Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Педагогические рекомендации






 

Привычная позиция будущих родителей надеяться в родах только на помощь врачей и стремление избежать собственной ответственности за рождение здорового (без патологий) малыша переживается ребенком как одинокий (вне Любви!), самый трудный период его жизни, ассоциативная память о котором будет преследовать его всю жизнь и передаваться по наследству…

Желая упредить столь распространенные в современной практике родов поражения мозговых структур новорожденных, мы преследуем цель сознательного и ответственного отношения к каждой ситуации вынашивания и рождения малыша, с которым необходимо постоянно быть вместе чувствами и мыслями. Для этого надо готовиться к родам не только физически (в соответствии с медицинскими рекомендациями), но и психологически, и духовно.

Как следствие безответственного отношения родителей к рождению своего малыша в современной психофизиологической практике известны весьма часто встречающиеся нарушения структур головного мозга, называемые «минимальными мозговыми дисфункциями».

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) – наиболее легкие (и поэтому «малозаметные») формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин и имеющие однотипную, невыраженную (т.е. внешне никак не проявляющуюся), стертую неврологическую симптоматику.

Необходимо сразу отметить, что указанные функциональные нарушения обратимы и нормализуемы по мере роста и созревания мозга. Своевременно (обычно родители опаздывают) изменив социальную ситуацию, можно осуществлять воспитание и обучение «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции мозга и достигать полноценного развития психики и конструктивной социальной адаптивности растущего человека.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ММД

Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться следующими причинами:

· негативное влияние на развивающегося ребенка в утробе матери ухудшение экологической ситуации;

· физически ослабленные, часто болеющие матери;

· инфекции во время беременности и лекарства, которые при этом принимает мать во время беременности;

· пищевые отравления будущей матери;

· принятие алкоголя, наркотиков, курение, травмы и ушибы в области живота;

· иммунологическая несовместимость по резус-фактору (угроза выкидыша);

· многие хронические заболевания (гипотония и гипертония, сердечная и легочная недостаточность, токсикоз второй половины беременности и др.);

· преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении;

· родовые осложнения, связанные с неправильным предлежанием плода, обвитие пуповиной;

· плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков;

· любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств;

· сотрясения, сильные ушибы и травмы головы;

· различные заболевания ( астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нарушения обмена веществ).

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ММД

При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга, задержка электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и установления координации в их деятельности. Это проявляется в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения, приводящем к явному преобладанию одного из них. Нарушаются регуляторные функции мозга, и много энергии затрачивается непроизводительно. Общая работоспособность мозга оказывается низкой. В результате при ММД можно ожидать следующие отклонения по сравнению с нормой:

· быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность ( при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);

· значительно сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности;

· эмоциональная иррегуляция ( расбалансированность) поведения;

· сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, проблемы с переключением и распределением внимания;

· снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления;

· проблемы перехода информации из кратковременной в долговременную память.

Таким образом, основной дефект детей с ММД – рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость, что проявляется в цикличности функционирования мозга.

Дошкольная жизнь ребенка с ММД может протекать внешне вполне благополучно (так чаще всего и бывает). При этом ни родители, ни окружающие могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания.

Ситуация резко меняется с момента поступления в школу, где требования соблюдения режима школьного обучения провоцируют проявление симптомов ММД: недостатка внимания, памяти, повышенной отвлекаемости и умственной утомляемости, слабости самоуправления.

Специфика интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности умственной деятельности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых ребенок теряет контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха – пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.

В то время, когда мозг «отключается» и «отдыхает», ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. Таким образом, в школе в течение 40-минутного урока цикличность работы мозга может проявиться несколько раз и ребенок многое может выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге он либо перестает понимать, о чем идет речь, либо эти сведения комбинируются случайно, «обрывочно» и, самое ужасное, что ребенок руководствуется такими абсурдными правилами и алгоритмами действия и в дальнейшем. А родители и учителя остаются озадаченными абсолютно непонятными, «дикими» ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Современная катастрофическая ситуация в начальной школе связана, в том числе, и с резко возросшим числом именно таких детей. Так, например, в Твери практические психологи обнаруживают 20-25% учащихся начальной школы с симптомами ММД, а в Санкт-Петербурге – 30-60% детей. Важно заметить, что причины плохой обучаемости детей не в ММД, а в косности системы образования, чрезвычайно трудно перестраивающейся с традиционно репродуктивных, «знаниевых» технологий образования на личностно-ориентированные.

Что же делать родителям и педагогам, если у ребенка обнаружены симптомы ММД?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Психолого-педагогическая практика с такими детьми показала, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие ребенка и предположения о том, что дети с ММД не успевают в школе из-за большого объема и высокого уровня сложности общеобразовательных программ, несостоятельны.

Именно незнание родителями и педагогами того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующие условия обучения и жизни в целом порождают обвальное нарастание проблем в начальной школе и приводят к задержке психического развития ученика.

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить этот дефект.

Если иметь в виду, что работоспособность мозга нормализуется и наращивается при отсутствии переутомления и по мере взросления ребенка, то необходимо:

1) обеспечить «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу (например, с восьми лет, но ни в коем случае не с шести). Оптимально начинать обучение по четырехлетней (а не трехлетней) программе начальной школы, в которой программа именно первого класса облегчена, растянута на два года;

2) избегать переутомления ребенка в течение учебного дня. Лучше, когда в 1-м классе уроки длятся 30 минут и предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулками. Хорошо, если выделено и оборудовано специальное помещение для отдыха во время перемен, где дети могут полежать и поиграть. При сильных функциональных нарушениях лучше переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем;

3) обеспечить отдых от группового общения, поэтому не рекомендуется оставлять этих детей в группе продленного дня. Им необходимо после нахождения среди людей относительное одиночество - спокойные, без внешних воздействий, условия;

4) родителям необходимо помнить, что основную роль в обучении детей с ММД играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно и не осталось ли пропущенным что-либо существенное. Кроме того, очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе и вынужденные «отключения» мозга не нарушали бы общего понимания того, что объясняет учитель;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.