностей Тела и Души. И в этом смысле его Дух, его Совесть кристально чисты. (Кто из взрослых мог бы так сказать о себе?) При этом он является поистине Ангелом, способным своими глазами передать (или инициировать вновь) духовное содержание жизни на Земле. Младенец запрограммирован на общение с теми, кто обеспечивает ему безопасность, защищенность, Любовь, кто способен на Созидание в этом мире. Он интуитивно понимает суть Добра, ощущение теплоты отношений и способен различать воздействия извне как созидательно-позитивные, радостные, так и разрушительно-негативные, агрессивные.

Словарик. Любовь есть жертвенность или целенаправленная способность любящего (здесь – родителя) удовлетворять созидательные потребности своего любимого (в нашем случае – ребенка ).

Необходимо помнить: чем младше ребенок, тем активнее происходит усвоение, запечатление и формирование представленного ему в условиях семьи эмоционально-социального опыта. Именно семья – первый социум, первое реальное и навсегда значимое общество ребенка.

Метаморфозы физического и психоэмоционального развития новорожденного столь существенны, что неонатологи, педиатры и педагоги-психологи делят первый месяц жизни на три микропериода: на первую, вторую и третью декады, различные по нормативам и задачам психоэмоционального (сенсорного) развития [Павлова Л., 2003]. Наш опыт показывает, что подразделение адаптивного периода действительно проходит три стадии, но не по декадам, а соответственно по дням – три, затем – девять и далее – 40 дней.

Первый период составляет первые три дня жизни после рождения, когда перестройка всех процессов организма столь существенна, что ребенок фактически весь сконцентрирован в проживании этих активных перестроечных процессов. Стремительные изменения, переживаемые ребенком интровертированно (т.е., в себе), по сути составляют активное приспособление, адаптирование ребенка как Духовного существа к жизни в земном, материализованном мире. Это возможно заметить во время коротких минут бодрствования, когда его взгляд – это поистине пронзительно проницательный взгляд Ангела, взгляд Духа Святого, взгляд абсолютно еще внесоциальный. Он смотрит, как духовный «рентген»…

Второй период начинается примерно с четвертого дня жизни, когда вслед за психофизиологической адаптацией (если она прошла успешно) начинаются попытки малыша строить свои отношения с окружающим миром, начинается психологическая адаптация. Это первая улыбка маме, затем этап гуления – первые попытки отвечать на интонационное стимулирование общения с мамой и папой.

 

Словарик. Гуление - способность ребенка воспроизводить голосовыми связками отдельные гласные и согласные звуки. Познавательно-исследовательская потребность ребенка обнаруживается в апробации своих возможностей по воспроизведению звуков различной высоты и длительности как самих по себе, так и в качестве способа взаимодействия, общения со взрослым.

 

Воспринимая интонации (звуки - важнейшие земные оберегающие или разрушающие сигналы) голосов родителей, малыш пробует и сам выражать свои состояния с помощью звуков.

Ребенок научается впервые фиксировать взгляд на лицах взрослого или игрушках и даже следить за их передвижением. Особый и важнейший опыт – двигательный, который определяется ощущениями малыша от различных положений тела и обусловливает развитие структур головного мозга. Наиболее полезная поза при этом – лежа на животике.

Третий период – с девятого по сороковой день – определяется стремительным развитием адаптивных реакций крохи: первичного опыта эмоциональной регуляции.

Каковы же задачи родителей по адаптации малютки?

Эти задачи архиважны и очень ответственны, так как именно в это время (потом будет просто поздно!) необходимо помочь приспособиться малышу к абсолютно новой для него системе жизнеобеспечения. Акт рождения и первый месяц жизни связан с переходом на самостоятельное (автономное) легочное дыхание и перестройкой кровообращения; ему надо приспособиться к новым способам питания посредством сосательного рефлекса и работы пищеварительного тракта (выделительной системы организма).

Новорожденный окружен разнообразным миром социальной стимуляции со стороны родителей, в отношениях с которыми происходит его развитие. Психофизиологические исследования младенцев определили, что слуховая система функционирует задолго до рождения и в период новорожденности является значительно более зрелой по сравнению со зрительной и моторной системами. Так, сразу после рождения сигналом, вызывающим поворот головы ребенка, является человеческая речь. Обнаружено также, что дети готовы к ответу и на зрительные сигналы сразу после рождения. Отзывчивость на зрительную стимуляцию зависит от количества времени бодрствования: чем больше бодрствуют, тем более способны к зрительному восприятию.

Нормативные показатели сенсорного (психоэмоционального) развития малыша в этот период жизни представлены в Таблице 7.

Таблица 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.